Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от товарищества собственников жилья "Спартак-34" - представителя Харитонова В.И. (доверенность от 22 июня 2012 года),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: Колесова Т.В. - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2012 года апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Спартак-34"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2012 года по делу N А65-17511/2012 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Спартак-34" (ИНН 1659064223, ОГРН 1061684093228), г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: Колесова Татьяна Владимировна, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ,
установил:
Товарищество собственников жилья "Спартак-34" (далее - ТСЖ "Спартак-34", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Колесова Татьяна Владимировна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2012 года в удовлетворении заявления товарищества собственников жилья "Спартак-34" отказано в связи с наличием в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления административного органа.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Спартак-34" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ТСЖ "Спартак-34" требований, ссылаясь на неправильную правовую квалификацию вменяемого ему в вину состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Спартак-34" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей административного органа и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 21 мая 2012 года при рассмотрении материалов, приложенных к письменному обращению рег. N К-1940-(0)-0 от 26 апреля 2012 года и документов, представленных ТСЖ "Спартак-34" (исх. N 1121 от 05 мая 2012 года) административным органом был установлен факт оказания услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, а именно: не представлена информация на письменный запрос жильца (кв. 89 дома 28 по ул. Р. Зорге) б/н от 22 сентября 2011 года в 20-дневный срок со дня его поступления, что не соответствует п. 21 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
По данному факту 21 мая 2012 года в отношении заявителя Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 20 июня 2012 года вынесено постановление N 935/з по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что ТСЖ "Спартак-34" является некоммерческой организацией, предпринимательской деятельности не ведет, услуг коммерческого характера не представляет, соответственно, применение ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении ТСЖ незаконно. Кроме того, субъектом ответственности может быть только должностное лицо, а не ТСЖ. Помимо того, заявитель сослался на возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
В силу п. 2 указанных Правил к потребителям услуг относятся лица, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги; исполнителем услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпунктов "к", "р" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Согласно п. 33 Правил N 354 потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Аналогичные требования содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация (исполнитель) обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией (исполнителя) договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 23 сентября 2010 года N 731 был утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
При этом в пункте 11 Стандарта указано, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации. С учетом объема информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Правительство Российской Федерации в пункте 21 Стандарта установило 20-дневный срок для предоставления информации по поступившему письменному запросу.
Как следует из представленных в деле документов, 22 сентября 2011 года потребитель обратился в адрес председателя ТСЖ "Спартак-34" с заявлением об осуществлении перерасчета пени в период с 01 января 2010 года по август 2011 года, так как пени начислялись в завышенном размере.
Данное заявление потребителя было принято председателем ТСЖ 22 сентября 2011 года, о чем свидетельствует ее подпись на заявлении.
Ответ на данное заявление в адрес потребителя в установленный срок направлен не был, в устном порядке, как пояснила Колесова Т.В. в судебном заседании, ответ также дан не был.
Доводы заявителя о том, что ответственным лицом за совершение данного правонарушения должно быть должностное лицо, а не ТСЖ, несостоятельны, поскольку Стандарт раскрытия информации N 731 устанавливает обязанность по раскрытию информации именно организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а не конкретными должностными лицами.
Кроме того, председатель ТСЖ, является лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, исполнительным органом юридического лица, и все гражданские права и обязанности юридическое лицо приобретает и осуществляет через него в силу ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что ТСЖ является некоммерческой организацией, не могут служить основанием для освобождения данной организации от административной ответственности, поскольку требования, установленные нормативными правовыми актами в части предоставления услуг надлежащего качества, не ограничиваются по характеру деятельности юридического лица только коммерческими организациями, а предусмотрены для всех без исключения организаций, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установлено. Заявитель надлежащим образом был уведомлен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Приняв во внимание, что закон, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, суд первой инстанции посчитал правильной квалификацию действий заявителя по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и подлежащим применению закон, действовавший на момент совершения правонарушения.
Однако судом первой инстанции при этом не принято во внимание, что действия заявителя неверно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Между тем в данном случае действия заявителя подлежали квалификации по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Учитывая, что в данном случае заявителю вменено в вину непредставление информации на письменный запрос жильца в установленный срок, данное бездействие охватывается составом административного правонарушения, предусмотренным частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Объектом административного правонарушения в данном случае являются общественные отношения в сфере обеспечения права потребителя на получение информации. Предметом противоправного посягательства выступает право жильца на получение информации о стоимости оказанных услуг и начисленных заявителем пенях за несвоевременную оплату данных услуг жильцом. В этой связи ответственность наступает не за оказание населению услуг, не соответствующих установленным требованиям, а именно за нарушение права потребителя на получение информации об оказанных услугах в части их оплаты.
Данная правовая позиция подтверждается определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2012 года N ВАС-4061/12.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с неправильной квалификацией противоправного деяния, совершенного заявителем, отсутствием в действиях заявителя вменяемого ему в вину состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
На основании п. 1, 2 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 11 сентября 2012 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ТСЖ "Спартак-34" удовлетворить; признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2012 года по делу N А65-17511/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление товарищества собственников жилья "Спартак-34" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении в отношении товарищества собственников жилья "Спартак-34".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2012 ПО ДЕЛУ N А65-17511/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. по делу N А65-17511/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от товарищества собственников жилья "Спартак-34" - представителя Харитонова В.И. (доверенность от 22 июня 2012 года),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: Колесова Т.В. - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2012 года апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Спартак-34"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2012 года по делу N А65-17511/2012 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Спартак-34" (ИНН 1659064223, ОГРН 1061684093228), г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: Колесова Татьяна Владимировна, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ,
установил:
Товарищество собственников жилья "Спартак-34" (далее - ТСЖ "Спартак-34", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Колесова Татьяна Владимировна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2012 года в удовлетворении заявления товарищества собственников жилья "Спартак-34" отказано в связи с наличием в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления административного органа.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Спартак-34" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ТСЖ "Спартак-34" требований, ссылаясь на неправильную правовую квалификацию вменяемого ему в вину состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Спартак-34" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей административного органа и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 21 мая 2012 года при рассмотрении материалов, приложенных к письменному обращению рег. N К-1940-(0)-0 от 26 апреля 2012 года и документов, представленных ТСЖ "Спартак-34" (исх. N 1121 от 05 мая 2012 года) административным органом был установлен факт оказания услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, а именно: не представлена информация на письменный запрос жильца (кв. 89 дома 28 по ул. Р. Зорге) б/н от 22 сентября 2011 года в 20-дневный срок со дня его поступления, что не соответствует п. 21 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
По данному факту 21 мая 2012 года в отношении заявителя Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 20 июня 2012 года вынесено постановление N 935/з по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что ТСЖ "Спартак-34" является некоммерческой организацией, предпринимательской деятельности не ведет, услуг коммерческого характера не представляет, соответственно, применение ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении ТСЖ незаконно. Кроме того, субъектом ответственности может быть только должностное лицо, а не ТСЖ. Помимо того, заявитель сослался на возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
В силу п. 2 указанных Правил к потребителям услуг относятся лица, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги; исполнителем услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпунктов "к", "р" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Согласно п. 33 Правил N 354 потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Аналогичные требования содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация (исполнитель) обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией (исполнителя) договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 23 сентября 2010 года N 731 был утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
При этом в пункте 11 Стандарта указано, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации. С учетом объема информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Правительство Российской Федерации в пункте 21 Стандарта установило 20-дневный срок для предоставления информации по поступившему письменному запросу.
Как следует из представленных в деле документов, 22 сентября 2011 года потребитель обратился в адрес председателя ТСЖ "Спартак-34" с заявлением об осуществлении перерасчета пени в период с 01 января 2010 года по август 2011 года, так как пени начислялись в завышенном размере.
Данное заявление потребителя было принято председателем ТСЖ 22 сентября 2011 года, о чем свидетельствует ее подпись на заявлении.
Ответ на данное заявление в адрес потребителя в установленный срок направлен не был, в устном порядке, как пояснила Колесова Т.В. в судебном заседании, ответ также дан не был.
Доводы заявителя о том, что ответственным лицом за совершение данного правонарушения должно быть должностное лицо, а не ТСЖ, несостоятельны, поскольку Стандарт раскрытия информации N 731 устанавливает обязанность по раскрытию информации именно организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а не конкретными должностными лицами.
Кроме того, председатель ТСЖ, является лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, исполнительным органом юридического лица, и все гражданские права и обязанности юридическое лицо приобретает и осуществляет через него в силу ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что ТСЖ является некоммерческой организацией, не могут служить основанием для освобождения данной организации от административной ответственности, поскольку требования, установленные нормативными правовыми актами в части предоставления услуг надлежащего качества, не ограничиваются по характеру деятельности юридического лица только коммерческими организациями, а предусмотрены для всех без исключения организаций, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не установлено. Заявитель надлежащим образом был уведомлен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Приняв во внимание, что закон, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, суд первой инстанции посчитал правильной квалификацию действий заявителя по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и подлежащим применению закон, действовавший на момент совершения правонарушения.
Однако судом первой инстанции при этом не принято во внимание, что действия заявителя неверно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Между тем в данном случае действия заявителя подлежали квалификации по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Учитывая, что в данном случае заявителю вменено в вину непредставление информации на письменный запрос жильца в установленный срок, данное бездействие охватывается составом административного правонарушения, предусмотренным частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Объектом административного правонарушения в данном случае являются общественные отношения в сфере обеспечения права потребителя на получение информации. Предметом противоправного посягательства выступает право жильца на получение информации о стоимости оказанных услуг и начисленных заявителем пенях за несвоевременную оплату данных услуг жильцом. В этой связи ответственность наступает не за оказание населению услуг, не соответствующих установленным требованиям, а именно за нарушение права потребителя на получение информации об оказанных услугах в части их оплаты.
Данная правовая позиция подтверждается определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2012 года N ВАС-4061/12.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с неправильной квалификацией противоправного деяния, совершенного заявителем, отсутствием в действиях заявителя вменяемого ему в вину состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
На основании п. 1, 2 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 11 сентября 2012 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ТСЖ "Спартак-34" удовлетворить; признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2012 года по делу N А65-17511/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление товарищества собственников жилья "Спартак-34" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 20 июня 2012 года N 935/з по делу об административном правонарушении в отношении товарищества собственников жилья "Спартак-34".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)