Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2008 ПО ДЕЛУ N А12-14683/08-С18

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2008 г. по делу N А12-14683/08-с18


Резолютивная часть постановления объявлена "06" ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" ноября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
без участия в судебном заседании представителей:
от муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" - извещены надлежащим образом (уведомление N 98057 0 с отметкой о вручении от 20 октября 2008 года),
от Государственной жилищной инспекции Волгоградской области - извещены надлежащим образом (уведомление N 98056 7 с отметкой о вручении от 20 октября 2008 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "18" сентября 2008 года по делу N А12-14683/08-с18 (судья Калашникова О.И.)
по заявлению муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" (далее - МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) от 19 августа 2008 года N 478 о назначении административного наказания, в соответствии с которым МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2008 года в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым требования Учреждения удовлетворить. МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" считает, что суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора. В апелляционной жалобе настаивает на том, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения; полагает, что собственники многоквартирного дома N 24 по улице Шурухина г. Волгограда избрали способ управления - ООО "ЖЭК". По мнению Учреждения, сама по себе уставная деятельность Учреждения не свидетельствует об обязанности МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" по надлежащему содержанию непосредственно жилого дома N 24 по улице Шурухина г. Волгограда.
Государственная жилищная инспекция Волгоградской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Одновременно Инспекция просит рассмотреть апелляционную жалобу Учреждения без участия ее представителя.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2008 года главным специалистом - инспектором инспекционного отдела Инспекции Скачковой Е.А. на основании распоряжения заместителя руководителя Инспекции Подлесных В.В. от 7 июля 2008 г. проведена плановая инспекционная проверка многоквартирного дома, расположенного в Тракторозаводском районе г. Волгограда по ул. Шурухина, 24.
В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила), ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги" (далее - ГОСТ).
При обследовании жилого дома по ул. Шурухина, 24 выявлены следующие нарушения:
- - наблюдаются множественные трещины в штукатурном слое и отслоения окрасочного слоя главного фасада здания, раскрытая трещина с торца здания со стороны 4-го подъезда, чем нарушены требования пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.13 Правил;
- - отмостка имеет локальные повреждения, местами отсутствие асфальтобетонного покрытия, чем нарушены требования пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил;
- - цоколь имеет локальные разрушения штукатурного и окрасочного слоев, чем нарушены требования пунктов 4.1.6, 4.1.7 Правил;
- - на тамбурных площадках наблюдается деформация и проседание лестничных маршей, ведущих в подвальное помещение; требуется частичный ремонт оконных рам; система освещения выполнена по временной схеме (неизолированные скрутки, отсутствуют защитные колпаки), этажные электрические щитки закрыты, чем нарушены требования пунктов 4.8.2, 4.8.3, 4.8.4, 4.1.6, 4.1.7 Правил;
- - в подвальных помещениях нарушена герметизация трубопроводов системы канализации, наблюдается частичное повреждение изоляции трубопроводов системы отопления, помещения загромождены строительным мусором, чем нарушены требования пунктов 5.2.22, 4.1.15, 5.8.2, 5.8.3 Правил;
- - чердачные помещения загромождены строительным мусором, чем нарушены требования пункта 3.3.1 Правил;
- - отсутствуют двери на слуховых окнах, чем нарушены требования пункта 3.3.3 Правил;
- - отсутствует информация для потребителей жилищно-коммунальных услуг, чем нарушены требования пункта 3.5.7 Правил.
Выявленные нарушения зафиксированы главным специалистом - инспектором инспекционного отдела Инспекции Скачковой Е.А. в присутствии главного специалиста ПТО Учреждения Малышева В.В. в акте проверки N 478 от 15 июля 2008 года. (л.д. 24-25).
17 июля 2008 года главным специалистом-инспектором инспекционного отдела Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Скачковой Е.А. в отношении МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" составлен протокол об административном правонарушении N 478, которым действия Учреждения квалифицированы по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (л.д. 27-29).
19 августа 2008 года заместителем руководителя Инспекции Кутузовым Г.А. было принято постановление N 478 о назначении административного наказания, в соответствии с которым МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 45000 рублей. (л.д. 16 - 19)
Учреждение не согласилось с привлечением к административной ответственности и, полагая, что постановление административного органа является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" требований сделал вывод о наличии в действиях Учреждения вменяемого административного правонарушения, при этом нарушений порядка привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении не установил.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении заявителем требований установленных Правилами. Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной административным органом проверки установлено значительное количество нарушений Правил. Указанные нарушения были отражены и описаны в акте проверки от 15 июля 2008 г. N 478.
В данном случае МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда" привлечено к административной ответственности за нарушение требований, установленных пунктами 4.2.3.1, 4.2.3.13, 4.1.6, 4.1.7, 4.1.6, 4.1.7, 4.8.2, 4.8.3, 4.8.4, 4.1.6, 4.1.7, 5.2.22, 4.1.15, 5.8.2, 5.8.3, 3.3.1, 3.3.3, 3.5.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, в отношении дома N 24, расположенного по улице Шурухина в Тракторозаводском районе г. Волгограда.
Факт нарушения обязательных требований Правил подтвержден материалами дела и лицом, привлеченным к административной ответственности, не оспорен.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Крыши, лестничные клетки, подвал относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Из пункта 2.2.2. Устава МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" следует, что на Учреждение возложены функции управляющей организации многоквартирными домами в границах Тракторозаводского района г. Волгограда, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения (заявителя жалобы). Для выполнения указанных задач Учреждение наделено функциями заказчика по капитальному, планово-предупредительному ремонтам, техническому обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов, за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие Учреждения (заявителя жалобы). На Учреждение также возложены функции контроля за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых является Учреждение.
Отношения, связанные с управлением МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" многоквартирным домом N 24 по ул. Шурухина, возникли до вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации. МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" выполняет свои функции по управлению коммунальным хозяйством и обеспечению надлежащего содержания жилищного фонда Тракторозаводского района на протяжении 10 лет, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утвержденным распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации г. Волгограда от 27.05.1998 г. N 25-р "Об утверждении Уставов муниципальных учреждений".
В силу Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до момента:
а) создания товарищества собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161, ч. 9 ст. 162, разд. 6 Кодекса);
б) принятия решения об управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст. 161, разд. 5 Кодекса);
в) заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 161, ст. 162 Кодекса, ч. 1 ст. 18 Вводного закона) и возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов;
г) заключения собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со ст. 164 Кодекса и возникновения обязательств соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
На основании изложенного, решение собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 24 по ул. Шурухина об избрании управляющей организацией ООО "ЖЭК", оформленное представленным в суд апелляционной инстанции протоколом общего собрания собственников помещений от 03.04.2008 г., не освобождает МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" от обязанностей по управлению указанным домом, так как основанием для возникновения обязательств, связанных с управлением жилым домом N 24 по ул. Шурухина, у ООО "ЖЭК" являются только заключенные в установленном порядке с собственниками помещений в данном доме договора управления многоквартирным домом.
Необходимо отметить, что в целях объективного, всестороннего и полного выяснения обстоятельств административного дела, возбужденного в отношении МУ "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" по факту нарушения правил содержания многоквартирного дома N 24 по ул. Шурухина, и разрешения его в соответствии с законом, определением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 29.07.2008 г. срок рассмотрения данного дела был продлен до 19.08.2008 г. Данным определением Учреждению было предписано в установленный срок представить в административный орган документы, подтверждающие, что многоквартирный дом N 24 по ул. Шурухина на момент проведения инспекционной проверки 15.07.2008 г. находился в управлении "ЖКХ Тракторозаводского района г. Волгограда" или документы, подтверждающие, что способ управления многоквартирным домом в установленном порядке изменен и выбрана иная управляющая организация.
Определение Инспекции получено Учреждением 01.08.2008 г. согласно почтовому уведомлению о вручении почтового отправления. При рассмотрении административного дела 19.08.2008 г. каких-либо документов заявителем представлено не было, так же, как и не было их представлено в суд первой инстанции.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих выбор собственниками жилых помещений в многоквартирном доме N 24 по ул. Шурухина иной управляющей организации или иного способа управления, все права и обязанности управляющей организации, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного жилого дома, в настоящее время до выбора способа управления многоквартирным домом возложены именно на МУ "ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на то, что Учреждение, имея в оперативном управлении и являясь балансодержателем здания, обязано исполнять требования, содержащиеся в Правилах. Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.
Указанная обязанность подлежала исполнению независимо от того, что обязательства по непосредственному оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры возложены Управлением в соответствии с заключенным им договором гражданско-правового характера на эксплуатирующую организацию - ООО "Жилищная эксплуатационная компания".
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у заявителя жалобы, как у лица, ответственного за содержание и своевременное выполнение ремонтных работ в многоквартирном доме, явившегося объектом проверки Инспекции, отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда", административным органом не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку, при этом не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "18" сентября 2008 года по делу N А12-14683/08-с18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района г. Волгограда" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)