Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2013 N Ф09-938/13 ПО ДЕЛУ N А50-10705/2012

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. N Ф09-938/13

Дело N А50-10705/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Васильченко Н.С., Макарова В.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" (ИНН: 5948022406, ОГРН: 1025902403196; далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.09.2012 по делу N А50-10705/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Михайлов А.А. (доверенность от 25.12.2012 N 23).

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к товариществу собственников жилья "Удача" (ИНН: 5914020834, ОГРН: 1065914000602; далее - товарищество) о взыскании 155 209 руб. 80 коп. задолженности за поставленный в период с февраля по апрель 2012 года по договору от 27.12.2011 N П-41-4-3220/11 газ (с учетом принятых судом первой инстанции в предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.09.2012 (судья Белокрылова О.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 (судьи Дружинина Л.В., Рубцова Л.В., Шварц Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в том числе п. 1, 3, 41 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", п. 5 приказа Федеральной службы по тарифам от 27.10.2011 N 252/э "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению".
Кассатор полагает, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно применили к расчетам за поставленный газ розничную цену, установленную в Пермском крае для категории "население" постановлением РЭК Пермского края от 13.12.2011 N 2-г, поскольку товарищество не относится к названной категории, котельная установка не находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах 30, 31 по ул. Ермакова в г. Добрянке Пермского края, а физические лица потребляют от товарищества не газ, а коммунальные услуги - отопление и горячее водоснабжение. По аналогичным основаниям кассатор полагает неправомерной ссылку суда апелляционной инстанции на п. 5 приказа Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ РФ) от 27.10.2011 N 252/э "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению".
Кроме того, общество указывает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно ссылаются на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332, поскольку в данной норме речь идет о розничных ценах на сжиженный газ, в то время как предметом договора поставки, заключенного между сторонами, является поставка природного газа по трубопроводам, а не сжиженного газа в баллонах.
Кассатор не согласен с выводом суда апелляционной инстанции, который, отклоняя изложенный в апелляционной жалобе довод о неправомерности применения к отношениям сторон по поставке газа положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", указал, что применению указанного постановления не препятствует то обстоятельство, что газ поставлялся товариществу не с целью обеспечения коммунальной услуги по газоснабжению, а опосредованно для предоставления иных коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и при рассмотрении спора судами установлено, что товарищество создано собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Ермакова, д. 30 и д. 31, в целях объединения собственников для совместного управления комплексом недвижимого имущества в домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в домах (п. 1.1, 1.2 Устава товарищества).
Обществом (поставщик) и товариществом (покупатель) подписан договор поставки газа от 27.12.2011 N П-41-4-3220/11 в редакции протокола разногласий от 23.01.2012, дополнительного соглашения от 27.12.2011, протокола разногласий к нему.
Во исполнение условий договора от 27.12.2011 N П-41-4-3220/11 обществом товариществу в период с февраля по апрель 2012 года поставлен газ в объеме 43,390 куб. м, что подтверждается актами об объеме переданного-принятого газа от 29.02.2012 N П-3220/02, от 31.03.2012 N П-3220/03, от 30.04.2012 N П-3220/04, подписанными обеими сторонами без разногласий.
Предъявленная к оплате стоимость газа (счета-фактуры от 30.04.2012 N 7835, от 31.03.2012 N 5488, от 29.02.2012 N 3142 от 29.02.2012 на общую сумму 211 645 руб. 91 коп.) рассчитана обществом в соответствии с п. 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 исходя из регулируемой оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальной надбавки и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленными приказами ФСТ РФ от 10.12.2010 N 412-э/2, от 10.12.2011 N 428-э/18, постановлениями РЭК Пермского края от 28.12.2010 N 3-г, от 15.12.2011 N 3-г.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение товариществом обязательства по оплате поставленного газа и наличие на стороне последнего задолженности в сумме 155 209 руб. 80 коп., общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности факта отбора газа в предъявленных к оплате объемах, правомерности оплаты товариществом приобретенного газа исходя из тарифов, установленных для расчета размера оплаты коммунальных услуг гражданами, и отсутствия у товарищества задолженности перед обществом за поставленный в спорный период газ.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
Договор от 27.12.2011 N П-41-4-3220/11 связан со снабжением газом через присоединенную сеть, в связи с чем к отношениям сторон применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации). Правовое регулирование такого рода договоров осуществляется в соответствии с § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами верно указано, что разногласия между сторонами возникли в части определения тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости газа, поставленного в период с февраля по апрель 2012 года.
Согласно письму администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 22.02.2012 Добрянским городским поселением в рамках краевой целевой программы построен распределительный газопровод низкого давления в микрорайоне г. Добрянки, в составе которого смонтирована транспортабельная котельная установка по ул. Ермакова (между домами N 18 и 20) - котельная ТКУ-300, посредством которой осуществляется теплоснабжения жилых домов, входящих в состав товарищества.
Общество, ссылаясь на то, что указанная котельная не является собственностью собственников помещений в многоквартирных домах, а товарищество оказывает конечным потребителям не услугу газоснабжения, а коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, определило стоимость газа, поставленного в котельную, исходя из оптовой цены на газ, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 10.12.2010 N 412-э/2, тарифа на услуги по транспортировке газа, утвержденного Приказом ФСТ РФ от 10.12.2010 N 428-э/18, специальной надбавки, установленной постановлениями РЭК Пермского края от 28.12.2010 N 3-г, от 15.12.2011 N 3-г; платы за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 10.12.2010 N 428-э/18.
Товарищество в свою очередь, полагая, что при определении тарифа основополагающей является цель использования энергоресурса, поставленный газ оплатило исходя из розничной цены на реализуемый населению Пермского края природный газ, утвержденной на 2012 год постановлением РЭК Пермского края от 13.12.2011 N 2-г, обосновав свои расчеты тем, что транспортабельная котельная установка используется исключительно в целях теплоснабжения находящихся в его управлении многоквартирных домов.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований. Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
Пунктом 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа) предусмотрено, что цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения), в соответствии с которыми государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (п. 7, 8, 10 Основных положений).
Пунктом 5 Приказа ФСТ РФ от 27.10.2011 N 252-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно, в том числе по такому направлению (наборам направлений) использования газа, как на отопление и (или) выработка электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 и регулирующими взаимоотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, может выступать стороной договора поставки газа юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Пунктом 41 указанных Правил предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за газ, поставленный абоненту - юридическому лицу, приобретающему газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, определяется по розничным ценам на газ, установленным для населения.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что газ, приобретаемый в соответствии с условиями договора от 27.12.2011 N П-41-3220/11, применяется в качестве топлива для транспортабельной котельной установки по ул. Ермакова, посредством которой осуществляется теплоснабжение жилых домов, входящих в состав товарищества, то есть конечным потребителем газа опосредованно является население, а само товарищество является исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей граждан.
В материалы дела не представлены доказательства того, что товарищество путем использования переданной ему транспортабельной котельной установки обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме граждан, проживающих в находящихся в его управлении многоквартирных домах, а также потребления им газа на коммерческие цели (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям, выставленным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в указанные многоквартирные дома, населению не предъявляется стоимость услуги по отоплению, однако, предъявляется стоимость поставленного на котельную газа из расчета 2 руб. 73 коп. за 1 кв. м площади жилья в соответствии с Постановлением РЭК Пермского края от 13.12.2011 N 2-г "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Пермского края на 2012 год".
Поскольку товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, суды пришли к верному выводу о том, что при расчете стоимости газа, принятого им для оказания коммунальных услуг непосредственно гражданам, должны применяться тарифы и ставки платы, предусмотренные для граждан.
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонен довод общества относительно недопустимости осуществления товариществом расчетов за поставленный газ по тарифам, установленным для населения.
При этом кассационный суд полагает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что факт поставки газа на транспортабельную котельную установку, находящуюся в пользовании товарищества, опосредованно для предоставления гражданам коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения не исключает применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению оптовая цена на газ исходя из того, что котельная не находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении товарищества и соответственно последнее не попадает под понятие "население", изложенное в пункте 2 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку отсутствие общей долевой собственности граждан на котельную в рассматриваемом случае исходя из конкретных обстоятельств дела не имеет решающего правового значения при определении подлежащего применению тарифа.
Из письма администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 22.02.2012 следует, что транспортабельная котельная ТКУ-300 принадлежат на праве собственности администрации Добрянского городского поселения и передана в оперативное управление муниципальному учреждению "Управление городского хозяйства", которое в свою очередь в целях организации теплоснабжения жилых многоквартирных домов подписало с товариществом соглашение об эксплуатации оборудования, согласно которому администрация предоставляет для целей теплоснабжения котельную установку, а товарищество от своего имени и за свой счет заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями.
С учетом изложенного приобретение газа товариществом как исполнителем коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения, в рассматриваемом случае не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения и сложившейся арбитражной практике.
Суд кассационной инстанции полагает обоснованным довод общества о неправомерности ссылки судов на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332, содержащее нормы о ценах на сжиженный газ, в то время как предметом договора поставки, заключенного между сторонами, является поставка природного газа по трубопроводам. При этом ссылки судов на нормы указанного постановления не привели к принятию неправильных решения и постановления, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Все представленные в материалы дела доказательства были исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 05.09.2012 по делу N А50-10705/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пермь" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА

Судьи
Н.С.ВАСИЛЬЧЕНКО
В.Н.МАКАРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)