Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 05.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2817/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. по делу N 33-2817/2013


Докладчик Блинова М.А.
Судья Ермолаева Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В.,
при секретаре К.О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению К.П.А., К.М.С. о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 мая 2013 г., которым постановлено:
"Заявление К.П.А., К.М.С. о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации города Чебоксары, выразившееся в не принятии решения по результатам работы межведомственной комиссии по рассмотрению заявления от 14 января 2013 года о признании жилого помещения по адресу: ... непригодным для постоянного проживания незаконным.
Обязать администрацию города Чебоксары по результатам работы межведомственной комиссии принять решение, предусмотренное пунктом 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., в отношении жилого помещения по адресу: ...".
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя администрации г. Чебоксары К.М.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителя К.М.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

13 мая 2013 г. К.П.А., К.М.С. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары в рассмотрении их заявления от 14 января 2013 г. о признании квартиры <адрес> не пригодным к проживанию, подлежащим реконструкции до приведения в соответствие системы вентиляции в норму.
В обоснование заявленных требований указали, что 14 января 2013 г. они обратились в администрацию г. Чебоксары с указанным заявлением о признании квартиры непригодной для проживания и подлежащей реконструкции для приведения системы вентиляции в норму. Согласно письму администрации города от 14 марта 2012 г. N, межведомственная комиссия по обследованию квартиры назначена на 20 марта 2013 г. Письмом от 18 апреля 2013 г. N администрация г. Чебоксары сообщила о том, что в результате обследования выявлено, что воздухообмен в квартире функционирует неудовлетворительно, предположительно, по причине установки в доме евроокон без специальных приточных клапанов и слабый приток воздуха. Никаких других сообщений после обращения от 14 января 2013 г. администрация города Чебоксары им не направляла. Заявители полагают, что администрацией г. Чебоксары по их заявлению не проведен перечень необходимых мероприятий, предусмотренный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. Заявление от 14 января 2013 г. осталось нерассмотренным. На основании изложенного просили признать незаконным бездействие администрации города Чебоксары, выразившееся в невыполнении требований Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, по их заявлению от 14 января 2013 г. по признанию квартиры <адрес> непригодным к проживанию, и возложить обязанность провести действия, указанные в названном Положении.
В судебном заседании заявитель К.М.С., представляющая также интересы К.П.А., представитель К.П.А. - Ж. заявленные требования поддержали по изложенным основаниям, пояснив на бездействие администрации г. Чебоксары по рассмотрению заявления от 14 января 2013 г. и не принятии акта межведомственной комиссии и заключения (решения).
Заинтересованное лицо администрация г. Чебоксары явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, судебное извещение в общую канцелярию администрации поступило 17 мая 2013 г. (л.д....).
Судом постановлено указанное выше решение от 21 мая 2013 г., обжалованное заинтересованным лицом администрацией города Чебоксары по мотиву незаконности необоснованности судебного постановления. В апелляционной жалобе ссылаются на отсутствие бездействия со стороны администрации г. Чебоксары и межведомственной комиссии по рассмотрению заявления К-вых от 14 января 2013 г., поскольку недостающие документы заявителями были представлены в администрацию письмом от 19.02.2013 г., акт обследования жилого помещения составлено межведомственной комиссии 20.03.2013 г., т.е. еще до обращения заявителями в суд.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Чебоксары К.М.П. поддержала доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на соблюдение администрацией г. Чебоксары и межведомственной комиссией процедуры и сроков, предусмотренных Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. Невозможность представления документов в суд первой инстанции обосновывают получением судебного извещения в понедельник 20 мая 2013 г., а рассмотрение дела 8 час. 15 мин. 21 мая 2013 г., отправлением копий документов заявителю посредством почтовой связи.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель К.М.С. не оспаривает факт обследования членами межведомственной комиссии жилого помещения, однако она не согласна с актом обследования и заключением, которые получила поздно. Указывает, что жилое помещение без проведения реконструкции системы вентиляции непригодно для проживания.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено, что 14 января 2013 г. К.П.А., К.М.С. обратились в администрацию города Чебоксары с письменным заявлением о признании квартиры <адрес> непригодной для проживания, подлежащей реконструкции до приведения в соответствие системы вентиляции в норму.
Удовлетворяя требования К-вых о незаконности бездействия органа местного самоуправления, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Чебоксары не выполнила Положение "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47; заявление К-вых не рассмотрено в установленном порядке путем принятия и направления акта обследования жилого помещения межведомственной комиссией, решения - заключения межведомственной комиссии.
Вместе с тем выводы суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации г. Чебоксары по рассмотрению заявления К-вых от 14 января 2013 г. не соответствуют представленным сторонами доказательствам и нормам действующего законодательства.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Процедура, порядок и сроки рассмотрения заявлений домовладельцев регламентирована разделом четыре названного Положения.
В соответствии с пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Согласно п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из представленных заинтересованным лицом доказательств следует, что письмом от 4.02.1013 г. N администрация г. Чебоксары на заявление К-вых от 14.01.2008 г. указала на необходимость представления недостающих документов (копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, плана жилого помещения с техническим паспортом). Недостающие документы К-выми были представлены в администрацию г. Чебоксары 19.02.2013 г., что прямо следует из письма заявителей. Соответственно сроки рассмотрения заявления в адрес межведомственной комиссии следует исчислять с 20 февраля 2013 г. Письмом от 14.03.2013 г. администрация г. Чебоксары известила К-вых о том, что межведомственная комиссия по обследованию жилого помещения <адрес> назначена на 20 марта 2013 г. с указанием необходимости доступа к оцениваемому объекту.
Состав межведомственной комиссии утвержден распоряжением администрации г. Чебоксары от 02.08.2011 г. N.
Обследование жилого помещения членами межведомственной комиссии 20 марта 2013 г. состоялось, о чем не оспаривает сама заявитель в суде апелляционной инстанции.
Межведомственной комиссией составлены и подписаны членами комиссии акт обследования помещения N от 20 марта 2013 г. и заключение межведомственной комиссии N от 20 марта 2013 г.
По результатам обследования жилого помещения составлен акт и вынесено решение - заключение от 20 марта 2013 г. N, которым межведомственной комиссией возложено на ООО "..." по принятию мер для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для проживания, а именно выполнить работы по герметизации стыка кровли и вентиляционного канала для устранения протекания дождевых и талых вод кровли; организовать проведение строительно-технической экспертизы по проверке соответствия конструкции вентиляционного канала строительному проекту, а также по проверке теплозащитных качеств конструкций вентиляционного канала. В случае выявления несоответствия конструкции вентиляционного канала строительному проекту, выполнить работы по приведению его конструкции в соответствии с проектом с утеплением вентиляционного канала. По окончании работ организовать проведение инструментального обследования параметров микроклимата жилого помещения на предмет его соответствия требованиям пункта 13 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. ООО "..." сведения о проведенных работах, результаты строительно-технической экспертизы и результаты инструментального обследования параметров микроклимата обследуемого помещения представить межведомственной комиссии в срок до 01 октября 2013 г. Работу комиссии по оценке жилого помещения - квартиры <адрес> на пригодность (непригодность) для проживания продолжить после проведения указанных работ, получения заключения строительно-технической экспертизы и результатов инструментального обследования параметров микроклимата обследуемого помещения. Указанные акт обследования и заключение межведомственной комиссии отправлены администрацией г. Чебоксары посредством почтовой связи в пятидневный срок. Сама заявитель не оспаривает факт получения, ссылаясь на их позднее получение.
В соответствии с пунктами 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, межведомственная комиссия полномочно назначать дополнительные обследования и испытания; выносить решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки.
Фактически заявитель К.М.С. в суде апелляционной инстанции заявляет о несогласии с содержанием заключения межведомственной комиссии. Вместе с тем в рамках настоящего дела рассматриваются требования о бездействии администрации г. Чебоксары по рассмотрению заявления К-вых от 14 января 2013 г. и возложении обязанности провести действия по соблюдению процедур по обращениям граждан в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2008 г. N 47 (без уточнения конкретных действий).
Однако как установлено судом апелляционной инстанции, со стороны администрации г. Чебоксары не усматривается незаконное бездействие на обращение К-вых о признании жилого помещения непригодным для проживания или подлежащим реконструкции; проводились обследование жилого помещения межведомственной комиссией, составлен акт обследования, вынесено решение в форме заключения межведомственной комиссии. При этом предусмотренные действующим законодательством действия по рассмотрению заявления граждан о признании непригодным квартиры для проживания, обследование помещения имели место до обращения с заявлением в суд о незаконности бездействий органа местного самоуправления, копии акта обследования и заключения комиссии направлены в адрес заявителей посредством почтовой связи.
Проверка соответствия заключения межведомственной комиссии и его рекомендаций в рамках заявленного предмета требований о незаконности бездействия по настоящему дела не проверяется. При не согласии с вынесенным решением (заключением) межведомственной комиссии заявители вправе оспорить их в самостоятельном порядке.
Выводы суда первой инстанции о бездействии органа местного самоуправления по рассмотрению заявления заявителей от 14 января 2013 г., не составлении акта обследования и заключения являются незаконными. На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований К.П.А., К.М.С. о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары в рассмотрении заявления от 14 января 2013 г. о признании квартиры <адрес> непригодным к проживанию, подлежащим реконструкции и возложении обязанности провести действия, указанные в Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 мая 2013 г. отменить и вынести по делу новое решение:
- Отказать в удовлетворении заявления К.П.А., К.М.С. о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары в рассмотрении заявления от 14 января 2013 г. о признании квартиры <адрес> непригодным к проживанию, подлежащим реконструкции и возложении обязанности провести действия, указанные в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)