Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, Д.В. Басаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Жилищно-строительного потребительского кооператива "Жилье-2000" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2013 года по делу N А58-1024/2013 по заявлению Жилищно-строительного потребительского кооператива "Жилье-2000" (ИНН 1435111540, ОГРН 1051402078628) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в государственной регистрации N 01/096/2012-011 от 15.01.2013, N 01/096/2012-009 от 15.01.2013, N 01/096/2012-010 от 15.01.2013, N 01/096/2012-012 от 15.01.2013, N 01/096/2012-013 от 15.01.2013, N 01/096/2012-014 от 15.01.2013, N 01/096/2012-015 от 15.01.2013, N 01/096/2012-016 от 15.01.2013, N 01/096/2012-017 от 15.01.2013, N 01/096/2012-018 от 15.01.2013, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) восстановить нарушенные права путем осуществления государственной регистрации права собственности ЖСПК "Жилье-2000" на квартиры 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Винокурова, д. 21,
(суд первой инстанции: Шевелев В.В.),
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Белоновской Г.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) секретарем судебного заседания Чуваревой М.С.,
- от заявителя: Паскачина Н.А., председателя ЖСПК "Жилье-2000", Томтосова А.А., представителя по доверенности от 10.06.2013;
- от заинтересованного лица: не было;
Заявитель, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в государственной регистрации N 01/096/2012-011 от 15.01.2013, N 01/096/2012-009 от 15.01.2013, N 01/096/2012-010 от 15.01.2013, N 01/096/2012-012 от 15.01.2013, N 01/096/2012-013 от 15.01.2013, N 01/096/2012-014 от 15.01.2013, N 01/096/2012-015 от 15.01.2013, N 01/096/2012-016 от 15.01.2013, N 01/096/2012-017 от 15.01.2013, N 01/096/2012-018 от 15.01.2013.
Заявитель также просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) восстановить нарушенные права путем осуществления государственной регистрации права собственности ЖСПК "Жилье-2000" на квартиры 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Винокурова, д. 21.
Решением суда первой инстанции от 18 апреля 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме и соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (пункты 1, 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, заявитель обязан был получить разрешение на ввод в эксплуатацию 10 этажа. Между тем, заявитель не представил соответствующее разрешение.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что суд первой инстанции не дал оценки доводам общества о том, что 10 этаж жилого дома построен в соответствии с проектом на основании соответствующего разрешения на строительство, введен в эксплуатацию в составе всего дома в установленном порядке и объективно существовал до перевода его в из нежилого помещения в жилые помещения. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности", разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменение внешнего вида сложившейся застройки. Кроме того, как указывает заявитель, квартиры заселены гражданами.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200062461831.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 16.05.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, 04 декабря 2012 года общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) с заявлениями о регистрации права собственности на квартиры 103,104,105,106,107,108,109,110,111,112, расположенные на 10 этаже жилого дома по адресу: город Якутск, улица Винокурова, дом 21.
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 14.12.2012 NN 01/096/2012-011, 01/096/2012-009, 01/096/2012-010, 01/096/2012-012, 01/096/2012-013, 01/096/2012-014, 01/096/2012-015, 01/096/2012-016, 01/096/2012-017, 01/096/2012-018 приостановлена государственная регистрация права собственности на указанные квартиры, в связи с отсутствием документа, подтверждающего ввод в эксплуатацию 10 этажа жилого дома по адресу: город Якутск, улица Винокурова, дом 21. Регистрация приостановлена до 14.01.2013. Регистратором направлен запрос в Департамент градостроительной политики города Якутска о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию 10 этажа жилого дома.
Заявителю также предложено представить в срок до 14 января 2013 года разрешение на ввод в эксплуатацию 10 этажа. Сообщениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 15.01.2013 NN 01/096/2012-011, 01/096/2012-009, 01/096/2012-010, 01/096/2012-012, 01/096/2012-013, 01/096/2012-014, 01/096/2012-015, 01/096/2012-016, 1/096/2012-017, 01/096/2012-018 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на квартиры NN 103,104,105,106,107,108,109,110,111,112, в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию 10 этажа жилого дома по адресу: город Якутск, улица Винокурова, дом 21.
Общество, не согласившись с указанными отказами, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В пункте 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (ч. 1).
Обстоятельства, указанные в ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывающие на основания, когда выдача разрешения на строительство не требуется, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, общество представило в подтверждение своих доводов выданное ему разрешение на строительство (т. 1, л. 93).
Согласно указанному разрешению, обществу разрешено строить многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями по ул. Винокурова, 21, квартал 85, в г. Якутске, площадью здания 7 780,91 кв. м, количество квартир 103, этажей 9.
Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (ч. 1).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (ч. 10).
Как следует из материалов дела, общество представило в подтверждение своих доводов, выданное ему разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU 14301000-99-10 (т. 1, л. 94), согласно которому в эксплуатацию введен многоквартирный жилой с нежилыми помещениями по ул. Винокурова, 21, квартал 85, в г. Якутске, фактической площадью здания 7 780,91 кв. м, фактическое количество квартир 103, фактическое количество этажей 9.
Суд апелляционной инстанции усматривает из разрешения на строительство (т. 1, л. 52), что общая площадь здания определена - 7 780,91 м кв., общий строительный объем здания 26 306,43 м кв. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (т. 1, л. 53), общая площадь жилого дома, включая офисы и чердак составляет 7 780,91 м кв., общий строительный объем здания 26 306,43 кв. м. Из указанного следует, что параметры запланированного строительства и фактически введенного в эксплуатацию совпадают.
Из пояснительной записки из проектной документации 2010 года (т. 1, л. 220-236, т. 2, л.1-17) следует, что планируется строительство девятиэтажного дома.
Из указанного следует, что общество в подтверждение своего права представило на регистрацию документы, содержащие иные признаки недвижимого объекта - десятиэтажное здание, чем указаны в правоустанавливающих документах объекта, поскольку в разрешении на строительство многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями по ул. Винокурова, 21, квартал 85, в г. Якутске и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию объект характеризуется как девятиэтажный дом.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает пункт 4.1 Свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" согласно которому, строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Состав проектной документации должен соответствовать перечню (составу), указанному в п. 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности, количества этажей и строительного объема при проектировании приведены в приложении В.
Пунктом 1.6 Правил определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема Приложение В, Свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" установлено, что при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.
Таким образом, технический этаж должен быть учтен заявителем при строительстве объекта и при определении его этажности, о чем должно быть отражено как в разрешении на строительство, так и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Ссылка заявителя на чертежи (т. 1, л. 34 и 35), в которых указано, что объект строительства - дом по адресу улица Винокурова в Якутске имеет 10 технический этаж, который по утверждению заявителя переведен им жилой, не принимается судом апелляционной инстанции как достаточное основание для удовлетворения апелляционной жалобы, по вышеуказанным обстоятельствам.
Учитывая, что указанный объект был введен в эксплуатацию 05.08.2011 в соответствии с разрешением на строительство от 16.12.2010, предусматривающем 9 этажей объекта, то строительство десятого этажа, в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требует как получение разрешения на строительство (реконструкцию объектов капитального строительства), так и разрешения на введение его в эксплуатацию.
В отсутствие указанных документов, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается какое-либо право заявителя на названные объекты недвижимости, расположенные в части здания на строительство которой не выдавалось разрешения и не принималось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Доводы апелляционной жалобы о наличии документов, свидетельствующих о проектной и технической возможности строительства десятого этажа на указанном объекте, является основанием для получения разрешения на строительство (реконструкцию объектов капитального строительства), а затем на получение разрешения на введения этого в эксплуатацию, после чего подлежит регистрации право.
Факт перевода нежилых помещений в жилые помещения не свидетельствует о том, что указанный объект возведен на законных основаниях, т.к. вне зависимости от назначения объекта (объекта реконструкции), он подлежит государственной регистрации на основании правоустанавливающих объектов, которые в отношении данного объекта не представлены в суд.
Довод апелляционной жалобы о том, что в указанные квартиры вселились граждане не свидетельствует о правомерности доводов заявителя, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию указанного объекта, а изменение статуса объектов не влияет на обязанность заявителя получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (объекта реконструкции), переведенного в последующем в жилые помещения.
С учетом изложенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемые отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в государственной регистрации права собственности соответствуют нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушают права и законные интересы заявителя
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "18" апреля 2013 года по делу N А58-1024/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2013 ПО ДЕЛУ N А58-1024/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу N А58-1024/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, Д.В. Басаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Жилищно-строительного потребительского кооператива "Жилье-2000" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2013 года по делу N А58-1024/2013 по заявлению Жилищно-строительного потребительского кооператива "Жилье-2000" (ИНН 1435111540, ОГРН 1051402078628) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в государственной регистрации N 01/096/2012-011 от 15.01.2013, N 01/096/2012-009 от 15.01.2013, N 01/096/2012-010 от 15.01.2013, N 01/096/2012-012 от 15.01.2013, N 01/096/2012-013 от 15.01.2013, N 01/096/2012-014 от 15.01.2013, N 01/096/2012-015 от 15.01.2013, N 01/096/2012-016 от 15.01.2013, N 01/096/2012-017 от 15.01.2013, N 01/096/2012-018 от 15.01.2013, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) восстановить нарушенные права путем осуществления государственной регистрации права собственности ЖСПК "Жилье-2000" на квартиры 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Винокурова, д. 21,
(суд первой инстанции: Шевелев В.В.),
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Белоновской Г.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) секретарем судебного заседания Чуваревой М.С.,
- от заявителя: Паскачина Н.А., председателя ЖСПК "Жилье-2000", Томтосова А.А., представителя по доверенности от 10.06.2013;
- от заинтересованного лица: не было;
-
установил:
установил:
Заявитель, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в государственной регистрации N 01/096/2012-011 от 15.01.2013, N 01/096/2012-009 от 15.01.2013, N 01/096/2012-010 от 15.01.2013, N 01/096/2012-012 от 15.01.2013, N 01/096/2012-013 от 15.01.2013, N 01/096/2012-014 от 15.01.2013, N 01/096/2012-015 от 15.01.2013, N 01/096/2012-016 от 15.01.2013, N 01/096/2012-017 от 15.01.2013, N 01/096/2012-018 от 15.01.2013.
Заявитель также просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) восстановить нарушенные права путем осуществления государственной регистрации права собственности ЖСПК "Жилье-2000" на квартиры 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Винокурова, д. 21.
Решением суда первой инстанции от 18 апреля 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме и соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (пункты 1, 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, заявитель обязан был получить разрешение на ввод в эксплуатацию 10 этажа. Между тем, заявитель не представил соответствующее разрешение.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что суд первой инстанции не дал оценки доводам общества о том, что 10 этаж жилого дома построен в соответствии с проектом на основании соответствующего разрешения на строительство, введен в эксплуатацию в составе всего дома в установленном порядке и объективно существовал до перевода его в из нежилого помещения в жилые помещения. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности", разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменение внешнего вида сложившейся застройки. Кроме того, как указывает заявитель, квартиры заселены гражданами.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200062461831.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 16.05.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, 04 декабря 2012 года общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) с заявлениями о регистрации права собственности на квартиры 103,104,105,106,107,108,109,110,111,112, расположенные на 10 этаже жилого дома по адресу: город Якутск, улица Винокурова, дом 21.
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 14.12.2012 NN 01/096/2012-011, 01/096/2012-009, 01/096/2012-010, 01/096/2012-012, 01/096/2012-013, 01/096/2012-014, 01/096/2012-015, 01/096/2012-016, 01/096/2012-017, 01/096/2012-018 приостановлена государственная регистрация права собственности на указанные квартиры, в связи с отсутствием документа, подтверждающего ввод в эксплуатацию 10 этажа жилого дома по адресу: город Якутск, улица Винокурова, дом 21. Регистрация приостановлена до 14.01.2013. Регистратором направлен запрос в Департамент градостроительной политики города Якутска о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию 10 этажа жилого дома.
Заявителю также предложено представить в срок до 14 января 2013 года разрешение на ввод в эксплуатацию 10 этажа. Сообщениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 15.01.2013 NN 01/096/2012-011, 01/096/2012-009, 01/096/2012-010, 01/096/2012-012, 01/096/2012-013, 01/096/2012-014, 01/096/2012-015, 01/096/2012-016, 1/096/2012-017, 01/096/2012-018 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на квартиры NN 103,104,105,106,107,108,109,110,111,112, в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию 10 этажа жилого дома по адресу: город Якутск, улица Винокурова, дом 21.
Общество, не согласившись с указанными отказами, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В пункте 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывается, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (ч. 1).
Обстоятельства, указанные в ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывающие на основания, когда выдача разрешения на строительство не требуется, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, общество представило в подтверждение своих доводов выданное ему разрешение на строительство (т. 1, л. 93).
Согласно указанному разрешению, обществу разрешено строить многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями по ул. Винокурова, 21, квартал 85, в г. Якутске, площадью здания 7 780,91 кв. м, количество квартир 103, этажей 9.
Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (ч. 1).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (ч. 10).
Как следует из материалов дела, общество представило в подтверждение своих доводов, выданное ему разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU 14301000-99-10 (т. 1, л. 94), согласно которому в эксплуатацию введен многоквартирный жилой с нежилыми помещениями по ул. Винокурова, 21, квартал 85, в г. Якутске, фактической площадью здания 7 780,91 кв. м, фактическое количество квартир 103, фактическое количество этажей 9.
Суд апелляционной инстанции усматривает из разрешения на строительство (т. 1, л. 52), что общая площадь здания определена - 7 780,91 м кв., общий строительный объем здания 26 306,43 м кв. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (т. 1, л. 53), общая площадь жилого дома, включая офисы и чердак составляет 7 780,91 м кв., общий строительный объем здания 26 306,43 кв. м. Из указанного следует, что параметры запланированного строительства и фактически введенного в эксплуатацию совпадают.
Из пояснительной записки из проектной документации 2010 года (т. 1, л. 220-236, т. 2, л.1-17) следует, что планируется строительство девятиэтажного дома.
Из указанного следует, что общество в подтверждение своего права представило на регистрацию документы, содержащие иные признаки недвижимого объекта - десятиэтажное здание, чем указаны в правоустанавливающих документах объекта, поскольку в разрешении на строительство многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями по ул. Винокурова, 21, квартал 85, в г. Якутске и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию объект характеризуется как девятиэтажный дом.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает пункт 4.1 Свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" согласно которому, строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Состав проектной документации должен соответствовать перечню (составу), указанному в п. 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности, количества этажей и строительного объема при проектировании приведены в приложении В.
Пунктом 1.6 Правил определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема Приложение В, Свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" установлено, что при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.
Таким образом, технический этаж должен быть учтен заявителем при строительстве объекта и при определении его этажности, о чем должно быть отражено как в разрешении на строительство, так и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Ссылка заявителя на чертежи (т. 1, л. 34 и 35), в которых указано, что объект строительства - дом по адресу улица Винокурова в Якутске имеет 10 технический этаж, который по утверждению заявителя переведен им жилой, не принимается судом апелляционной инстанции как достаточное основание для удовлетворения апелляционной жалобы, по вышеуказанным обстоятельствам.
Учитывая, что указанный объект был введен в эксплуатацию 05.08.2011 в соответствии с разрешением на строительство от 16.12.2010, предусматривающем 9 этажей объекта, то строительство десятого этажа, в силу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требует как получение разрешения на строительство (реконструкцию объектов капитального строительства), так и разрешения на введение его в эксплуатацию.
В отсутствие указанных документов, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается какое-либо право заявителя на названные объекты недвижимости, расположенные в части здания на строительство которой не выдавалось разрешения и не принималось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Доводы апелляционной жалобы о наличии документов, свидетельствующих о проектной и технической возможности строительства десятого этажа на указанном объекте, является основанием для получения разрешения на строительство (реконструкцию объектов капитального строительства), а затем на получение разрешения на введения этого в эксплуатацию, после чего подлежит регистрации право.
Факт перевода нежилых помещений в жилые помещения не свидетельствует о том, что указанный объект возведен на законных основаниях, т.к. вне зависимости от назначения объекта (объекта реконструкции), он подлежит государственной регистрации на основании правоустанавливающих объектов, которые в отношении данного объекта не представлены в суд.
Довод апелляционной жалобы о том, что в указанные квартиры вселились граждане не свидетельствует о правомерности доводов заявителя, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию указанного объекта, а изменение статуса объектов не влияет на обязанность заявителя получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (объекта реконструкции), переведенного в последующем в жилые помещения.
С учетом изложенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемые отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в государственной регистрации права собственности соответствуют нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушают права и законные интересы заявителя
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "18" апреля 2013 года по делу N А58-1024/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)