Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2013 года по делу N А05-14631/2012, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Чурова А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН 1082903001213; далее - Общество, ООО "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; далее - Инспекция, ГЖИ) о признании незаконным и отмене постановления от 26.09.2012 N 01-10/289 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с наличием в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признаков, и отсутствием ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление Общества принято судом и рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением суда от 14 января 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельства дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.08.2012 N А/01-15/1216 Инспекцией проведена плановая выездная проверка соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов, находящихся в управлении заявителя.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: отсутствует договор, заключенный со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения в домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис"; у дома N 39 по ул. Гаражной неисправна обшивка карнизного свеса в районе II, III подъездов; у дома N 39 а по ул. Гаражной неисправно покрытие конька в районе I подъезда и обнаружена неисправность примыкания кровельного покрытия к трубам печей в районе I, II, III подъездов; у дома N 49 по ул. Лесной неисправно кровельное покрытие в районе II, III подъездов (трещины); в доме N 39 по ул. Гаражной неисправен электроустановочный прибор (отсутствует плафон) в I, II подъезде на 1, 2 этажах и отсутствует электроосветительный прибор над входом во II подъезд; в доме N 39а по ул. Гаражной отсутствует крышка на распределительной коробке в I подъезде на 1 этаже, во II подъезде на 1, 2 этажах; в доме N 49 по ул. Лесной отсутствует крышка на распределительной коробке в I подъезде на 1 этаже, в III подъезде на 2 этаже; в домах N 39, 39а по ул. Гаражной и N 49 по ул. Лесной отсутствуют запирающие устройства на люках выхода на чердак в I, II, III подъездах; в доме N 39 по ул. Гаражной неисправны ступени лестничного марша во II подъезде в районе 2 этажа; в доме N 39 по ул. Гаражной отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления между 1 и 2 этажами в I, II, III подъездах; в доме N 39а по ул. Гаражной отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления между 1 и 2 этажами в I, II подъездах; в доме N 40 по ул. Гаражной отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления между 1 и 2 этажами в I, II подъездах; в доме N 49 по ул. Лесной отсутствует тепловая изоляция трубопровода отопления между 1 и 2 этажами во II подъезде, в тамбуре I подъезда; в I, II, III подъездах домов N 39, 39а и 40 по ул. Гаражной, N 49 по ул. Лесной отсутствует список с адресами и телефонами аварийных служб, в том числе с номером 112 для вызова экстренных служб с мобильных телефонов; в домах N 39, 39а и 40 по ул. Гаражной, N 49 по ул. Лесной не проведена промывка и опрессовка систем отопления домов (не представлен акт на испытание, промывку, наладку системы отопления); у дома N 49 по ул. Лесной неисправны дымовые трубы выше уровня кровли в районе II подъезда; в чердачном помещении в районе III подъезда дома N 49 по ул. Лесной имеются посторонние предметы.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.09.2012 N А/02-07/818.
Обществу выдано предписание от 13.09.2012 N А-10/02-13/818, в котором в срок до 16.10.2012 предложено устранить выявленные нарушения.
На основании материалов проверки ГЖИ в отношении ООО "Жилкомсервис" составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2012 N А-10/02-11/393, в котором отражены нарушения заявителем пунктов 2.6.10, 2.6.13, 3.3.4, 3.3.5, 3.5.7, 4.6.1.1, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.4, 4.9.1.3, 5.5.6, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Инспекцией вынесено постановление от 26.09.2012 N 01-10/289, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Жилкомсервис" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться собственник, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 вышеназванных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами N 170.
На основании договора управления многоквартирными домами от 01.02.2012 Общество представляет собой организацию, ответственную за содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества жилых домов по адресам: ул. Гаражная, д. 39, 39а, 40 и ул. Лесная, д. 49 в п. Усть-Пинега Холмогорского района Архангельской области.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Общество является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, как лицо, ответственное за содержание и ремонт жилого многоквартирных домов, обоснован.
Наличие перечисленных в оспариваемом постановлении нарушений подтверждается материалами административного дела: актом от 13.09.2012 N А/02-07/818, протоколом об административном правонарушении от 14.09.2012 N А-10/02-11/393.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить нарушения, отраженные в акте Инспекции, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
Ссылка Общества об отсутствии его вины в неустранении неисправности обшивки карнизного съезда, отсутствии тепловой изоляции трубопровода, правомерно отклонена судом первой инстанции.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 2.6.13 Правил N 170 определено, что в летний период должно быть проведено восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб систем отопления и горячего водоснабжения в лестничных клетках, подвалах, чердаках.
Таким образом, Общество обязано надлежащим образом содержать обшивку карнизного съезда кровли и обеспечивать надлежащую изоляцию трубопроводов системы отопления в местах общего пользования.
Доказательства о том, что утепление трубопроводов системы отопления в подъездах ухудшит условия проживания пользователей помещений, в материалы дела не представлены.
Не принимается судом апелляционной инстанции и довод подателя жалобы о том, что работы по капитальному ремонту, к которым отнесены в том числе., работы по обшивке карнизного съезда кровли, должны выполняться управляющей компанией только по отдельному договору и за счет собственников помещений (пункт 4.11 договора управления многоквартирным домами от 01.02.2012).
Сам по себе факт отсутствия такого договора о проведении соответствующих работ, их финансирования не имеет правового значения при оценке соблюдения Обществом законодательства по исполнению обязанностей по управлению и содержанию жилого фонда.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Затраты на проведение таких работ и предоставление услуг подлежат в последующем возмещению управляющей организации собственниками жилых помещений.
Из этого следует, что факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управления организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении (заключении отдельного договора) и соответствующей оплате таких работ (услуг).
Довод подателя жалобы об отсутствии у него обязанности по заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, поскольку трубопроводы системы газоснабжения и газовые баллоны по решению общего собрания собственников помещений не входят в состав общего имущества многоквартирных домов, отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В силу пункта 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239), и пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Порядок N 549) внутридомовое газовое оборудование включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Наличие договора на техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Таким образом, в связи со спецификой услуги по газоснабжению, ее особым характером, требующим контроля за безопасным функционированием внутридомового газового оборудования в интересах значительного круга третьих лиц, обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на управляющую организацию.
ООО "Жилкомсервис" как управляющая организация несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирных жилых домов. Исполнение данной обязанности возможно только посредством обеспечения контроля за надлежащим состоянием, а также проведения текущего обслуживания (осмотра) всего газового оборудования жилого дома, в том числе и внутриквартирных газопотребляющих приборов.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Факт устранения Обществом выявленных нарушений после проведения проверки не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, административный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Наказание назначено ООО "Жилкомсервис" в минимальном размере, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное указанной статьей КоАП РФ, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Выявленные административным органом в ходе проверки многочисленные нарушения содержания жилых домов свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания, установленные нормами ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований считать наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2013 года по делу N А05-14631/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" - без удовлетворения.
Судья
Т.В.ВИНОГРАДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2013 ПО ДЕЛУ N А05-14631/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. по делу N А05-14631/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2013 года по делу N А05-14631/2012, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Чурова А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" (ОГРН 1082903001213; далее - Общество, ООО "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; далее - Инспекция, ГЖИ) о признании незаконным и отмене постановления от 26.09.2012 N 01-10/289 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с наличием в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признаков, и отсутствием ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление Общества принято судом и рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением суда от 14 января 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельства дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.08.2012 N А/01-15/1216 Инспекцией проведена плановая выездная проверка соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов, находящихся в управлении заявителя.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: отсутствует договор, заключенный со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения в домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис"; у дома N 39 по ул. Гаражной неисправна обшивка карнизного свеса в районе II, III подъездов; у дома N 39 а по ул. Гаражной неисправно покрытие конька в районе I подъезда и обнаружена неисправность примыкания кровельного покрытия к трубам печей в районе I, II, III подъездов; у дома N 49 по ул. Лесной неисправно кровельное покрытие в районе II, III подъездов (трещины); в доме N 39 по ул. Гаражной неисправен электроустановочный прибор (отсутствует плафон) в I, II подъезде на 1, 2 этажах и отсутствует электроосветительный прибор над входом во II подъезд; в доме N 39а по ул. Гаражной отсутствует крышка на распределительной коробке в I подъезде на 1 этаже, во II подъезде на 1, 2 этажах; в доме N 49 по ул. Лесной отсутствует крышка на распределительной коробке в I подъезде на 1 этаже, в III подъезде на 2 этаже; в домах N 39, 39а по ул. Гаражной и N 49 по ул. Лесной отсутствуют запирающие устройства на люках выхода на чердак в I, II, III подъездах; в доме N 39 по ул. Гаражной неисправны ступени лестничного марша во II подъезде в районе 2 этажа; в доме N 39 по ул. Гаражной отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления между 1 и 2 этажами в I, II, III подъездах; в доме N 39а по ул. Гаражной отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления между 1 и 2 этажами в I, II подъездах; в доме N 40 по ул. Гаражной отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления между 1 и 2 этажами в I, II подъездах; в доме N 49 по ул. Лесной отсутствует тепловая изоляция трубопровода отопления между 1 и 2 этажами во II подъезде, в тамбуре I подъезда; в I, II, III подъездах домов N 39, 39а и 40 по ул. Гаражной, N 49 по ул. Лесной отсутствует список с адресами и телефонами аварийных служб, в том числе с номером 112 для вызова экстренных служб с мобильных телефонов; в домах N 39, 39а и 40 по ул. Гаражной, N 49 по ул. Лесной не проведена промывка и опрессовка систем отопления домов (не представлен акт на испытание, промывку, наладку системы отопления); у дома N 49 по ул. Лесной неисправны дымовые трубы выше уровня кровли в районе II подъезда; в чердачном помещении в районе III подъезда дома N 49 по ул. Лесной имеются посторонние предметы.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.09.2012 N А/02-07/818.
Обществу выдано предписание от 13.09.2012 N А-10/02-13/818, в котором в срок до 16.10.2012 предложено устранить выявленные нарушения.
На основании материалов проверки ГЖИ в отношении ООО "Жилкомсервис" составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2012 N А-10/02-11/393, в котором отражены нарушения заявителем пунктов 2.6.10, 2.6.13, 3.3.4, 3.3.5, 3.5.7, 4.6.1.1, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.4, 4.9.1.3, 5.5.6, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Инспекцией вынесено постановление от 26.09.2012 N 01-10/289, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Жилкомсервис" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться собственник, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 вышеназванных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами N 170.
На основании договора управления многоквартирными домами от 01.02.2012 Общество представляет собой организацию, ответственную за содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества жилых домов по адресам: ул. Гаражная, д. 39, 39а, 40 и ул. Лесная, д. 49 в п. Усть-Пинега Холмогорского района Архангельской области.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Общество является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, как лицо, ответственное за содержание и ремонт жилого многоквартирных домов, обоснован.
Наличие перечисленных в оспариваемом постановлении нарушений подтверждается материалами административного дела: актом от 13.09.2012 N А/02-07/818, протоколом об административном правонарушении от 14.09.2012 N А-10/02-11/393.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить нарушения, отраженные в акте Инспекции, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
Ссылка Общества об отсутствии его вины в неустранении неисправности обшивки карнизного съезда, отсутствии тепловой изоляции трубопровода, правомерно отклонена судом первой инстанции.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 2.6.13 Правил N 170 определено, что в летний период должно быть проведено восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб систем отопления и горячего водоснабжения в лестничных клетках, подвалах, чердаках.
Таким образом, Общество обязано надлежащим образом содержать обшивку карнизного съезда кровли и обеспечивать надлежащую изоляцию трубопроводов системы отопления в местах общего пользования.
Доказательства о том, что утепление трубопроводов системы отопления в подъездах ухудшит условия проживания пользователей помещений, в материалы дела не представлены.
Не принимается судом апелляционной инстанции и довод подателя жалобы о том, что работы по капитальному ремонту, к которым отнесены в том числе., работы по обшивке карнизного съезда кровли, должны выполняться управляющей компанией только по отдельному договору и за счет собственников помещений (пункт 4.11 договора управления многоквартирным домами от 01.02.2012).
Сам по себе факт отсутствия такого договора о проведении соответствующих работ, их финансирования не имеет правового значения при оценке соблюдения Обществом законодательства по исполнению обязанностей по управлению и содержанию жилого фонда.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Затраты на проведение таких работ и предоставление услуг подлежат в последующем возмещению управляющей организации собственниками жилых помещений.
Из этого следует, что факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управления организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении (заключении отдельного договора) и соответствующей оплате таких работ (услуг).
Довод подателя жалобы об отсутствии у него обязанности по заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, поскольку трубопроводы системы газоснабжения и газовые баллоны по решению общего собрания собственников помещений не входят в состав общего имущества многоквартирных домов, отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В силу пункта 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239), и пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Порядок N 549) внутридомовое газовое оборудование включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Наличие договора на техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Таким образом, в связи со спецификой услуги по газоснабжению, ее особым характером, требующим контроля за безопасным функционированием внутридомового газового оборудования в интересах значительного круга третьих лиц, обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на управляющую организацию.
ООО "Жилкомсервис" как управляющая организация несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирных жилых домов. Исполнение данной обязанности возможно только посредством обеспечения контроля за надлежащим состоянием, а также проведения текущего обслуживания (осмотра) всего газового оборудования жилого дома, в том числе и внутриквартирных газопотребляющих приборов.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Факт устранения Обществом выявленных нарушений после проведения проверки не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, административный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Наказание назначено ООО "Жилкомсервис" в минимальном размере, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное указанной статьей КоАП РФ, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Выявленные административным органом в ходе проверки многочисленные нарушения содержания жилых домов свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания, установленные нормами ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований считать наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 января 2013 года по делу N А05-14631/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" - без удовлетворения.
Судья
Т.В.ВИНОГРАДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)