Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2013 ПО ДЕЛУ N А19-18797/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Ответственность за нарушения в сфере рекламы; Экономика и управление в рекламной деятельности

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. по делу N А19-18797/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2012 года по делу N А19-18797/2012 рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению прокурора Свердловского района г. Иркутска (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899) к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН 1043801007788, ИНН 3808102400) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Титов В.М.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвую:

установил:

прокурор Свердловского района г. Иркутска (далее - прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - общество, ООО "Перспектива") к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2012 года ООО "Перспектива" привлечено к административной ответственности в соответствии со статьи 14.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Перспектива" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, указывая, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Иркутск, ул. 2 Железнодорожная, ул. Боткина размером 3 x 6 м, с подсветкой, инвентарный номер 01490 установлена ООО "Перспектива" на основании договора N 02289 от 14.04.2008, срок заключенного договора и срока действия разрешения на установку рекламной конструкции истекли 05.11.2008. Федеральным законом "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года (далее - Закон о рекламе) определены общие условия распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций). К числу таких условий относится обязательность получения разрешения. Пунктом 17 статьи 19 Закона о рекламе устанавливается конкретный срок, на который выдается разрешение - 5 лет. Наличие предписанного законом срока призвано обеспечить баланс публичного и частного интереса на рекламном рынке, обеспечить стабильность соответствующих правоотношений. Таким образом срок действия разрешения на остановку рекламной конструкции имеющей инвентарный номер N 01490 заканчивается 14.04.2013.
Установка рекламной конструкции производиться на основании письменной сделки соглашения - декларации, заключаемой между ООО "Перспектива" и Администрацией г. Иркутска.
Прокурор в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" зарегистрировано 25.02.2004 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу г. Иркутска Иркутской области в качестве юридического лица.
14.09.2012 прокуратурой Свердловского района г. Иркутска совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД при УМВД по г. Иркутску, начальником отдела наружной рекламы и нестационарной торговой сети Комитета по экономике администрации г. Иркутска проведена проверка рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. 2-я Железнодорожная и ул. Боткина.
В результате проверки установлен факт размещения отдельно стоящей односторонней рекламной конструкции со щитом размером 3 x 6 м, с подсветкой, инвентарный номер 01490, принадлежащей ООО "Перспектива" в непосредственной близости от края проезжей части.
Данное нарушение отражено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.09.2012.
На основании вышеизложенного прокурор обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.37 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 14.37 КоАП РФ установлена ответственность за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.
Закон о рекламе регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Также частью 5 данной статьи установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Прямой запрет на установку рекламной конструкции без разрешения (самовольную установку) установлен частью 10 статьи 19 Закона о рекламе.
Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
С учетом указанных норм права и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с доводами общества о том, что им пересечении улиц 2-я Железнодорожная и Боткина в г. Иркутске установлена рекламная конструкция со щитом размером 3 x 6 м, с подсветкой, инвентарный номер 01490, содержащая следующий текст: "ООО "КачугМясоПром", - Позы из рубленного свежего мяса, - Полуфабрикаты из свежего мяса...", владельцем которой является общество при наличии разрешения на ее установку.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, в предмет доказывания по данному делу входит наличие фактов невыполнения обществом требований законодательства о рекламе, факт совершения ответчиком противоправных действий (бездействия) по невыполнению указанных правил, причинно-следственная связь между его действиями (бездействием) и невыполнением установленных обязанностей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, спорная рекламная конструкция размещена с нарушением требований в сфере безопасности дорожного движения, а именно: рекламная конструкция размещена в непосредственной близости от и проезжей части в нарушении пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Как уже указывалось, объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, составляет не только установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку, но и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Общество не представило суду доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства о рекламе.
Как правильно указал суд первой инстанции, несмотря на то, что у общества имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Невыполнение указанных требований является нарушением законодательства и свидетельствует о наличии в действиях общества субъективной стороны правонарушения - вины.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества заявителем не допущено. Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении (в рассматриваемом случае - постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), соблюдены. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии директора общества Скоробогатько Н.В., которой разъяснены ее права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Общество привлечено к ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 14.37 КоАП РФ.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2012 года по делу N А19-18797/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)