Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дружкова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Кутыревой Е.Б.,
судей Лысовой Е.В. и Сокуровой Ю.А.
При секретаре Г.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
Дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
С участием
На решение Починковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2012 года
По делу по иску К.Ф. к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года незаконными, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем путем выдачи сертификата на покупку или строительство жилья, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет,
о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья,
установила:
К.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года незаконными, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем путем выдачи сертификата на покупку или строительство жилья, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет,
о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.
В обосновании заявленных требований указала, что в соответствии с законом "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как нуждается в улучшении жилищных условий.
В 2011 году она обратилась в жилищную комиссию Наруксовского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку жилое помещение в котором она проживает, является непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Наруксовского сельсовета от 02.06.2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
15.12.2011 года межведомственной комиссией администрации Починковского района составлен акт обследования принадлежащего ей жилого дома и заключение, которыми жилой дом признан пригодным для проживания.
На основании этого акта обследования и заключения межведомственной комиссии 15 марта 2012 года постановлением администрации Починковского района ее жилое помещение признано пригодным для проживания и постановлением администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года она снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Указанные документы считает незаконными. Заявление о проведении осмотра и оценки ее дома она в декабре 2011 года не писала, обследование жилого дома не проводилось.
Истица не была извещена об обследовании ее дома, комиссия дом не обследовала. Выводы, изложенные в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от 15.12.2011 года полностью противоречат заключению, сделанному специалистами ООО "АРЗПРОЕКТ".
Указанными действиями межведомственной комиссии, администрации Починковского района и администрации Починковского сельсовета нарушены ее права.
В судебном заседании представитель истца по доверенности К.Т. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика глава администрации Наруксовского сельсовета в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В заявлении указал о признании исковых требований.
Представитель администрации Починковского района по доверенности Б. требования не признала.
Представитель министерства социальной политики в суд не явился, дело рассмотрено в отсутствие представителя.
Представитель министерства социальной политики в суд представил возражения на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.
Решением суда постановлено: Исковые требования К.Ф. к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области удовлетворить.
Признать акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными.
Признать К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать право К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата.
Обязать администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года,
Обязать администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Обязать Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики просит решение суда отменить в части обязания министерства предоставить единовременную выплату на приобретение или строительство жилья. Заявитель жалобы указывает, что суд, возлагая на Министерство обязанность выплатить истице единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья, не принял во внимание, что в деле не имеется доказательств нарушения ответчиком прав истицы, а также доказательств отказа министерства истице в предоставлении данной выплаты либо незаконного бездействия министерства, повлекшего нарушение прав и интересов истицы.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что возложение обязанности на министерство предоставить истице данную выплату не повлечет нарушение прав иных граждан, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки. При этом законом не предусмотрена выплата единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам-получателям в натуре.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления проверена судом апелляционной инстанции по правилам главы 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года.
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья.
Решение суда о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, предусмотренные ст. ст. 14 и 15 данного закона, и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств бюджета жильем членов семей инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 21).
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" постановлено завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как следует из материалов дела, К.Ф. является вдовой участника ВОВ, что подтверждается справкой управления социальной защиты населения, выданной на основании удостоверения участника ВОВ, выданного Починковским РВК 17.03.1986 года, свидетельства о заключении брака, выданного отделом ЗАГС Починковского района 27.07.1951 года, и свидетельством о смерти К.И.Я., выданного отделом ЗАГС Починковского района года.
К.Ф. является собственником жилого дома по адресу: на основании свидетельства о государственной регистрации регистрации права на недвижимое имущество от 07.07.2009 года.
Межведомственной комиссией назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района от 20.11.2007 года 05.05.2011 года проведено обследование жилого помещения по адресу:, о чем составлен акт обследования и заключение, жилое помещение признано не пригодным для проживания.
Согласно, акта обследования помещения от 15.12.2011 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района от 20.11.2007 года и заключения этой комиссии от 15.12.2011 года жилое помещение по адресу: признано, пригодным для проживания.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного суд 1 инстанции обоснованно исходил из того, что 15 декабря 2011 года обследование жилого дома истицы фактически не производилось; факты, изложенные в акте и заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам; в оспариваемых документах отсутствует подпись собственника жилого помещения, принимая во внимание обстоятельство участия К.Ф. при осмотре жилого помещения.
Данный вывод суда представляется правильным, основанным на законе.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
При разрешении спора судом установлено нарушение процедуры признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, поскольку оценка жилого помещения истицы межведомственной комиссией фактически не проводилась, собственник жилого дома не привлекалась к работе комиссии.
В данной части решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Вместе с тем решение суда в удовлетворении остальной части требований не может быть признано законным и обоснованным, как постановленное с нарушением норм материального права.
Статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований в соответствии, с которыми граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одним из таких оснований является проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. И если решением межведомственной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению за счет средств федерального бюджета не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года N 68-З формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
В соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о пригодности (непригодности) принадлежащего К.Ф. жилого помещения для проживания находится в исключительной компетенции межведомственной комиссией администрации Починковского района, на основании которого истица может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Учитывая Конституционный принцип разделения исполнительной и судебной власти, суд не вправе подменять орган исполнительной власти и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органа исполнительной власти.
Принимая во внимание, что все вышеуказанные действия должны осуществляться органами местного самоуправления, и в настоящее время вопрос о пригодности (непригодности) спорного жилого помещения надлежащим образом не разрешен, судебная коллегия находит решение суда в данной части незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года,
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела являются установленными, судебная коллегия в отмененной части не лишена возможности вынести по делу новое решение, которым К.Ф. в удовлетворении данных требований К.Ф. надлежит отказать.
Принимая во внимание, что заявленные требования о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания,
признаны обоснованными, судебная коллегия полагает необходимым в порядке п. 1 ст. 258 ГПК РФ обязать межведомственную комиссию администрации Починковского муниципального района Нижегородской области произвести действия в соответствии с требованиями действующего законодательства для решения вопроса о признании непригодным (пригодным) для постоянного проживания жилого помещения по адресу: .
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2012 года отменить в части удовлетворения исковых требований о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года.
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья.
В отмененной части вынести новое решение, которым, в удовлетворении исковых требований К.Ф. о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года.
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, отказать.
Обязать межведомственную комиссию администрации Починковского муниципального района Нижегородской области произвести действия в соответствии с требованиями действующего законодательства для решения вопроса о признании непригодным (пригодным) для постоянного проживания жилого помещения по адресу: .
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2012 N 33-7916/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2012 г. N 33-7916/2012
Судья: Дружкова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Кутыревой Е.Б.,
судей Лысовой Е.В. и Сокуровой Ю.А.
При секретаре Г.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
Дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
С участием
На решение Починковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2012 года
По делу по иску К.Ф. к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года незаконными, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем путем выдачи сертификата на покупку или строительство жилья, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет,
о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья,
установила:
К.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года незаконными, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем путем выдачи сертификата на покупку или строительство жилья, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет,
о включении в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.
В обосновании заявленных требований указала, что в соответствии с законом "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как нуждается в улучшении жилищных условий.
В 2011 году она обратилась в жилищную комиссию Наруксовского сельсовета о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку жилое помещение в котором она проживает, является непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Наруксовского сельсовета от 02.06.2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
15.12.2011 года межведомственной комиссией администрации Починковского района составлен акт обследования принадлежащего ей жилого дома и заключение, которыми жилой дом признан пригодным для проживания.
На основании этого акта обследования и заключения межведомственной комиссии 15 марта 2012 года постановлением администрации Починковского района ее жилое помещение признано пригодным для проживания и постановлением администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года она снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Указанные документы считает незаконными. Заявление о проведении осмотра и оценки ее дома она в декабре 2011 года не писала, обследование жилого дома не проводилось.
Истица не была извещена об обследовании ее дома, комиссия дом не обследовала. Выводы, изложенные в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от 15.12.2011 года полностью противоречат заключению, сделанному специалистами ООО "АРЗПРОЕКТ".
Указанными действиями межведомственной комиссии, администрации Починковского района и администрации Починковского сельсовета нарушены ее права.
В судебном заседании представитель истца по доверенности К.Т. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика глава администрации Наруксовского сельсовета в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В заявлении указал о признании исковых требований.
Представитель администрации Починковского района по доверенности Б. требования не признала.
Представитель министерства социальной политики в суд не явился, дело рассмотрено в отсутствие представителя.
Представитель министерства социальной политики в суд представил возражения на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.
Решением суда постановлено: Исковые требования К.Ф. к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области удовлетворить.
Признать акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными.
Признать К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать право К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата.
Обязать администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года,
Обязать администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Обязать Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики просит решение суда отменить в части обязания министерства предоставить единовременную выплату на приобретение или строительство жилья. Заявитель жалобы указывает, что суд, возлагая на Министерство обязанность выплатить истице единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья, не принял во внимание, что в деле не имеется доказательств нарушения ответчиком прав истицы, а также доказательств отказа министерства истице в предоставлении данной выплаты либо незаконного бездействия министерства, повлекшего нарушение прав и интересов истицы.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что возложение обязанности на министерство предоставить истице данную выплату не повлечет нарушение прав иных граждан, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки. При этом законом не предусмотрена выплата единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам-получателям в натуре.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления проверена судом апелляционной инстанции по правилам главы 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года.
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья.
Решение суда о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, предусмотренные ст. ст. 14 и 15 данного закона, и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств бюджета жильем членов семей инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 21).
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" постановлено завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как следует из материалов дела, К.Ф. является вдовой участника ВОВ, что подтверждается справкой управления социальной защиты населения, выданной на основании удостоверения участника ВОВ, выданного Починковским РВК 17.03.1986 года, свидетельства о заключении брака, выданного отделом ЗАГС Починковского района 27.07.1951 года, и свидетельством о смерти К.И.Я., выданного отделом ЗАГС Починковского района года.
К.Ф. является собственником жилого дома по адресу: на основании свидетельства о государственной регистрации регистрации права на недвижимое имущество от 07.07.2009 года.
Межведомственной комиссией назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района от 20.11.2007 года 05.05.2011 года проведено обследование жилого помещения по адресу:, о чем составлен акт обследования и заключение, жилое помещение признано не пригодным для проживания.
Согласно, акта обследования помещения от 15.12.2011 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района от 20.11.2007 года и заключения этой комиссии от 15.12.2011 года жилое помещение по адресу: признано, пригодным для проживания.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного суд 1 инстанции обоснованно исходил из того, что 15 декабря 2011 года обследование жилого дома истицы фактически не производилось; факты, изложенные в акте и заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам; в оспариваемых документах отсутствует подпись собственника жилого помещения, принимая во внимание обстоятельство участия К.Ф. при осмотре жилого помещения.
Данный вывод суда представляется правильным, основанным на законе.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
При разрешении спора судом установлено нарушение процедуры признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, поскольку оценка жилого помещения истицы межведомственной комиссией фактически не проводилась, собственник жилого дома не привлекалась к работе комиссии.
В данной части решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Вместе с тем решение суда в удовлетворении остальной части требований не может быть признано законным и обоснованным, как постановленное с нарушением норм материального права.
Статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований в соответствии, с которыми граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одним из таких оснований является проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. И если решением межведомственной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению за счет средств федерального бюджета не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года N 68-З формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
В соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о пригодности (непригодности) принадлежащего К.Ф. жилого помещения для проживания находится в исключительной компетенции межведомственной комиссией администрации Починковского района, на основании которого истица может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Учитывая Конституционный принцип разделения исполнительной и судебной власти, суд не вправе подменять орган исполнительной власти и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органа исполнительной власти.
Принимая во внимание, что все вышеуказанные действия должны осуществляться органами местного самоуправления, и в настоящее время вопрос о пригодности (непригодности) спорного жилого помещения надлежащим образом не разрешен, судебная коллегия находит решение суда в данной части незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года,
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела являются установленными, судебная коллегия в отмененной части не лишена возможности вынести по делу новое решение, которым К.Ф. в удовлетворении данных требований К.Ф. надлежит отказать.
Принимая во внимание, что заявленные требования о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: пригодным для постоянного проживания,
признаны обоснованными, судебная коллегия полагает необходимым в порядке п. 1 ст. 258 ГПК РФ обязать межведомственную комиссию администрации Починковского муниципального района Нижегородской области произвести действия в соответствии с требованиями действующего законодательства для решения вопроса о признании непригодным (пригодным) для постоянного проживания жилого помещения по адресу: .
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2012 года отменить в части удовлетворения исковых требований о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года.
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья.
В отмененной части вынести новое решение, которым, в удовлетворении исковых требований К.Ф. о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета от 22.03.2012 года в отношении К.Ф. незаконными. Признании К.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признании права К.Ф. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и право на получение жилищного сертификата. Возложении обязанности на администрацию Наруксовского сельсовета восстановить К.Ф. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 02.06.2011 года.
Возложении обязанности на администрацию Починковского района включить К.Ф. в сводный список граждан, состоящих на учете имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Возложении обязанности на Министерство социальной политики выплатить К.Ф. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, отказать.
Обязать межведомственную комиссию администрации Починковского муниципального района Нижегородской области произвести действия в соответствии с требованиями действующего законодательства для решения вопроса о признании непригодным (пригодным) для постоянного проживания жилого помещения по адресу: .
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)