Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8038/2013

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-8038/2013


Судья Загидулина О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Лимоновой Л.Ф., судей Орловой А.И., Яковенко М.В. при секретаре Шамсутдиновой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2013 года гражданское дело по иску прокурора <...> в интересах Б. к Министерству строительства <...> о возложении обязанности приобрести жилое помещение, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства строительства <...> на решение Полевского городского суда Свердловской области от 23 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения прокурора Киприяновой Н.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор <...> в интересах Б. обратился в суд с иском к Министерству строительства <...>, Администрации <...> о возложении обязанности приобрести жилое помещение и о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что по обращению Б. проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что Б. <...> года рождения, относится к категории <...>. После окончания в <...> училища Б. обратилась в администрацию <...> для предоставления ей жилого помещения как <...>, но в этом ей было устно отказано. В <...> Б. вновь обращалась к администрации <...> о предоставлении ей жилья, но в этом ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что ее сестра <...> была обеспечена жилым помещением в <...>, Б. предложено представить документы для предоставления жилья на общих основаниях. Однако предоставления жилого помещения по договору социального найма <...> и истцу не является исполнением обязательств по обеспечению ее жильем в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Б. неоднократно обращалась в администрацию <...> с заявлением о предоставлении ей жилого помещения для постоянного проживания, однако, в этом ей было отказано по формальным основаниям. О том, что действия администрации <...> являются незаконными, Б. <...>, узнала в <...> при рассмотрении в <...> гражданского дела о ее выселении из квартиры, в которой она проживала с супругом <...>. Собственного жилья истец не имеет, нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма <...>. Прокурор просил восстановить Б. срок для обращения в суд с требованиями о предоставлении ей жилого помещения, признать незаконным бездействие администрации <...>, выразившееся в отказе Б. в постановке не учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения; возложить на Министерство строительства <...> обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение не менее установленной в <...> социальной нормы предоставления жилого помещения, распределить жилое помещение Б. и обязать Министерство предоставить жилое помещение Б. по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.
Б. и ее представитель <...> исковые требования и доводы заявления поддержали в полном объеме.
<...>
Представитель Министерства строительства <...> в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований прокурору <...> отказать, ссылаясь на то, что истцом пропущен установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок исковой давности.
Представитель ОМС Администрации <...> в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. По существу иска указал, что после назначения опеки <...> жилое помещение за ней на территории <...> не закреплялось. Сведений о том, что Б. до достижения возраста <...> обращалась в администрацию по поводу обеспечения ее жильем, не имеется. На момент обращения в <...> оснований для постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий как лица, из числа детей-сирот, отсутствовали. С повторным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на общих основаниях <...> (на тот момент И.) обратилась <...>, постановлением Главы <...> она была принята на учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 23 апреля 2013 года исковые требования прокурора в интересах Б. удовлетворены частично. На Министерство строительства <...> возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в <...> не ниже установленных социальных норм для Б. <...> года рождения, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность <...> и распределением приобретенного жилого помещения Б. В удовлетворении иска прокурора <...> в интересах Б. к Министерству строительства <...> о заключении договора социального найма жилого помещения отказано. В удовлетворении иска о признании незаконным бездействия ОМС <...> выразившегося в отказе Б. в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и <...> просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, пропуск истцом срока исковой давности, отсутствие возможности в соответствии с законодательством передать приобретенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в муниципальную собственность, нераспространение на истца ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В заседание суда апелляционной инстанции Б. Министерство строительства <...> ОМС Администрация <...> не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы ответчиков назначено на 11 июля 2013 года определением от 24 июня 2013 года, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам почтой 24 июня 2013 года. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что стороны извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от <...> N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 8 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона).
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Постановлением <...> от <...> утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <...>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <...>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установив, что Б. относится к категории лиц <...>, она неоднократно обращалась в уполномоченные органы за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, однако до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, суд сделал правильный вывод о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с вышеприведенными нормами права, и правомерно возложил на Министерство строительства <...> обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в <...> для Б. с последующим распределением приобретенного жилого помещения истцу.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности не могут быть признаны состоятельными, поскольку спорные жилищные правоотношения являются длящимися, нарушение жилищных прав истца имеет место и в настоящее время, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не истек. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что сложившаяся ситуация во многом явилась следствием неправомерных действий со стороны уполномоченных органов государства, не обеспечивших защиту жилищных прав истца при ее неоднократных обращениях в соответствующие органы с заявлениями о реализации права на обеспечение жилым помещением. Судебная коллегия полагает, что бремя негативных последствий таких действий не может быть возложено в настоящее время на истца, как на наименее защищенного участника спорных правоотношений, и не может являться основанием для лишения Б. конституционного права на жилище.
С учетом вышеизложенного, не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что истец в силу возраста не относится к категориям лиц, которым предоставляются предусмотренные ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <...> N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от <...> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку Б. не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от <...> N 15-ФЗ, то к спорным правоотношениям применимы положения ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в действующей редакции.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для передачи приобретенного для истца жилого помещения специализированного жилищного фонда в муниципальную собственность.
В силу п. п. 3, 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <...>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с областной целевой программой "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <...> на <...> обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <...>. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Фонд.
Согласно п. п. 9, 10 Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом <...> в государственный специализированный жилищный фонд <...> после регистрации права собственности <...> и права оперативного управления Фонда на основании перечисленных в указанном пункте документов. Министерство по управлению государственным имуществом <...> осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд <...>, в Реестре государственного имущества <...>.
Таким образом, жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, относятся к государственному специализированному жилищному фонду <...>, и основания для передачи приобретенного для истца жилого помещения в муниципальную собственность отсутствуют. Более того, такие исковые требования прокурором и не заявлялись <...> по существу судом не рассматривались, какие-либо суждения относительно них в решении суда также отсутствуют. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на передачу приобретенного жилья в муниципальную собственность.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Полевского городского суда Свердловской области от 23 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исключив из резолютивной части решения суда указание на передачу приобретенного жилья в муниципальную собственность.
Председательствующий
ЛИМОНОВА Л.Ф.

Судьи
ОРЛОВА А.И.
ЯКОВЕНКО М.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)