Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2013 N 09АП-1288/2013 ПО ДЕЛУ N А40-115532/12-122-654

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. N 09АП-1288/2013

Дело N А40-115532/12-122-654

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Румянцева П.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2012 г. по делу N А40-115532/12-122-654, принятое судьей Ананьиной Е.А.,
по заявлению ЖСК "Тында" (ОГРН 1027700463515, 121609, г. Москва, Рублевское ш., д. 42, стр. 2)
к Государственной жилищной инспекции города Москвы (ОГРН 1027700066140, 129090, г. Москва, пр-кт Мира, д. 19)
о признании недействительным предписания N 3-0732 от 25 мая 2012 г. в части пунктов 1, 2, 3 и пункта 5 в части слов "произвести перерасчет по возврату неправомерно собранных средств",
при участии:
- от заявителя: Карпов И.А. по доверенности от 15.08.2012;
- от ответчика: Сократов Т.С. по доверенности от 18.12.2012 N 2957-и;
-
установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратился жилищно-строительный кооператив "Тында" с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании недействительным предписания N 3-0732 от 25 мая 2012 г. в части пунктов 1, 2, 3 и пункта 5 в части слов "произвести перерасчет по возврату неправомерно собранных средств".
Решением суда от 12.11.2012 г. признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы N 3-0732 от 25 мая 2012 г. в части пунктов 1, 2, 3 и пункта 5 в части слов "провести перерасчет по возврату неправомерно собранных средств". При этом суд исходил из того, что вопросы, подлежащие проверке Мосжилинспекцией, не были предметом рассмотрения на указанном собрании, в связи с чем оснований для проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме указанного решения также не было.
С решением суда не согласился ответчик - Государственная жилищная инспекция города Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что в соответствии со ст. 20 ЖК РФ органом уполномоченным осуществлять контроль в жилищной сфере является Государственная жилищная инспекция.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения N Р-3-0319 от 10 мая 2012 г. должностными лицами Мосжилинспекции проведена проверка ЖСК "Тында" в связи с коллективным обращением жителей N 3-0233/12 от 03 мая 2012 г.
В ходе проведения проверки должностными лицами Мосжилинспекции были установлены нарушения ст. 44, ч. 4 ст. 45, ч. 2, 3 ст. 46, ч. 1, 3 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ст. ст. 117, 116, 129, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 3-0732 от 25 мая 2012 г. и выдано предписание N 3-0732 от 25 мая 2012 г., которым предписано совершить следующие действия:
1. Устранить нарушения по пункту 1 акта проверки, произвести перерасчет по возврату средств, неправомерно собранных с собственников в резервный фонд ЖСК "Тында" за период с 28 февраля 2012 г. по 13 мая 2012 г.
2. Представлен итоговый протокол счетной комиссии общего собрания собственников ТСЖ "Тында", проводимого в период с 17 апреля 2012 г. по 13 мая 2012 г. (дата протокола 14 мая 2012 г.). Провести повторное собрание собственников с теми же вопросами повестки дня, в соответствии со статьями 44, 48 ЖК РФ.
3. Устранить нарушения по пункту 3 акта проверки. Провести повторное общее собрание собственников с теми же вопросами повестки дня, в соответствии со статьями 44 - 48 ЖК РФ.
4. Устранить нарушения при заполнении бланков решения каждого собственника.
5. Прекратить взимание средств в резервный фонд и целевые взносы с собственников, произвести перерасчет по возврату неправомерно собранных средств.
Пунктом 1 акта установлено, что представлен на проверку итоговый протокол общего собрания собственников помещений ТСЖ "Тында", проведенного в форме заочного голосования в период с 25 июля по 16 августа 2011 г. Протокол от 25 августа 2011 г. Ключевые вопросы, поставленные на голосование:
Утвердить порядок проведения общих собраний собственников ЖСК "Тында".
Утвердить применение в расчетах собственниками размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома и тарифов на коммунальные услуги, установленные органами власти г. Москвы.
Утвердить на 2011 год перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, условиях их оказания и выполнения, а также размер финансирования, соответствующего ценам, установленными органами государственной власти г. Москвы (смета N 1).
Утвердить использование средств "резервного фонда" (по ставке 1 руб./кв. м) для производства работ капитального характера.
Утвердить на 2011 год размер финансирования административно-управленческих и прочих расходов ЖСК "Тында" (смета N 2).
В акте проверки также указано, что Решением Кунцевского районного суда от 28 февраля 2012 г. решение общего собрания, проводимого в заочной форме от 16 августа 2011 г. и оформленного протоколом от 25 августа 2011 г., отменено. В связи с этим ответчиком сделан вывод о том, что все вопросы, поставленные на голосование, не имеют законной силы. Согласно устным пояснениям, данным в процессе проверки Барановой Е.С., сбор средств для резервного фонда по ставке 1 руб./кв. м продолжается по настоящее время. Собрание, утверждающее Положение о резервном фонде, состоялось 28 апреля 2012 г. Следовательно, сбор средств в резервный фонд ЖСК "Тында" в период с 28 февраля 2012 г. по 13 мая 2012 г. осуществлялось неправомерно.
Согласно п. 3 акта проверки Мосжилинспекцией установлено, что представлено уведомление о проведении общего собрания в МКД ЖСК "Тында". В Протоколе общего собрания от 14 мая 2012 г. указано, что собрание в форме совместного присутствия от 28 апреля 2012 года не состоялось, в связи с отсутствием кворума, и было проведено собрание в заочной форме. В связи с этим комиссией сделан вывод, что бланки для заочного голосования выдавались собственниками еще до проведения собрания в форме совместного присутствия, данный факт мог привести к голосованию по данным бланкам в заочной форме. Из уведомления общего собрания от 17.04.2012 г. и из протокола общего собрания от 14.05.2012 г. не видно каким образом были уведомлены собственники о том, что собрание в форме совместного присутствия не состоялось. Из объяснений представителя ЖСК "Тында" Барановой Е.С. такого оповещения не было, что является нарушением ч. 3 ст. 46 ЖК РФ. В нарушение ч. 1 ст. 47 ЖК РФ и ч. 2 ст. 46 ЖК РФ была изменена повестка дня при проведении заочного голосования, а именно: в уведомлении о проведении общего собрания не были указаны кандидатуры граждан для работы счетной комиссии, в бланках решений они есть, что нарушило права собственников, предусмотренных федеральными законами об избирательном праве и Конституции РФ. В тексте документов, представленных на проверку имеется акт от 17 апреля 2012 г., подписанный инициаторами проведения собрания, в котором указывается, что уведомления (сообщения) о проведении общего собрания в форме совместного присутствия от 28 апреля 2012 г. доведены до собственников путем раскладки в почтовые ящики. Как пояснил представитель ЖСК "Тында" Баранова Е.С. на одном из предыдущих собраний было принято решение об уведомлении собственников таким путем. Однако, решение данного собрания было отменено в судебном порядке. Следовательно, в настоящее время уведомления можно доводить до собственников исключительно способами, указанными в ч. 4 ст. 45 ЖК РФ. В уведомлении о проведении общих собраний указано, что размер доли собственника в праве общей собственности определяется (в процентах) как частное от деления общей площади квартиры (без балконов и лоджий), принадлежащей данному собственнику, на общую площадь всех квартир в доли, равную 25 943 кв. м, умноженную на коэффициент 100, что противоречит положению, указанному в ч. 1 ст. 37 ЖК РФ. Данный расчет долей приводит к неправильному пониманию голосов, имеющихся у собственников, что в свою очередь приводит к неправильному расчету кворума.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственного жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды; за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.); за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями; за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 указанного Положения государственная жилищная инспекция города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим:
- - функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции;
- - функции по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах;
- - функции по управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы;
- - полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда, объектов комплекса социальной сферы и спортивных сооружений в жилой застройке в целях оценки оснащенности техническими средствами безопасности, а также контролю состояния технических средств безопасности и их эксплуатации.
Согласно п. 4 Положения Мосжилинспекция осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: о проверке правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья (п. 4.2.12); о проверке соответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в него изменений требованиям законодательства Российской Федерации (4.2.13); о проверке правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества собственников жилья и других членов правления товарищества собственников жилья (4.2.14); о проверке правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним договора управления многоквартирным домом.
В силу п. 4.3 Положения Мосжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением: требований к уставу товарищества собственников жилья, внесенным в него изменениям (п. 4.3.12); требований к принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним договора управления многоквартирным домом, требованием к утверждению условий такого договора и его заключению (п. 4.3.13); требований к избранию общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества собственников жилья и других членов правления товарищества собственников жилья (п. 4.3.14).
Из материалов дела следует, что Протоколом от 25 августа 2011 г. общего собрания собственников помещений ЖСК "Тында", расположенном по адресу: г. Москва, Рублевское шоссе, дом 42, корпус 2, проведенного в форме заочного голосования в период с 25 июля по 16 августа 2011 года, утверждено, в том числе использование средств "резервного фонда" (по ставке 1 руб./кв. м) для производства работ капитального характера.
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 28 февраля 2012 г., признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ТСЖ "Тында", проведенного в форме заочного голосования от 16 августа 2011 г., оформленного протоколом от 25 августа 2011 г.
В этой связи Мосжилинспекция обязала ТСЖ "Тында" произвести перерасчет по возврату средств, неправомерно собранных с собственников в резервный фонд ТСЖ "Тында" за период с 28 февраля 2012 г. по 13 мая 2012 г.
При этом Положением не определена компетенция Мосжилинспекции по контролю за деятельностью жилищно-строительного кооператива при осуществлении расчетов с собственниками помещений многоквартирного жилого дома. Вопросы, подлежащие проверке Мосжилинспекцией, не были предметом рассмотрения на общем собрании собственников, проведенного в форме заочного голосования в период с 25 июля по 16 августа 2011 года.
Согласно итоговому протоколу от 14 мая 2012 г. счетной комиссии общего собрания собственников помещений ЖСК "Тында" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, Рублевское шоссе, дом 42, корпус 2, проводимого в период с 17 апреля по 13 мая 2012 года предметом обсуждения были следующие вопросы: об избрании счетной комиссии в составе: Миронов В.И., Рязанцев А.В., Шмойлова В.М.; об утверждении отчета исполнения сметы N 1 ЖСК "Тында" на 2011 г. размера финансирования работ и услуг согласно перечню услуг по содержанию общего имущества МКД (приложение к Договору с ГУ ИС ЗАО на предоставление субсидий из бюджета г. Москвы); об утверждении размера целевого взноса 1,50 руб./кв. м; об утверждения отчета исполнения сметы N 2 ЖСК "Тында" размера финансирования административно-управленческих и прочих расходов ЖСК "Тында" на 2011 год; об утверждении Сметы N 1 ЖСК "Тында" на 2012 г. размера финансирования работ и услуг согласно перечню работ и услуг по содержанию имущества МКД (приложение к Договору с ГКУ ИС ЗАО на предоставление субсидий из бюджета г. Москвы); об утверждении сметы N 2 ЖСК "Тында" размера финансирования административно-управленческих и прочих расходов на 2012 г.; об утверждении отчета правления ЖСК "Тында" о выполнении работ и услуг по содержанию общего имущества МКД за 2009 - 2010 гг.; об утверждении отчета правления ЖСК "Тында" о выполнении работ и услуг по содержанию общего имущества МКД за 2011 год; об утверждении "Положения о резервном фонде"; об утверждении решения о подключении автостоянки ПАСК "Тында" к вводу щитовой дома по Рублевскому шоссе, д. 42, к. 2 (Установить, что учет и оплату энергопотребления ПАСК "Тында" осуществляет самостоятельно согласно показаниям счетчика, установленного на территории ПАСК "Тында" в пределах мощности 10 квт); по окончании срока аренды помещения в 2012 году принадлежащего общему имуществу дома пролонгировать договор аренды на новый срок 11,5 месяцев.
Вопросы, подлежащие проверке Мосжилинспекцией, не были предметом рассмотрения на указанном собрании, в связи с чем оснований для проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме указанного решения также не было.
В предписании указано на необходимость провести повторное общее собрание собственников с теми же вопросами повестки дня, однако, указанный протокол не был признан недействительным в установленном законом порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Мосжилинспекции не имелось полномочий на выдачу оспариваемого предписания. Оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2, 3 и пункта 5 в части слов "провести перерасчет по возврату неправомерно собранных средств" вынесено Мосжилинспекцией с превышением предоставленных данному органу контроля полномочий, в связи с чем является незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2012 г. по делу N А40-115532/12-122-654 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)