Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилфонд-ДоК" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 апреля 2013 года по делу N А05-132/2013 (судья Максимова С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилфонд-ДоК" (ОГРН 1112904000296; далее - ООО "УК Жилфонд-ДоК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - отдел, административный орган) от 27.12.2012 N 320/29.04.2012 о назначении административного наказания по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 5 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" (ОГРН 1022901025817; далее - МП МО "Котлас" "ОКиТС", предприятие).
Решением суда от 2 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "УК Жилфонд-ДоК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Считает, что административным органом допущено нарушение организации и проведения внеплановой проверки. Указывает, что протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания вынесены, а дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченными должностными лицами отдела. Полагает, что административным органом в нарушение норм КоАП РФ не привлечен в качестве потерпевшего Постников С.В. Кроме того, указывает, что общество не является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям спорного дома.
Отдел и предприятие отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей в отдел жалобой гражданина Постникова С.В. по факту нарушений санитарно-эпидемиологических требований при обеспечении жильцов проживающих по адресу: город Котлас, улица Салтыкова-Щедрина, дом 13, корпус 2, горячей водой ненадлежащего качества (низкая температура воды), административным органом вынесены определения от 30.11.2012 N 208 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ и проведении административного расследования, от 30.11.2012 N 209-истр/2012 об истребовании сведений, от 03.12.2012 N 211/экс о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении.
В ходе проверки сотрудниками филиала федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах" (далее - учреждение) 12.12.2012 в присутствии сотрудника административного органа, Постникова С.В., представителя предприятия, генерального директора ООО "УК Жилфонд-ДоК" и двух понятых осуществлено измерение уровней физических факторов (температуры горячей воды) в квартирах N 2, N 5, расположенных в доме N 13 корпус 2 по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе, о чем составлены акты от 12.12.2012 проведения инструментальных измерений и исследований, протокол от 12.12.2012 N 01 измерения уровней физических факторов (температура горячей воды).
По результатам исследования проб, проведенных учреждением, установлено, что температура горячей воды в водопроводном кране квартиры N 2 (точке водоразбора) и водопроводном кране квартиры N 5 (в точке разграничения ответственности между ресурсоснабжающей организацией (МП МО "Котлас" "ОКиТС") и ООО "УК Жилфонд-ДоК" - точка, максимально приближенная к тепловому узлу) дома N 13, корпус 2 по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе, не соответствует требованиям пункта 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Результаты исследования проб зафиксированы в экспертном заключении от 17.12.2012 N 90.
По итогам проведенной проверки ведущим специалистом-экспертом отдела Подолян О.С. составлен протокол от 19.12.2012 N 441 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, проведенного в присутствии законного представителя общества, извещенного о времени и месте указанного производства надлежащим образом, главным государственным врачом по г. Котласу, Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районах Немченковым Д.П. вынесено постановление от 27.12.2012 N 320/29.04.2012 о назначении административного наказания.
Указанным постановлением ООО "УК Жилфонд-ДоК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и отсутствие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной названной статьей, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, осуществляющие ее подогрев, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг, производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Таким образом, качество воды, поставляемой потребителю, должно обеспечиваться как ресурсоснабжающей организацией, так и организацией, осуществляющей эксплуатацию внутридомовых сетей.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что данные Правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании пункта 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на:
- - предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila;
- - минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась;
- - предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с указанной правовой нормой коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1 (подпункт "в" пункта 3 Правил N 354).
В приложении 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что состав и свойства горячей воды, а также температура горячей воды в точке водозабора должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33 указанных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для бытовых нужд и (или) производства пищевой продукции.
Таким образом, с учетом изложенного выявленное управлением нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 6.5 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В силу подпункта "а" пункта 149 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании договора управления многоквартирным домом от 01.04.2011 N 5/11 общество является управляющей организацией в отношении жилого дома N 13, корпус 2, расположенного по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе. В соответствии с пунктом 3.1 указанного договора общество обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома и обеспечить предоставление коммунальных услуг.
Согласно договору теплоснабжения от 11.04.2011, заключенному обществом с ресурсоснабжающей организацией МП МО "Котлас" "ОКиТС", заявитель является потребителем тепловой энергии и приобретает ее для использования на коммунальные нужды населения.
Пунктом 6.1.1 указанного договора определена граница раздела эксплуатационной ответственности по системе теплоснабжения и системе горячего водоснабжения (наружный срез стены здания на вводе сетей).
Таким образом, ООО "УК Жилфонд-ДоК" является исполнителем, предоставляющим жильцам спорного жилого дома коммунальные услуги, и отвечает за надлежащее качество воды, потребляемой жильцами указанного многоквартирного дома, до границы раздела эксплуатационной ответственности.
Следовательно, ссылка подателя жалобы на то, что в силу пункта 7.2.1 договора от 01.04.2011 N 5/11 управляющая организация освобождается от ответственности за качество коммунальных услуг, которые ею не оказываются, признается судом несостоятельной.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что по результатам инструментальных замеров температуры воды, проведенных с 10 час. 15 мин. до 11 час. 35 мин. 12.12.2012 в квартирах N 2, N 5 дома N 13, корпус 2 по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе учреждением выявлено, что температура горячей воды из крана на кухне квартиры N 2 указанного дома составляет 50 °C, что ниже нормативной на 10 °C, температура горячей воды в квартире N 5 по тому же адресу составляет 51 °C, что ниже нормативной на 9 °C.
Довод ООО "УК Жилфонд-ДоК" о том, что общество не может нести ответственность за качество предоставления горячего водоснабжения в силу того, что получает указанную коммунальную услугу ненадлежащего качества на границе сетей, принадлежащих предприятию, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку доказательств получения заявителем от МП МО "Котлас" "ОКиТС" горячей воды, температура которой ниже нормы, в материалы дела не представлено.
Из смысла правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 5 апреля 2012 года N 15417/11, следует, что факт поставки водоснабжающей организацией питьевой воды, не соответствующей установленным требованиям к ее качеству, не освобождает предприятие от ответственности по статье 6.5 КоАП РФ, если заявитель не доказал, что им принимались все возможные меры для обеспечения надлежащего качества воды.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у общества не имелось возможности соблюсти требования СанПиН 2.1.4.2496-09 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Следовательно, как правильно установлено судом первой инстанции, в действиях ООО "УК Жилфонд-ДоК" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 23.13 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 5 части 2 статьи 23.13 КоАП РФ руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, их заместители - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи.
На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - управление) от 29.04.2005 N 76-к Немченков Д.П. назначен начальником отдела, то есть является руководителем структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 15 Положения об отделе, утвержденного приказом управления от 19.11.2008 N 177, начальник территориального отдела является главным государственным врачом по городу Котласу, Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районам.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом отдела в пределах данных ему полномочий.
Согласно пункту 5 должностного регламента федерального государственного служащего, замещающего должность ведущего специалиста-эксперта в отделе, Подолян О.С., утвержденного руководителем управления 11.01.2010, ведущий специалист-эксперт вправе самостоятельно принимать решения о применении мер административного воздействия.
Следовательно, ссылка подателя жалобы на то, что судом не решен вопрос о правомочности составления должностным лицом отдела протокола от 19.12.2012 N 441 об административном правонарушении признается апелляционным судом несостоятельной.
Ссылка подателя жалобы на нарушение отделом правил организации и проведения внеплановой проверки признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, так как факт нарушения обществом требований СанПиН 2.1.4.2496-09 обнаружен в ходе административного производства, а в силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования.
Частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ установлено, что потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
По смыслу статьи 25.2 КоАП РФ физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.
Довод общества о том, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку Постников С.В., не привлечен в качестве потерпевшего, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным и отклоняется, так как, факт причинения физического, имущественного или морального вреда названному лицу административным органом не был установлен.
При этом по смыслу статьи 25.2 КоАП РФ право признания лица потерпевшим в рамках дела об административном правонарушении принадлежит административному органу, следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для привлечения Постникова С.В. к участию в деле в качестве потерпевшего является правильным.
Довод подателя жалобы о том, что в нарушение статьи 26.5 КоАП РФ административным органом не составлен протокол об изъятии проб воды, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Порядок отбора проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 КоАП РФ, в силу которой о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса (протокол составляется уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми).
Вместе с тем как следует из материалов дела, при проведении административным органом проверки пробы воды не изымались, а в силу специфики вменяемого нарушения ответчиком проведены инструментальные исследования, о чем в присутствии двух понятых составлены акты проведения инструментальных измерений и исследований от 12.12.2012.
Отсутствие подписей понятых в протоколе от 12.12.2012 N 01 измерения уровней физических факторов не является нарушением. Наличие указанных подписей имеется в актах от 12.12.2012 проведения инструментальных измерений и исследований, составленных непосредственно при их проведении. В протоколе от 12.12.2012 N 01 лишь зафиксирован факт того, что проведение измерений проводилось в присутствии двух понятых.
При таких обстоятельствах основанные на актах от 12.12.2012 протокол измерения уровней физических факторов от 12.12.2012 N 01 и экспертное заключение от 17.12.2012 N 90 правомерно приняты судом в качестве допустимых доказательств по данному делу, равно как и составленный на их основе протокол об административном правонарушении от 19.12.2012 N 441.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в пределах санкции, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
Нарушений процессуальных норм административного законодательства при привлечении заявителя к административной ответственности, которые могут послужить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, судом не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления отдела от 27.12.2012 N 320/29.04.2012.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 апреля 2013 года по делу N А05-132/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилфонд-ДоК" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N А05-132/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N А05-132/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилфонд-ДоК" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 апреля 2013 года по делу N А05-132/2013 (судья Максимова С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилфонд-ДоК" (ОГРН 1112904000296; далее - ООО "УК Жилфонд-ДоК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - отдел, административный орган) от 27.12.2012 N 320/29.04.2012 о назначении административного наказания по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 5 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" (ОГРН 1022901025817; далее - МП МО "Котлас" "ОКиТС", предприятие).
Решением суда от 2 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "УК Жилфонд-ДоК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Считает, что административным органом допущено нарушение организации и проведения внеплановой проверки. Указывает, что протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания вынесены, а дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченными должностными лицами отдела. Полагает, что административным органом в нарушение норм КоАП РФ не привлечен в качестве потерпевшего Постников С.В. Кроме того, указывает, что общество не является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям спорного дома.
Отдел и предприятие отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей в отдел жалобой гражданина Постникова С.В. по факту нарушений санитарно-эпидемиологических требований при обеспечении жильцов проживающих по адресу: город Котлас, улица Салтыкова-Щедрина, дом 13, корпус 2, горячей водой ненадлежащего качества (низкая температура воды), административным органом вынесены определения от 30.11.2012 N 208 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ и проведении административного расследования, от 30.11.2012 N 209-истр/2012 об истребовании сведений, от 03.12.2012 N 211/экс о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении.
В ходе проверки сотрудниками филиала федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах" (далее - учреждение) 12.12.2012 в присутствии сотрудника административного органа, Постникова С.В., представителя предприятия, генерального директора ООО "УК Жилфонд-ДоК" и двух понятых осуществлено измерение уровней физических факторов (температуры горячей воды) в квартирах N 2, N 5, расположенных в доме N 13 корпус 2 по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе, о чем составлены акты от 12.12.2012 проведения инструментальных измерений и исследований, протокол от 12.12.2012 N 01 измерения уровней физических факторов (температура горячей воды).
По результатам исследования проб, проведенных учреждением, установлено, что температура горячей воды в водопроводном кране квартиры N 2 (точке водоразбора) и водопроводном кране квартиры N 5 (в точке разграничения ответственности между ресурсоснабжающей организацией (МП МО "Котлас" "ОКиТС") и ООО "УК Жилфонд-ДоК" - точка, максимально приближенная к тепловому узлу) дома N 13, корпус 2 по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе, не соответствует требованиям пункта 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Результаты исследования проб зафиксированы в экспертном заключении от 17.12.2012 N 90.
По итогам проведенной проверки ведущим специалистом-экспертом отдела Подолян О.С. составлен протокол от 19.12.2012 N 441 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, проведенного в присутствии законного представителя общества, извещенного о времени и месте указанного производства надлежащим образом, главным государственным врачом по г. Котласу, Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районах Немченковым Д.П. вынесено постановление от 27.12.2012 N 320/29.04.2012 о назначении административного наказания.
Указанным постановлением ООО "УК Жилфонд-ДоК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и отсутствие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной названной статьей, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, осуществляющие ее подогрев, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг, производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Таким образом, качество воды, поставляемой потребителю, должно обеспечиваться как ресурсоснабжающей организацией, так и организацией, осуществляющей эксплуатацию внутридомовых сетей.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что данные Правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании пункта 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на:
- - предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila;
- - минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась;
- - предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с указанной правовой нормой коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1 (подпункт "в" пункта 3 Правил N 354).
В приложении 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что состав и свойства горячей воды, а также температура горячей воды в точке водозабора должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33 указанных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для бытовых нужд и (или) производства пищевой продукции.
Таким образом, с учетом изложенного выявленное управлением нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 6.5 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В силу подпункта "а" пункта 149 Правил N 354 за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании договора управления многоквартирным домом от 01.04.2011 N 5/11 общество является управляющей организацией в отношении жилого дома N 13, корпус 2, расположенного по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе. В соответствии с пунктом 3.1 указанного договора общество обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома и обеспечить предоставление коммунальных услуг.
Согласно договору теплоснабжения от 11.04.2011, заключенному обществом с ресурсоснабжающей организацией МП МО "Котлас" "ОКиТС", заявитель является потребителем тепловой энергии и приобретает ее для использования на коммунальные нужды населения.
Пунктом 6.1.1 указанного договора определена граница раздела эксплуатационной ответственности по системе теплоснабжения и системе горячего водоснабжения (наружный срез стены здания на вводе сетей).
Таким образом, ООО "УК Жилфонд-ДоК" является исполнителем, предоставляющим жильцам спорного жилого дома коммунальные услуги, и отвечает за надлежащее качество воды, потребляемой жильцами указанного многоквартирного дома, до границы раздела эксплуатационной ответственности.
Следовательно, ссылка подателя жалобы на то, что в силу пункта 7.2.1 договора от 01.04.2011 N 5/11 управляющая организация освобождается от ответственности за качество коммунальных услуг, которые ею не оказываются, признается судом несостоятельной.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что по результатам инструментальных замеров температуры воды, проведенных с 10 час. 15 мин. до 11 час. 35 мин. 12.12.2012 в квартирах N 2, N 5 дома N 13, корпус 2 по улице Салтыкова-Щедрина в городе Котласе учреждением выявлено, что температура горячей воды из крана на кухне квартиры N 2 указанного дома составляет 50 °C, что ниже нормативной на 10 °C, температура горячей воды в квартире N 5 по тому же адресу составляет 51 °C, что ниже нормативной на 9 °C.
Довод ООО "УК Жилфонд-ДоК" о том, что общество не может нести ответственность за качество предоставления горячего водоснабжения в силу того, что получает указанную коммунальную услугу ненадлежащего качества на границе сетей, принадлежащих предприятию, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку доказательств получения заявителем от МП МО "Котлас" "ОКиТС" горячей воды, температура которой ниже нормы, в материалы дела не представлено.
Из смысла правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 5 апреля 2012 года N 15417/11, следует, что факт поставки водоснабжающей организацией питьевой воды, не соответствующей установленным требованиям к ее качеству, не освобождает предприятие от ответственности по статье 6.5 КоАП РФ, если заявитель не доказал, что им принимались все возможные меры для обеспечения надлежащего качества воды.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у общества не имелось возможности соблюсти требования СанПиН 2.1.4.2496-09 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Следовательно, как правильно установлено судом первой инстанции, в действиях ООО "УК Жилфонд-ДоК" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 23.13 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7, частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 5 части 2 статьи 23.13 КоАП РФ руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, их заместители - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи.
На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - управление) от 29.04.2005 N 76-к Немченков Д.П. назначен начальником отдела, то есть является руководителем структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 15 Положения об отделе, утвержденного приказом управления от 19.11.2008 N 177, начальник территориального отдела является главным государственным врачом по городу Котласу, Котласскому, Верхнетоемскому и Красноборскому районам.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом отдела в пределах данных ему полномочий.
Согласно пункту 5 должностного регламента федерального государственного служащего, замещающего должность ведущего специалиста-эксперта в отделе, Подолян О.С., утвержденного руководителем управления 11.01.2010, ведущий специалист-эксперт вправе самостоятельно принимать решения о применении мер административного воздействия.
Следовательно, ссылка подателя жалобы на то, что судом не решен вопрос о правомочности составления должностным лицом отдела протокола от 19.12.2012 N 441 об административном правонарушении признается апелляционным судом несостоятельной.
Ссылка подателя жалобы на нарушение отделом правил организации и проведения внеплановой проверки признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, так как факт нарушения обществом требований СанПиН 2.1.4.2496-09 обнаружен в ходе административного производства, а в силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования.
Частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ установлено, что потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
По смыслу статьи 25.2 КоАП РФ физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.
Довод общества о том, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку Постников С.В., не привлечен в качестве потерпевшего, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным и отклоняется, так как, факт причинения физического, имущественного или морального вреда названному лицу административным органом не был установлен.
При этом по смыслу статьи 25.2 КоАП РФ право признания лица потерпевшим в рамках дела об административном правонарушении принадлежит административному органу, следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для привлечения Постникова С.В. к участию в деле в качестве потерпевшего является правильным.
Довод подателя жалобы о том, что в нарушение статьи 26.5 КоАП РФ административным органом не составлен протокол об изъятии проб воды, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Порядок отбора проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 КоАП РФ, в силу которой о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса (протокол составляется уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми).
Вместе с тем как следует из материалов дела, при проведении административным органом проверки пробы воды не изымались, а в силу специфики вменяемого нарушения ответчиком проведены инструментальные исследования, о чем в присутствии двух понятых составлены акты проведения инструментальных измерений и исследований от 12.12.2012.
Отсутствие подписей понятых в протоколе от 12.12.2012 N 01 измерения уровней физических факторов не является нарушением. Наличие указанных подписей имеется в актах от 12.12.2012 проведения инструментальных измерений и исследований, составленных непосредственно при их проведении. В протоколе от 12.12.2012 N 01 лишь зафиксирован факт того, что проведение измерений проводилось в присутствии двух понятых.
При таких обстоятельствах основанные на актах от 12.12.2012 протокол измерения уровней физических факторов от 12.12.2012 N 01 и экспертное заключение от 17.12.2012 N 90 правомерно приняты судом в качестве допустимых доказательств по данному делу, равно как и составленный на их основе протокол об административном правонарушении от 19.12.2012 N 441.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в пределах санкции, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
Нарушений процессуальных норм административного законодательства при привлечении заявителя к административной ответственности, которые могут послужить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, судом не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления отдела от 27.12.2012 N 320/29.04.2012.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 апреля 2013 года по делу N А05-132/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилфонд-ДоК" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)