Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4381

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу N 33-4381


Судья: Ефимова Е.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рябихина О.Е.,
судей Перовой Т.А., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района г. Саратова об истребовании документов, связанных с деятельностью товарищества собственников жилья, по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья-1 Фрунзенского района г. Саратова на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 апреля 2013 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Перовой Т.А., обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района г. Саратова (далее ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова), в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просил обязать ответчика предоставить для ознакомления протокол общего собрания членов ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова от <дата>, документы, подтверждающие кворум и итоги голосования на общем собрании членов товарищества от <дата>: список членов товарищества, принявших участие в данном собрании, бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей. Требования мотивированы тем, что муниципальное образование "Город Саратов" является собственником жилых и нежилых помещений площадью 4792,21 кв. м, входящих в ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова. <дата> состоялось общее собрание членов ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова. В соответствии со ст. 143.1 ЖК РФ администрация района направила в адрес ответчика уведомление от <дата> с просьбой в срок до <дата> предоставить копию протокола общего собрания от <дата>, документы, подтверждающие кворум и итоги голосования на общем собрании. В ответе на запрос управляющий ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова указал на возможность ознакомиться с документами по месту нахождения товарищества в рабочее время. Однако при непосредственном обращении представителей районной администрации в ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова документы для ознакомления не были представлены.
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова подало апелляционную жалобу, в которой истец просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование поданной жалобы заявитель указывает на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно факта непредставления ответчиком документов для ознакомления и нарушения в связи с этим прав истца. Судом не учтено, что предоставление документов, подтверждающих кворум на собрании, не предусмотрено ст. 143.1 ЖК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование "Город Саратов" является собственником жилых и нежилых помещений площадью 4792,21 кв. м, входящих в состав ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова.
Администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" является структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации города исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Фрунзенского района в соответствии с Положением об администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы N 36-398 от 29 января 2009 г.
В соответствии с указанным Положением администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.
Администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" является представителем муниципального образования "Город Саратов" на основании доверенности N от <дата>, выданной комитетом по управлению имуществом города Саратова.
Согласно ч. 1 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
В ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
- 1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
- 2) реестр членов товарищества;
- 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
- 4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
- 5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
- 6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
- 7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
- 8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
- 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Исходя из положений ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Согласно п. "б" ч. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731, управляющая организация обязана раскрывать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива.
В силу ч. 4 указанного Стандарта отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники жилья, собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать информацию от органов управления товарищества об их деятельности и, следовательно, истец как собственник муниципальных жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, имеет право на ознакомление с требуемой им информацией.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> состоялось общее собрание членов ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова.
Главой администрации <адрес> в адрес председателя ТСЖ - <адрес> направлено письмо от <дата>, в котором содержалась просьба в срок до <дата> предоставить копию протокола общего собрания от <дата>, документы, подтверждающие кворум и итоги голосования на общем собрании членов товарищества от <дата>, в том числе список членов товарищества, принявших участие в данном собрании, бюллетени для голосования, доверенности на голосование.
В ответе от <дата> на указанный запрос управляющий ТСЖ - <адрес> указал на возможность ознакомиться с указанными документами по месту нахождения ТСЖ-<адрес> по адресу: <адрес> любой рабочий день с 08-00 часов до 17-00 часов.
Как следует из акта от <дата>, составленного комиссией из числа сотрудников администрации района, возможность ознакомиться с указанными в запросе документами при непосредственном обращении представителей истца в ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова предоставлена не была.
Требуемые истцом для ознакомления документы не были представлены ответчиком и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова неправомерно отказано в предоставлении возможности ознакомиться с запрашиваемыми документами, чем были нарушены права собственника помещений в многоквартирном доме на участие в управлении домом, выбор способа управления домом, обжалования принятого общим собранием собственников помещений решения.
Доводы жалобы о недоказанности факта наличия со стороны ответчика препятствий в ознакомлении с документами, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку в решении суда изложены доказательства, на которых основаны выводы суда об указанных обстоятельствах и которым судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дана оценка.
Доказательства в подтверждение возражений ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не были представлены ни суду первой, ни апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о том, что представление для ознакомления документов, подтверждающих кворум на собрании, не предусмотрено законом, поскольку они противоречат п. 7 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 25 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья-1 Фрунзенского района г. Саратова - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)