Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от товарищества собственников жилья "Антоновское" Никишина Оксана Валерьевна по доверенности от 20 июня 2011 г., выданной сроком на 3 года,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" Абушаева Галия Абдрешитовна по доверенности N 01-03/24 от 07 марта 2013 г.,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Кулакова Елена Алексеевна по доверенности N 02-02/1872 от 25.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 года по делу N А57-16650/2012 (судья Федорцова С.А.),
по иску товарищества собственников жилья "Антоновское", г. Саратов,
к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица:
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Антоновское" (далее - товарищество, истец) с иском о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам) за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период с 01 марта 2012 г. по 01 июля 2012 г. в сумме 281 234,06 руб.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил о взыскании взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период 01 февраля 2011 г. по 31 июля 2012 г. в сумме 449 937,27 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.
Судом уточнения исковых требований приняты.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 г. по делу N А57-16650/2012 с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам в пользу товарищества за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взысканы взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов за период с 01 февраля 2011 г. по 31 июля 2012 г. в сумме 449 937,27 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-16650/2012 от 17 января 2013 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют: протоколы собраний товарищества, определивших размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2011-2012 г.г.; сметы расходов на проведение капитального ремонта на указанный год; акты осмотра многоквартирных домов; перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников.
Заявитель указывает, что администрация не является членом товарищества, и отсутствуют доказательства заключения договоров между товариществом и муниципальным образованием на управление многоквартирным домом.
Как полагает податель жалобы, требования поданы ненадлежащим заявителем.
По мнению подателя жалобы, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления. Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 125 от 02 февраля 2011 г. установлены размеры платы за содержание и ремонт имущества, в том числе и нанимателей жилых помещений в спорных домах.
По мнению заявителя, у муниципального образования "Город Саратов" обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт не возникло, поскольку отсутствует публикация региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома. Кроме того, по мнению заявителя, истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд также поступила жалоба комитета по финансам, в которой заявитель просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 г. по делу N А57-16650/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований товарищества отказать.
Комитет полагает, что судом не дана оценка доводам ответчиков о регулировании вопросов, связанных с перечислением бюджетных средств. По мнению комитета, перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае - субсидии на проведение капитального ремонта, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. Товарищество не предпринимало действий для получения субсидий в заявленном размере.
Податель жалобы указывает, что товариществом не представлены: протоколы собраний товарищества, определивших смету расходов на проведение капитального ремонта, акты осмотра многоквартирных жилых домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилых помещений домов, входящих в состав товарищества.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, товарищество является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов товарищества 17 января 2006 г. утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость, очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества.
В период с 24 по 28 апреля 2006 г. в соответствии с разделом 13 устава товарищества, в соответствии со статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В голосовании принял участие и поддержал установление с 01 мая 2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03 апреля 2006 года.
По итогам голосования общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01 мая 2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации: на 2010 год в размере 5 руб. /кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 960 от 18 декабря 2008 г., на 2011 год - 5,4 руб. /кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 768 от 28 сентября 2010 г.
Указанное решение общего собрания проведено в соответствии с действующим законодательством и не оспорено.
Ненадлежащее исполнение муниципальным образованием как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества, послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству. Ссылка администрации на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Пунктом 9.4 устава товарищества, утвержденного общим собранием членов товарищества, установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" своевременно в соответствии с положениями п. 9.3. устава обязано оплачивать товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества в размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным делам: N А57-2807/2009, N А57-1300/2010, N А57-7993/2010, N А57-2162/2011, А57-2160/2011.
Доводы подателя жалобы, что у муниципального образования "Город Саратов" обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт не возникло, поскольку отсутствует публикация региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома, а также, что истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта, судебная коллегия считает безосновательными.
Администрация указанные доводы обосновывает положениями Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в силу 26 декабря 2012 г. Однако указанный закон распространяется на отношения, возникающие после вступления в силу данного закона, следовательно, закон не может быть применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Довод администрации, что товарищество является ненадлежащим заявителем, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
В судебном заседании представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела договора от 17 января 2006 г., дополнительного соглашения к указанному договору от 14 января 2008 года. Заявленное ходатайство удовлетворено судебной коллегией.
Дополнительным соглашением от 14 января 2008 г. внесены изменения в пункт 2.13 договора от 17 января 2006 г.: ассоциация не имеет права подачи исковых заявлений о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" (как собственника исключительно жилых помещений муниципального жилого фонда) взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества.
Довод администрации, что наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно установленным постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 125 от 02 февраля 2011 г. размерам платы, также отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилого фонда.
По мнению судебной коллегии, доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Саратовской области. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 года по делу N А57-16650/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N А57-16650/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N А57-16650/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от товарищества собственников жилья "Антоновское" Никишина Оксана Валерьевна по доверенности от 20 июня 2011 г., выданной сроком на 3 года,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" Абушаева Галия Абдрешитовна по доверенности N 01-03/24 от 07 марта 2013 г.,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Кулакова Елена Алексеевна по доверенности N 02-02/1872 от 25.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 года по делу N А57-16650/2012 (судья Федорцова С.А.),
по иску товарищества собственников жилья "Антоновское", г. Саратов,
к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица:
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Антоновское" (далее - товарищество, истец) с иском о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам) за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период с 01 марта 2012 г. по 01 июля 2012 г. в сумме 281 234,06 руб.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил о взыскании взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период 01 февраля 2011 г. по 31 июля 2012 г. в сумме 449 937,27 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.
Судом уточнения исковых требований приняты.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 г. по делу N А57-16650/2012 с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам в пользу товарищества за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взысканы взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов за период с 01 февраля 2011 г. по 31 июля 2012 г. в сумме 449 937,27 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-16650/2012 от 17 января 2013 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют: протоколы собраний товарищества, определивших размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2011-2012 г.г.; сметы расходов на проведение капитального ремонта на указанный год; акты осмотра многоквартирных домов; перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников.
Заявитель указывает, что администрация не является членом товарищества, и отсутствуют доказательства заключения договоров между товариществом и муниципальным образованием на управление многоквартирным домом.
Как полагает податель жалобы, требования поданы ненадлежащим заявителем.
По мнению подателя жалобы, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления. Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 125 от 02 февраля 2011 г. установлены размеры платы за содержание и ремонт имущества, в том числе и нанимателей жилых помещений в спорных домах.
По мнению заявителя, у муниципального образования "Город Саратов" обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт не возникло, поскольку отсутствует публикация региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома. Кроме того, по мнению заявителя, истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд также поступила жалоба комитета по финансам, в которой заявитель просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 г. по делу N А57-16650/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований товарищества отказать.
Комитет полагает, что судом не дана оценка доводам ответчиков о регулировании вопросов, связанных с перечислением бюджетных средств. По мнению комитета, перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае - субсидии на проведение капитального ремонта, в соответствии с бюджетным законодательством не допускается. Товарищество не предпринимало действий для получения субсидий в заявленном размере.
Податель жалобы указывает, что товариществом не представлены: протоколы собраний товарищества, определивших смету расходов на проведение капитального ремонта, акты осмотра многоквартирных жилых домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилых помещений домов, входящих в состав товарищества.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, товарищество является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов товарищества 17 января 2006 г. утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость, очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества.
В период с 24 по 28 апреля 2006 г. в соответствии с разделом 13 устава товарищества, в соответствии со статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В голосовании принял участие и поддержал установление с 01 мая 2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03 апреля 2006 года.
По итогам голосования общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01 мая 2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации: на 2010 год в размере 5 руб. /кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 960 от 18 декабря 2008 г., на 2011 год - 5,4 руб. /кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 768 от 28 сентября 2010 г.
Указанное решение общего собрания проведено в соответствии с действующим законодательством и не оспорено.
Ненадлежащее исполнение муниципальным образованием как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества, послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству. Ссылка администрации на нормы бюджетного законодательства не может служить доказательством отсутствия обязанности по несению бремени содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества, в том числе и путем внесения ежемесячных обязательных платежей на капитальный ремонт имущества муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Пунктом 9.4 устава товарищества, утвержденного общим собранием членов товарищества, установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" своевременно в соответствии с положениями п. 9.3. устава обязано оплачивать товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества в размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества в жилом доме не освобождает его от предусмотренной законом обязанности по внесению платы на содержание общего имущества собственников жилого дома.
Возможность предоставления денежных средств на капитальный ремонт способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным делам: N А57-2807/2009, N А57-1300/2010, N А57-7993/2010, N А57-2162/2011, А57-2160/2011.
Доводы подателя жалобы, что у муниципального образования "Город Саратов" обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт не возникло, поскольку отсутствует публикация региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома, а также, что истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта, судебная коллегия считает безосновательными.
Администрация указанные доводы обосновывает положениями Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в силу 26 декабря 2012 г. Однако указанный закон распространяется на отношения, возникающие после вступления в силу данного закона, следовательно, закон не может быть применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Довод администрации, что товарищество является ненадлежащим заявителем, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
В судебном заседании представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела договора от 17 января 2006 г., дополнительного соглашения к указанному договору от 14 января 2008 года. Заявленное ходатайство удовлетворено судебной коллегией.
Дополнительным соглашением от 14 января 2008 г. внесены изменения в пункт 2.13 договора от 17 января 2006 г.: ассоциация не имеет права подачи исковых заявлений о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" (как собственника исключительно жилых помещений муниципального жилого фонда) взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества.
Довод администрации, что наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно установленным постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 125 от 02 февраля 2011 г. размерам платы, также отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилого фонда.
По мнению судебной коллегии, доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Саратовской области. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2013 года по делу N А57-16650/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)