Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.08.2013 ПО ДЕЛУ N 11-25344

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу N 11-25344


Судья: Сафьян Е.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Суминой Л.Н.
судей: Дубинской В.К., Мухортых Е.Н.
при секретаре: Ч.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дубинской В.К.
Дело по апелляционным жалобам Л., действовавшего в своих интересах и в интересах ЖСК "Альфа",
на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2012 г.,
которым постановлено:
- исковые требования Государственной жилищной инспекции г. Москвы к Жилищно-строительному кооперативу "Альфа" об истребовании информации и документов удовлетворить,
- обязать Жилищно-Строительный кооператив "Альфа" предоставить Государственной жилищной инспекции города Москвы заверенные в установленном законом порядке копии следующих документов: протоколы общих собраний членов кооператива с 05 февраля 2004 года, копии доверенностей выданные членам кооператива председателю правления ЖСК Альфа в 2010 - 2011 годах, реестр членов ЖСК "Альфа",

установила:

Государственная жилищная инспекция города Москвы обратилась в суд с иском к ЖСК "Альфа об обязании председателя правления ЖСК Альфа предоставить в Инспекцию Жилищного надзора по ЮЗАО заверенные подписью председателя правления ЖСК "Альфа" и печатью ЖСК "Альфа" копии документов: протоколы общих собраний членов кооператива начиная с.... по настоящее время, доверенности, выданные членам кооператива председателю правления ЖСК "Альфа" с правом представлять их интересы и принимать решения на общих собраниях ЖСК в..., реестр членов ЖСК "Альфа". В обоснование заявления истец указал, что Инспекция является функциональным органом исполнительной власти города Москвы и осуществляет функции по региональному государственному жилищному контролю. В адрес Мосжилинспекции поступило обращение уполномоченного по правам человека в г. Москве о предоставлении необходимых документов в отношении ЖСК Альфа", в связи с рассмотрением жалобы члена ЖСК "Альфа". В адрес ЖСК "Альфа" был направлен запрос о предоставлении документов, однако требования инспекции ответчиком не исполнены.
Представитель истца по доверенности К. в судебном заседании исковые требования поддержал в одном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика С., действующий на основании доверенности и ордера, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что Инспекция нарушает права ЖСК "Альфа" и превышает свои полномочия.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель ЖСК "Альфа" по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неверно установил юридически значимые обстоятельства, допустил ошибку в применении норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ЖСК "Альфа" и председателя правления ЖСК Л. по доверенности и ордеру С., представителя Государственной жилищной инспекции г. Москвы по доверенности К., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленного при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам, установленным по делу с нарушением норм материального права.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в Постановлении "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЖСК Альфа, является кооперативом, созданным как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также владения, пользования и управления жилыми и нежилыми помещениями.
Согласно Уставу предметом деятельности кооператива являются удовлетворение потребностей граждан в жилье, целями являются проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация объектов общего пользования, планировка и обустройство территории кооператива, обеспечение защиты прав и законных интересов членов кооператива в жилищных отношениях, осуществление функций ремонтно-эксплуатационной организации, выполнение строительных, ремонтно-эксплуатационных и других работ.
Кооператив осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ, ЖК РФ, другими актами законодательства, действующими на территории РФ, правовыми актами г. Москвы, Уставом и решениями органов управления Кооператива.
В адрес Государственной жилищной инспекции города Москвы поступило обращение уполномоченного по правам человека в городе Москве с просьбой запросить в ЖСК документы в связи с рассмотрением жалобы члена ЖСК "Альфа" на деятельность правления и его председателя.
19 марта 2012 года Инспекция направила председателю ЖСК Альфа запрос о предоставлении в Мосжилинспекцию в течение... дней со дня получения запроса заверенных копий документов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения жалобы члена ЖСК......, а именно: протоколов общих собраний членов кооператива с 05 февраля 2004 года по настоящее время, копий доверенностей, выданных членам кооператива председателю правления ЖСК Альфа в 2010 - 2011 годах, реестра членов ЖСК "Альфа" (л.д. 24).
23 апреля 2012 года в ответ на запрос ЖСК Альфа сообщил Государственной жилищной инспекции города Москвы, что административные отношения между кооперативом и...... переросли в сферу гражданско-правовых отношений и рассматриваются судом, все запрашиваемые документы судом были проверены и признаны законными (л.д. 25).
Согласно акту проверки от 12 апреля 2012 года на день проверки истребованные документы председателем ЖСК Альфа не представлены (л.д. 26-27).
Удовлетворяя заявленные требования Государственной жилищной инспекции, суд исходил из того, что Инспекция проводила проверку по обращению гражданина, члена ЖСК, ответчик был обязан исполнить запрос Инспекции, и отказ в предоставлении запрошенных документов неправомерен.
Судебная коллегия с выводом суда не согласна, поскольку он сделан без учета конкретных обстоятельств, установленных по делу и с нарушением норм материального права.
Согласно ст. 20 ЖК РФ в редакции от 18.07.2011 года, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
2. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.
4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
5. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
Исходя из содержания нормы закона, действовавшей на март - апрель 2012 года, полномочий на проведение проверок законности решений общих собраний в жилищно-строительном кооперативе и получение в целях проведения проверки соответствующих документов Государственная жилищная инспекция не имела.
Вновь введенная норма закона, действовавшая на день вынесения судом решения, права получать в ЖСК информацию без обращений граждан, членов кооператива, Инспекции не предоставила. Судом установлено, что Инспекция выполняла запрос Уполномоченного по правам человека о предоставлении информации, обращений граждан в ГЖИ по поводу действий ЖСК "Альфа" не поступало.
Приведенное в решении Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденное Постановлением Правительства... содержит перечень задач Мосжилинспекции, в этом перечне нет указания на проведение проверок исполнения жилищного законодательства жилищно-строительным кооперативом в сфере проведения общих собраний членов кооператива по вопросам хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Учитывая, что Государственная жилищная инспекция г. Москвы не имела права истребовать документы по запросу Уполномоченного по правам человека, без обращения самого гражданина, деятельность ЖСК по проведению общих собраний за период с... года не могла быть предметом проверки Инспекции, кооператив не обязан предоставлять запрошенные Инспекцией документы, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 п. 2, 330 ч. 1 п. п. 2 и 4 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2012 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции города Москвы об обязании председателя правления ЖСК "Альфа" представить в Инспекцию Жилищного надзора по ЮЗАО заверенные подписью председателя правления ЖСК "Альфа" и печатью ЖСК "Альфа" протоколы всех общих собраний членов кооператива, начиная с...., доверенности, выданные членам кооператива председателю правления ЖСК "Альфа" с правом представлять их интересы и принимать решения на общих собраниях ЖСК в 2010 и 2011 годах, реестр членов ЖСК "Альфа" - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)