Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2013 N 15АП-10801/2012-НР ПО ДЕЛУ N А32-49104/2011

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2013 г. N 15АП-10801/2012-НР

Дело N А32-49104/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом, почтовое уведомление N 34400258457408;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие N 3"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012 по делу N А32-49104/2011, принятое судьей Шкира Д.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие N 3" к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие N 3" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2011 N 001225 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в ненадлежащем техническом содержании многоквартирного дома, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда от 04.05.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2012, в удовлетворении требования общества отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалами дела подтверждается необеспечение выполнения работ по восстановлению гидроизоляции мест общего пользования в помещении умывальной комнаты, что привело к подтоплению нежилых помещений, находящихся в собственности Семеновой А.И., обвалу части штукатурного слоя перекрытия в указанных помещениях. Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен. Доказательства малозначительности совершенного правонарушения отсутствуют.
Постановлением ФАС СКО от 07.12.2012 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 по делу N А32-49104/2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции установил процессуальное нарушение, являющееся безусловным основанием к отмене постановления, а именно: согласно протоколу судебного заседания постановление подписано не тем составом суда, которым рассмотрена апелляционная жалоба.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в порядке рассмотрения дела, направленного на новое рассмотрение, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля от 24.10.2011 N 3984 проведена проверка в отношении общества.
Проверка проведена с целью рассмотрения обращения Семеновой А.И. в адрес госжилинспекции края (вх. N 6691 от 27.09.2011) о фактах нарушения прав потребителей при предоставлении услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, а именно: не выполнение работ по устранению течи инженерных сетей водоснабжения, канализации, не выполнение работ по ремонту перекрытий и стен.
Проверкой установлено, что общество совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в ненадлежащем техническом содержании многоквартирного дома по ул. Параллельная Центрального района г. Сочи, а именно: не обеспечено выполнение работ по восстановлению гидроизоляции мест общего пользования в помещении умывальной комнаты, в связи с чем допущено подтопление нежилых помещений, находящихся в собственности Семеновой А.И., обвал части штукатурного слоя перекрытия в помещении, что свидетельствует о несоблюдении требований пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 26.10.2011 N 1692; вынесено постановление от 08.11.2011 N 001225, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением административного органа от 08.11.2011 N 001225, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- 3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
- г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- б) освещение помещений общего пользования;
- в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
- г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
- е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
- ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
- з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из материалов дела следует, что общество совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в ненадлежащем техническом содержании многоквартирного дома по ул. Параллельная Центрального района г. Сочи, а именно: не обеспечено выполнение работ по восстановлению гидроизоляции мест общего пользования в помещении умывальной комнаты, в связи с чем, допущено подтопление нежилых помещений находящихся в собственности Семеновой А.И., обвал части штукатурного слоя перекрытия в помещении Семеновой А.И., чем нарушены требования пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Факт нарушений вышеназванных Правил установлен административным органом и зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, а также иных материалах административного дела.
Довод заявителя об отсутствии его вины в совершении данного правонарушения обоснованно не принят судом первой инстанцией, так как заявителем не представлено доказательств принятия им всех необходимых и достаточных мер для соблюдения вышеназванных правовых норм, устанавливающих требования к содержанию и эксплуатации общего имущества жилищного фонда.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 26.10.2011 составлен в присутствии законного представителя общества - директора Темесова В.Н., о чем свидетельствует его подпись.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении товарищества от 08.11.2011 N 001225 вынесено в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что административным органом соблюден установленный законом порядок привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Исходя из характера совершенного правонарушения, а также последствий несоблюдения установленных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, связанных с непосредственным нарушением прав собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу мотивированы, основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств и их оценке в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жильцами дома была нарушена ст. 30 ЖК РФ, а именно, правила содержания общего имущества собственников дома, так как помещение общего умывальника на 2-ом этаже используется для купания, в связи с отсутствием ванной комнаты и душевых кабин, что приводит к протечке в нежилые помещения N 25-28, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с пп. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 5 (абзац 2) Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с пунктом 4.1.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правил N 170) организации по обслуживанию жилищного фонда следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Общество не представило доказательств принятия им всех необходимых и достаточных мер для соблюдения вышеназванных правовых норм, устанавливающих требования к содержанию и эксплуатации общего имущества жилищного фонда, а также доказательств использования умывальной комнаты в качестве ванной комнаты, принятия мер к жильцам дома 2-го этажа.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Центрального суда города Сочи, которым было отказано в удовлетворении исковых требований гражданки Семеновой А.И. и установлено отсутствие вины общества в затоплении помещений NN 25-28 по улице Параллельной N 27, г. Сочи, не принимается судом, поскольку указанный правовой вывод суда общей юрисдикции не является обязательным для арбитражного суда.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, только по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, но не в части выводов, имеющих правовое значение, основанных на применении права к конкретным фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)