Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мальцева Л.Н.
Б-54
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Елисеевой А.Л.
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску К. к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о признании отказа N 314 от 29.12.2011 УСЗН администрации Шушенского района незаконным и о возложении обязанности на УСЗН администрации Шушенского района предоставлять меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности,
по апелляционной жалобе Министерства финансов Красноярского края
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края,
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 26 марта 2012 г., которым постановлено:
"Признать отказ N 314 от 29 декабря 2011 года Управления социальной защиты администрации Шушенского района в предоставлении К. социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности незаконным.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района после вступления решения в законную силу предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением К., проживающей по адресу: как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района, в котором просила признать отказ N 314 от 29.12.2011 УСЗН администрации Шушенского района незаконным и возложить обязанность на УСЗН администрации Шушенского района предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности с 1 января 2012 года путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности по адресу:
Свои требования мотивировала тем, что имеет педагогический стаж более 10 лет, находится на пенсии и считает, что по Закону Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" с изменениями, внесенными Законом Красноярского края от 1 декабря 2011 года N 13-6597, она имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
20.12.2011 года она обратилась в УСЗН администрации Шушенского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогический работник, но ей было отказано, со ссылкой на отсутствие общего педагогического стажа 10 лет в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Не был засчитан стаж с 22.05.1968 г. по 05.06.1974 г. и с 28.04.1980 г. по 31.08.1982, когда она работала воспитателем в ведомственном детском саду. Истец считает, что ст. 55 Федерального закона "Об образовании" не связывает получение льгот по оплате жилья, отопления и освещения педагогическим работникам с формой собственности образовательного учреждения.
Просила суд признать отказ N 314 от 29.12.2011 Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику незаконным, обязать УСЗН администрации Шушенского района включить в общий педагогический стаж К. периоды работы с 22.05.1968 по 05.06.1974 и с 28.04.1980 по 31.08.1982 - воспитателем в ведомственном детском саду, дающий ей право на получение мер социальной поддержки, и обязать ответчика предоставлять ей меры по социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику с 1 января 2012 года.
Определениями суда от 14 февраля 2012 года и 12 марта 2012 года в процесс были привлечены третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на стороне ответчика Министерство социальной политики Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены данного решения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством (ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. N 154\\12-22 утверждено Разъяснение "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ "Об образовании", способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, проработавших более 10 лет, вышедших на пенсию, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01.01.2012 г.), при этом имеющееся у данной категории право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров.
На основании ч. 2 ст. 5 Закон Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", принятие решения о предоставлении денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. На территории Шушенского района Красноярского края данными полномочиями наделен Отдел социальной защиты населения администрации Шушенского района.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом указанных выше норм права, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению истице меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в силу закона возложена на Отдел социальной защиты населения администрации Шушенского района.
Материалами дела подтверждено, что К. в период с 1963 г. по 01.09.1994 г. работала педагогом в сельской местности, с 22.01.1993 года является пенсионером по возрасту. На момент выхода на пенсию, К. работала в дошкольном образовательном учреждении воспитателем. Проживает в сельской местности - п. Шушенское. В общей сложности у нее имеется выработанных 10 лет педагогической деятельности в сельской местности.
Поскольку ответчик, наделенный полномочиями по предоставлению спорных денежных выплат педагогическим работникам на территории района, не осуществлял возмещения К. расходов по оплате жилой площади с отоплением и освещением, суд правомерно удовлетворил ее требования, обязав предоставлять истице компенсацию по оплате указанных услуг.
Доводы апелляционных жалоб, что К. не положены вышеуказанные меры социальной поддержки, так как из 10 лет педагогической деятельности в сельской местности, период работы с 22.05.1968 г. по 05.06.1974 г. и с 28.04.1980 г. по 31.08.1992 г. не может быть засчитан в данный стаж, так как истица работала воспитателем в ведомственном детском саду, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку данный довод был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно не принят во внимание, чему дана оценка в решении суда. Суд правомерно указал, что Федеральным законом РФ, предусматривающим данную льготу, не предусмотрено каких-либо ограничений по форме собственности образовательных учреждений.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Красноярского края о необоснованности удовлетворения требований истицы за счет расходных обязательств субъекта РФ, судебная коллегия не может принять во внимание, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.
Иных доводов, ставящих под сомнение решение суда, апелляционные жалобы не содержат.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции дана надлежащая юридическая оценка установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, верно применены нормы права, регулирующие спорное правоотношение, в связи с чем принято законное решение.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 26 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства финансов Красноярского края и Министерства социальной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ПЛАТОВ
Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
А.Л.ЕЛИСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5379
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2012 г. по делу N 33-5379
Судья: Мальцева Л.Н.
Б-54
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Елисеевой А.Л.
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску К. к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о признании отказа N 314 от 29.12.2011 УСЗН администрации Шушенского района незаконным и о возложении обязанности на УСЗН администрации Шушенского района предоставлять меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности,
по апелляционной жалобе Министерства финансов Красноярского края
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края,
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 26 марта 2012 г., которым постановлено:
"Признать отказ N 314 от 29 декабря 2011 года Управления социальной защиты администрации Шушенского района в предоставлении К. социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности незаконным.
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района после вступления решения в законную силу предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением К., проживающей по адресу: как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района, в котором просила признать отказ N 314 от 29.12.2011 УСЗН администрации Шушенского района незаконным и возложить обязанность на УСЗН администрации Шушенского района предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности с 1 января 2012 года путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности по адресу:
Свои требования мотивировала тем, что имеет педагогический стаж более 10 лет, находится на пенсии и считает, что по Закону Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" с изменениями, внесенными Законом Красноярского края от 1 декабря 2011 года N 13-6597, она имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
20.12.2011 года она обратилась в УСЗН администрации Шушенского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогический работник, но ей было отказано, со ссылкой на отсутствие общего педагогического стажа 10 лет в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Не был засчитан стаж с 22.05.1968 г. по 05.06.1974 г. и с 28.04.1980 г. по 31.08.1982, когда она работала воспитателем в ведомственном детском саду. Истец считает, что ст. 55 Федерального закона "Об образовании" не связывает получение льгот по оплате жилья, отопления и освещения педагогическим работникам с формой собственности образовательного учреждения.
Просила суд признать отказ N 314 от 29.12.2011 Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику незаконным, обязать УСЗН администрации Шушенского района включить в общий педагогический стаж К. периоды работы с 22.05.1968 по 05.06.1974 и с 28.04.1980 по 31.08.1982 - воспитателем в ведомственном детском саду, дающий ей право на получение мер социальной поддержки, и обязать ответчика предоставлять ей меры по социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику с 1 января 2012 года.
Определениями суда от 14 февраля 2012 года и 12 марта 2012 года в процесс были привлечены третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на стороне ответчика Министерство социальной политики Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены данного решения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством (ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. N 154\\12-22 утверждено Разъяснение "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ "Об образовании", способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, проработавших более 10 лет, вышедших на пенсию, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01.01.2012 г.), при этом имеющееся у данной категории право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих пенсионеров.
На основании ч. 2 ст. 5 Закон Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", принятие решения о предоставлении денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления. На территории Шушенского района Красноярского края данными полномочиями наделен Отдел социальной защиты населения администрации Шушенского района.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом указанных выше норм права, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению истице меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в силу закона возложена на Отдел социальной защиты населения администрации Шушенского района.
Материалами дела подтверждено, что К. в период с 1963 г. по 01.09.1994 г. работала педагогом в сельской местности, с 22.01.1993 года является пенсионером по возрасту. На момент выхода на пенсию, К. работала в дошкольном образовательном учреждении воспитателем. Проживает в сельской местности - п. Шушенское. В общей сложности у нее имеется выработанных 10 лет педагогической деятельности в сельской местности.
Поскольку ответчик, наделенный полномочиями по предоставлению спорных денежных выплат педагогическим работникам на территории района, не осуществлял возмещения К. расходов по оплате жилой площади с отоплением и освещением, суд правомерно удовлетворил ее требования, обязав предоставлять истице компенсацию по оплате указанных услуг.
Доводы апелляционных жалоб, что К. не положены вышеуказанные меры социальной поддержки, так как из 10 лет педагогической деятельности в сельской местности, период работы с 22.05.1968 г. по 05.06.1974 г. и с 28.04.1980 г. по 31.08.1992 г. не может быть засчитан в данный стаж, так как истица работала воспитателем в ведомственном детском саду, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку данный довод был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно не принят во внимание, чему дана оценка в решении суда. Суд правомерно указал, что Федеральным законом РФ, предусматривающим данную льготу, не предусмотрено каких-либо ограничений по форме собственности образовательных учреждений.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Красноярского края о необоснованности удовлетворения требований истицы за счет расходных обязательств субъекта РФ, судебная коллегия не может принять во внимание, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.
Иных доводов, ставящих под сомнение решение суда, апелляционные жалобы не содержат.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции дана надлежащая юридическая оценка установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, верно применены нормы права, регулирующие спорное правоотношение, в связи с чем принято законное решение.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 26 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства финансов Красноярского края и Министерства социальной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ПЛАТОВ
Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
А.Л.ЕЛИСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)