Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Попов В.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Сироткиной Е.М. и Харманюк Н.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в судебном заседании 29 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" на решение Усть-Куломского районного суда от 26 января 2012 года, по которому
- признан отказ ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" от 27.05.2011 N ... в предоставлении К.В. мер социальной поддержки, незаконным и необоснованным;
- За К.В. признано право на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
- на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" возложена обязанность предоставить К.В. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" с 01 января 2011 года;
- с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" в доход бюджета муниципального района "Усть-Куломский" взыскана государственная пошлина в сумме ... (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца К.В., судебная коллегия
установила:
К.В. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что более 10 лет отработала ... в муниципальных образовательных учреждениях Республики Коми, расположенных в сельской местности. С педагогической работы была уволена по сокращению штата работников в связи с ликвидацией образовательного учреждения, встала на учет в службу занятости населения и вышла на пенсию, являясь безработной. Действующим законодательством Российской Федерации, Республики Коми для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, установлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Ответчиком ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" (далее ГУ РК "Центр СЗН Усть-Куломского района") в назначении указанных мер социальной поддержки ей отказано. Считая отказ необоснованным, истица просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 01.01.2011 года.
В судебном заседании истица и ее представитель К.А. на требованиях настаивали.
Представитель ответчика Р. иск не признала, учитывая, что на момент выхода на пенсию истица не являлась педагогическим работником, в связи с чем не имеет права на предоставление мер социальной поддержки.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ РК "Центр СЗН Усть-Куломского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, К.В. с 30.03.1977 года работала в должности ... в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности. Согласно записям трудовой книжки 23.01.1997 года истица уволена в связи с сокращением штата работников на основании п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ.
Пенсия по старости назначена истице с 17.06.1997 года по предложению Центра занятости населения Усть-Куломского района. Педагогический стаж истца составляет 19 лет 09 месяцев 24 дня.
Согласно справке заведующей МДОУ "..." от 26.01.2012 истица в период работы... ясли - сада N ... "..." с 30.03.1977 по 23.03.1997 пользовалась льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг как педагогический работник. Сведения об этом передавались в РУО администрации района и администрацию п. Кебанъель.
Согласно сообщению Управления образования администрации МР "Усть-Куломский" от 20.01.2012 N ... до 31.12.2010 истица пользовалась мерами социальной поддержки, как вышедший на пенсию педагогический работник, работавший и проживающий в сельской местности не менее 10 лет.
Поскольку с 01.01.2011 истице меры социальной поддержки перестали предоставляться, 17.03.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Письмом ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" от 27.05.2011 N ... К.В. сообщено, что в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, ей отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии.
Суд первой инстанции, установив, что истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местной, вышла на пенсию по старости, являясь безработной, ранее пользовалась мерами социальной поддержки, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К.В. требований.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. N 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Пункт 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона.
Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", которые вступили в силу с 10.05.2011 года.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, педагогический стаж истицы составляет более 10 лет, уволена она была из муниципального образовательного учреждения 23.01.1997 года в связи с сокращением штата работников на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, с 27.01.1997 года состояла на учете в Центре занятости населения Усть-Куломского района в качестве безработной, 17.06.1997 года снята с регистрационного учета в связи с невозможностью ее трудоустройства и назначением трудовой пенсии по старости, в период осуществления педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки.
На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения - 17.03.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", вступившая в силу с 10.05.2011 года, еще не действовала.
Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение К.В. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки с 10.05.2011 года применению не подлежат.
В связи с изложенным суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица была вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в рамках старой редакции указанной статьи.
В противном случае такое правоприменение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.
Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Истица до ухода на пенсию иной деятельностью, кроме как педагогической не занималась, уволена была с работы не по своей инициативе, соответственно лишение ее права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которыми она ранее пользовалась, является неправомерным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако, это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу о праве К.В. на получение соответствующей льготы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, которые выдвигались представителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
С учетом изложенного принятое по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Куломского районного суда от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 29.03.2012 N 33-1109АП/2012Г.
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. N 33-1109АП/2012г.
Судья Попов В.В.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Сироткиной Е.М. и Харманюк Н.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в судебном заседании 29 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" на решение Усть-Куломского районного суда от 26 января 2012 года, по которому
- признан отказ ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" от 27.05.2011 N ... в предоставлении К.В. мер социальной поддержки, незаконным и необоснованным;
- За К.В. признано право на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
- на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" возложена обязанность предоставить К.В. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" с 01 января 2011 года;
- с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" в доход бюджета муниципального района "Усть-Куломский" взыскана государственная пошлина в сумме ... (двести) рублей.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца К.В., судебная коллегия
установила:
К.В. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что более 10 лет отработала ... в муниципальных образовательных учреждениях Республики Коми, расположенных в сельской местности. С педагогической работы была уволена по сокращению штата работников в связи с ликвидацией образовательного учреждения, встала на учет в службу занятости населения и вышла на пенсию, являясь безработной. Действующим законодательством Российской Федерации, Республики Коми для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, установлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Ответчиком ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" (далее ГУ РК "Центр СЗН Усть-Куломского района") в назначении указанных мер социальной поддержки ей отказано. Считая отказ необоснованным, истица просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 01.01.2011 года.
В судебном заседании истица и ее представитель К.А. на требованиях настаивали.
Представитель ответчика Р. иск не признала, учитывая, что на момент выхода на пенсию истица не являлась педагогическим работником, в связи с чем не имеет права на предоставление мер социальной поддержки.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ РК "Центр СЗН Усть-Куломского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, К.В. с 30.03.1977 года работала в должности ... в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности. Согласно записям трудовой книжки 23.01.1997 года истица уволена в связи с сокращением штата работников на основании п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ.
Пенсия по старости назначена истице с 17.06.1997 года по предложению Центра занятости населения Усть-Куломского района. Педагогический стаж истца составляет 19 лет 09 месяцев 24 дня.
Согласно справке заведующей МДОУ "..." от 26.01.2012 истица в период работы... ясли - сада N ... "..." с 30.03.1977 по 23.03.1997 пользовалась льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг как педагогический работник. Сведения об этом передавались в РУО администрации района и администрацию п. Кебанъель.
Согласно сообщению Управления образования администрации МР "Усть-Куломский" от 20.01.2012 N ... до 31.12.2010 истица пользовалась мерами социальной поддержки, как вышедший на пенсию педагогический работник, работавший и проживающий в сельской местности не менее 10 лет.
Поскольку с 01.01.2011 истице меры социальной поддержки перестали предоставляться, 17.03.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Письмом ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" от 27.05.2011 N ... К.В. сообщено, что в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, ей отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что истица уволена с должности по педагогической деятельности до назначения трудовой пенсии.
Суд первой инстанции, установив, что истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в сельской местной, вышла на пенсию по старости, являясь безработной, ранее пользовалась мерами социальной поддержки, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К.В. требований.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности, за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. N 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Пункт 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона.
Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 N 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", которые вступили в силу с 10.05.2011 года.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, педагогический стаж истицы составляет более 10 лет, уволена она была из муниципального образовательного учреждения 23.01.1997 года в связи с сокращением штата работников на основании п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, с 27.01.1997 года состояла на учете в Центре занятости населения Усть-Куломского района в качестве безработной, 17.06.1997 года снята с регистрационного учета в связи с невозможностью ее трудоустройства и назначением трудовой пенсии по старости, в период осуществления педагогической деятельности пользовалась мерами социальной поддержки.
На момент подачи заявления в органы социальной защиты населения - 17.03.2011 года новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", вступившая в силу с 10.05.2011 года, еще не действовала.
Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, ухудшающие положение К.В. и означающие, по существу, отмену для нее права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ею в конкретных правоотношениях, при разрешении вопроса о наличии у заявительницы права на предоставление мер социальной поддержки с 10.05.2011 года применению не подлежат.
В связи с изложенным суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица была вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в рамках старой редакции указанной статьи.
В противном случае такое правоприменение противоречит принципам правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.
Эти принципы, в свою очередь, предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Истица до ухода на пенсию иной деятельностью, кроме как педагогической не занималась, уволена была с работы не по своей инициативе, соответственно лишение ее права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которыми она ранее пользовалась, является неправомерным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако, это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильному и обоснованному выводу о праве К.В. на получение соответствующей льготы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, которые выдвигались представителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
С учетом изложенного принятое по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Куломского районного суда от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)