Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Долгова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Паршиной С.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Б.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что с 29 октября 1991 года является нанимателем, зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 39,3 кв. м, состоящей из двух комнат, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу N от <дата> жилой <адрес> "<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N-р на администрацию Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам указанного дома на условиях социального найма жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ, и по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых. До настоящего времени срок отселения дома не определен, состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровью истца. Просил обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 39,9 кв. м, состоящее из двух комнат, в черте города Саратова по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2013 года на администрацию муниципального образования город Саратов возложена обязанность предоставить Б.А. благоустроенное жилое помещение, состоящее их двух комнат, общей площадью не менее 39,3 кв. м в черте города Саратова, после фактического предоставления администрацией муниципального образования "Город Саратов" по договору социального найма Б.А. благоустроенного жилого помещения, в черте города Саратова, общей площадью не менее 39,3 кв. м, прекратить договор социального найма на <адрес>. В иске к администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова отказано.
В апелляционной жалобе представители администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова просят решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы представителем администрации муниципального образования "Город Саратов" указано, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих законное право пользования жилым помещением. Администрация муниципального образования "Город Саратов" в досудебном порядке уже выполнила возложенные на нее законом обязанности. Действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Представитель комитета по управлению имуществом города Саратова в жалобе указывает, что процедура признания жилого дома истца непригодным для проживания, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, соблюдена не была, у истца отсутствует право на получение благоустроенного жилого помещения в порядке ст. 87 - 89 ЖК РФ.
В судебное заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б.А. решением комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> от <дата> N признан нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма на <адрес> счет на Б.А. закрыт в связи с выездом к новому месту жительства. Б.А. зарегистрирован и проживает в указанной квартире, площадью 39,3 кв. м, состоящей из двух комнат.
Сторонами не оспаривалось, что <адрес> является одним и тем же, в его нумерации появилась буква "N в связи с литерой, имеющейся в технической документации, представленной БТИ города Саратова, почтовый адрес дому N" по <адрес> с 15 июля 2009 года по настоящее время не присваивался.
Заключением межведомственной комиссии о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу N от 10 июня 2011 года многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15 августа 2011 года N 339-р предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного жилого дома.
Пунктом 1.1 распоряжения на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность отселения из занимаемых помещений, которое должно быть произведено в течение трех месяцев со дня издания распоряжения.
В п. 1.2 распоряжения указано произвести снос жилого дома в срок до 01 июня 2012 года, установленный в заключении межведомственной комиссии от 10 июня 2011 года N
На администрацию Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес>, на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых (п. 2).
На администрацию Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность осуществить контроль за проведением собственниками помещений отселения и сноса указанного дома в сроки, установленные пунктами 1.1, 1.2 настоящего распоряжения (п. 5.3).
Собственником <адрес> является администрация муниципального образования "<адрес>". Мероприятия по отселению не выполнены.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии у Б.А. других жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение взамен занимаемого. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части, суд с учетом вышеназванных правовых норм правомерно исходил из обязанности администрации муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению истцу по договору социального найма жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих законное право пользования жилым помещением, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Б.А. решением комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района города Саратова от 24 апреля 2009 года N 8 признан нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма на квартиру (л. д. 54). Достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.
Довод апелляционной жалобы представителя комитета по управлению имуществом города Саратова о том, что указанный жилой дом в установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 порядке не был признан непригодным для проживания, судебная коллегия находит несостоятельным.
Решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации города Саратова от 29.01.2007 г. N 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Из материалов дела следует, что жилой дом признан непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации города Саратова от 08.08.2006 г. N 212А.
Кроме того, надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих, что жилой <адрес> не подлежит сносу и возможен его капитальный ремонт, модернизация, реконструкция либо переоборудование, в силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ ответчиками суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации города о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не влекут отмену судебного решения.
Норма п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы жалобы о том, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" в досудебном порядке уже был рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма, не влияют на существо постановленного судебного акта, поскольку до настоящего времени никаких действий по реализации права истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, администрацией предпринято не было.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах), повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Таким образом, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3423
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N 33-3423
Судья: Долгова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Паршиной С.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Б.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что с 29 октября 1991 года является нанимателем, зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 39,3 кв. м, состоящей из двух комнат, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу N от <дата> жилой <адрес> "<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N-р на администрацию Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам указанного дома на условиях социального найма жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ, и по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых. До настоящего времени срок отселения дома не определен, состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровью истца. Просил обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 39,9 кв. м, состоящее из двух комнат, в черте города Саратова по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2013 года на администрацию муниципального образования город Саратов возложена обязанность предоставить Б.А. благоустроенное жилое помещение, состоящее их двух комнат, общей площадью не менее 39,3 кв. м в черте города Саратова, после фактического предоставления администрацией муниципального образования "Город Саратов" по договору социального найма Б.А. благоустроенного жилого помещения, в черте города Саратова, общей площадью не менее 39,3 кв. м, прекратить договор социального найма на <адрес>. В иске к администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова отказано.
В апелляционной жалобе представители администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова просят решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы представителем администрации муниципального образования "Город Саратов" указано, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих законное право пользования жилым помещением. Администрация муниципального образования "Город Саратов" в досудебном порядке уже выполнила возложенные на нее законом обязанности. Действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Представитель комитета по управлению имуществом города Саратова в жалобе указывает, что процедура признания жилого дома истца непригодным для проживания, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, соблюдена не была, у истца отсутствует право на получение благоустроенного жилого помещения в порядке ст. 87 - 89 ЖК РФ.
В судебное заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б.А. решением комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> от <дата> N признан нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма на <адрес> счет на Б.А. закрыт в связи с выездом к новому месту жительства. Б.А. зарегистрирован и проживает в указанной квартире, площадью 39,3 кв. м, состоящей из двух комнат.
Сторонами не оспаривалось, что <адрес> является одним и тем же, в его нумерации появилась буква "N в связи с литерой, имеющейся в технической документации, представленной БТИ города Саратова, почтовый адрес дому N" по <адрес> с 15 июля 2009 года по настоящее время не присваивался.
Заключением межведомственной комиссии о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу N от 10 июня 2011 года многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15 августа 2011 года N 339-р предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного жилого дома.
Пунктом 1.1 распоряжения на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность отселения из занимаемых помещений, которое должно быть произведено в течение трех месяцев со дня издания распоряжения.
В п. 1.2 распоряжения указано произвести снос жилого дома в срок до 01 июня 2012 года, установленный в заключении межведомственной комиссии от 10 июня 2011 года N
На администрацию Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес>, на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых (п. 2).
На администрацию Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность осуществить контроль за проведением собственниками помещений отселения и сноса указанного дома в сроки, установленные пунктами 1.1, 1.2 настоящего распоряжения (п. 5.3).
Собственником <адрес> является администрация муниципального образования "<адрес>". Мероприятия по отселению не выполнены.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии у Б.А. других жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение взамен занимаемого. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части, суд с учетом вышеназванных правовых норм правомерно исходил из обязанности администрации муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению истцу по договору социального найма жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих законное право пользования жилым помещением, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Б.А. решением комиссии по жилищным вопросам администрации Октябрьского района города Саратова от 24 апреля 2009 года N 8 признан нанимателем жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма на квартиру (л. д. 54). Достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.
Довод апелляционной жалобы представителя комитета по управлению имуществом города Саратова о том, что указанный жилой дом в установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 порядке не был признан непригодным для проживания, судебная коллегия находит несостоятельным.
Решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации города Саратова от 29.01.2007 г. N 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Из материалов дела следует, что жилой дом признан непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации города Саратова от 08.08.2006 г. N 212А.
Кроме того, надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих, что жилой <адрес> не подлежит сносу и возможен его капитальный ремонт, модернизация, реконструкция либо переоборудование, в силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ ответчиками суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации города о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не влекут отмену судебного решения.
Норма п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы жалобы о том, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" в досудебном порядке уже был рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма, не влияют на существо постановленного судебного акта, поскольку до настоящего времени никаких действий по реализации права истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, администрацией предпринято не было.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах), повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Таким образом, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)