Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (ИНН: 0274038937, ОГРН: 1030203899395); (далее - Совет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Совета - Шарипов И.Ф. (доверенность от 08.02.2013 N 25), Шарафутдинов Р.Р. (доверенность от 08.02.2013 N 26);
- Муниципального унитарного предприятия "Дюртюлинские электрические и тепловые сети" (далее - МУП "Дюртюлинские ЭиТС") - Сахибзадин К.М. (доверенность от 09.01.2013 N 1);
- общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (ИНН: 0260009661; ОГРН: 1070260001151); (далее - общество, заявитель) - Давлетшина Р.Т. (доверенность от 28.06.2013 N 669); Муллашева З.М. (доверенность от 27.11.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим с 01.01.2010 п. 2 решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и по подогреву воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли, как не соответствующего подп. "а" п. 5, п. 17 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУП "Дюртюлинские ЭиТС".
Согласно определению суда от 27.02.2013 в порядке ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура).
Решением суда от 08.05.2013 (судьи Боброва С.А., Сафиуллина Р.Н., Валеев К.В.) заявление удовлетворено. Пункт 2 решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (ИНН 0260008266, ОГРН 1050202288366) от 20.11.2009 г. N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 г. нормативов потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли (п. 2) и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли признан недействующим, как не соответствующий имеющему большую юридическую силу подп. "а" п. 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, п. 17 Приложения к указанным Правилам и Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1548 от 30.11.2010 г.
В кассационной жалобе Совет просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при отмене утвержденного Советом норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам 30.11.2010, затрагиваются экономические интересы населения г. Дюртюли и ресурсоснабжающей организации МУП "Дюртюлинские ЭиТС". Интересы управляющей организации - общества при этом не затрагиваются.
Также по мнению Совета, применение в расчетах показателей индивидуальных приборов учета в отсутствие общедомовых приборов учета будет нарушать интересы ресурсоснабжающих организаций.
В кассационной жалобе Совета содержатся также доводы, которыми Совет защищает правильность расчетов оспариваемых нормативов предоставления коммунальных услуг, не соглашаясь с выводами суда в указанной части.
МУП "Дюртюлинские ЭиТС" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность судебного акта и поддерживая доводы кассационной жалобы Совета.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. По мнению общества, нормы права судом применены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество полагает также, что вывод Совета о том, что при отмене утвержденных оспариваемым нормативным актом нормативов затрагивает интересы лишь населения и ресурсоснабжающих организаций, а не заявителя по делу, не подлежит рассмотрению, так как не относиться к предмету спора.
Прокуратура также представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Судом установлены и материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
20.11.2009 Советом принято решение N 15/190 "Об утверждении платы за жилищно-коммунальные услуги на 2010 г.".
Названное решение опубликовано в газете "Юлдаш" от 26.11.2009 г., являющейся официальным печатным изданием муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Пунктом 2 указанного решения с 01.01.2010 установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения. В том числе - норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли (приложение N 2).
Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан от 09.12.2010 г. N 30/338 названное решение признано утратившим силу.
Поскольку решение Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. устанавливало норматив потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и за подогрев воды по городу Дюртюли, адресовано неопределенному кругу лиц, содержало предписания обязательного характера и было рассчитано на неоднократное применение, данное решение обоснованно признано судом нормативным правовым актом и принято к рассмотрению по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что общество, являющееся управляющей организацией по обслуживанию многоквартирных жилых домов, находящихся в г. Дюртюли, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 2 указанного решения недействующим, поскольку при установлении указанных нормативов не учтены количество этажей в многоквартирных домах г. Дюртюли Республики Башкортостан, что, по мнению Общества, не соответствует подп. "а" п. 5, п. 17 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1548 от 30.11.2010 и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, как указал суд, выразилось в том, что общество осуществляет расчеты за принятые объемы горячего водоснабжения с поставщиком горячей воды - МУП "Дюртюлинские ЭиТС" в соответствии с нормативом, утвержденным Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (100 литров на человека в сутки). При этом с общества взыскана задолженность перед названной ресурсоснабжающей организацией, расчет которой производился с учетом положений оспариваемого судебного акта.
Спор рассмотрен судом первой инстанции по существу.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 317-ФЗ) утратил силу п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Компетенция арбитражных судов стала с 31.12.2012 регулироваться п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ст. 3 Закона N 317-ФЗ дела об оспаривании нормативных правовых актов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные на день вступления в силу названного Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Поскольку заявление общества было принято судом первой инстанции к производству 23.01.2013 его рассмотрение регулируется той редакцией ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая действовала на указанную дату.
Установив, что общество, являясь управляющей организацией в отношении жилых многоквартирных домов, осуществляет расчеты за принятые объемы горячего водоснабжения с поставщиком горячей воды в соответствии с нормативом, утвержденным Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (100 литров на человека в сутки), суд сделал вывод что названный нормативный правовой акт затрагивает и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В силу ч. 7., 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят по общему правилу этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" закреплено действующее правило о том, что поступившие управляющей организации (исполнителю) от жителей (потребителей) в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций, в полном объеме перечисляются ресурсоснабжающим организациям.
Оспариваемым по делу пунктом 2 решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. установлен норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли.
Указанный норматив непосредственно влияет на величину коммунальных платежей граждан, проживающих в г. Дюртюли.
Вместе с тем на права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности установление того или иного цифрового выражения спорных нормативов не влияет, поскольку расчеты и с населением и с ресурсоснабжающей организацией общество осуществляет в одном и том же суммовом выражении. В обязанности общества входит прием денежных средств в оплату за спорные коммунальные услуги и перечисление собранных сумм ресурсоснабжающей организации.
Сам по себе тот факт, что общество является коммерческой организацией не свидетельствует о том, что его требования о признании решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (п. 2) недействующим подведомственны с 31.12.2012 арбитражному суду.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, в частности, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, на момент рассмотрения кассационной жалобы, содержащей требования проверки существа расчетов спорных нормативов, нормы процессуального права, регулирующие подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) вновь изменены Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и с 07.06.2013 дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, для определения подведомственности конкретного дело по оспариванию решения органа местного самоуправления следует принимать во внимание указание на возможность оспаривания в арбитражном суде исходя из тех правоотношений, в рамках которых вынесены такие решения.
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов регулирования муниципального образования, устанавливающих предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определяется положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Решение Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. издано во исполнение положений Федерального закона от 30.12.2004 N 2004 N 210-ФЗ, что прямо следует из текста названного нормативного правового акта.
В соответствии со ст. 17 Закона N 210-ФЗ к подведомственности арбитражных судов отнесены только дела по соответствующим заявлениям федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органа регулирования субъекта Российской Федерации по установлению предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса об оспаривании нормативных правовых актов в указанной области, принятых органом регулирования субъекта Российской Федерации и органом регулирования муниципального образования.
В связи с вышеизложенным, настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 150, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013 отменить.
Производство по делу N А07-881/2013 прекратить.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.08.2013 N Ф09-7241/13 ПО ДЕЛУ N А07-881/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. N Ф09-7241/13
Дело N А07-881/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (ИНН: 0274038937, ОГРН: 1030203899395); (далее - Совет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Совета - Шарипов И.Ф. (доверенность от 08.02.2013 N 25), Шарафутдинов Р.Р. (доверенность от 08.02.2013 N 26);
- Муниципального унитарного предприятия "Дюртюлинские электрические и тепловые сети" (далее - МУП "Дюртюлинские ЭиТС") - Сахибзадин К.М. (доверенность от 09.01.2013 N 1);
- общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (ИНН: 0260009661; ОГРН: 1070260001151); (далее - общество, заявитель) - Давлетшина Р.Т. (доверенность от 28.06.2013 N 669); Муллашева З.М. (доверенность от 27.11.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим с 01.01.2010 п. 2 решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и по подогреву воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли, как не соответствующего подп. "а" п. 5, п. 17 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУП "Дюртюлинские ЭиТС".
Согласно определению суда от 27.02.2013 в порядке ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура).
Решением суда от 08.05.2013 (судьи Боброва С.А., Сафиуллина Р.Н., Валеев К.В.) заявление удовлетворено. Пункт 2 решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (ИНН 0260008266, ОГРН 1050202288366) от 20.11.2009 г. N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 г. нормативов потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли (п. 2) и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли признан недействующим, как не соответствующий имеющему большую юридическую силу подп. "а" п. 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, п. 17 Приложения к указанным Правилам и Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1548 от 30.11.2010 г.
В кассационной жалобе Совет просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при отмене утвержденного Советом норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам 30.11.2010, затрагиваются экономические интересы населения г. Дюртюли и ресурсоснабжающей организации МУП "Дюртюлинские ЭиТС". Интересы управляющей организации - общества при этом не затрагиваются.
Также по мнению Совета, применение в расчетах показателей индивидуальных приборов учета в отсутствие общедомовых приборов учета будет нарушать интересы ресурсоснабжающих организаций.
В кассационной жалобе Совета содержатся также доводы, которыми Совет защищает правильность расчетов оспариваемых нормативов предоставления коммунальных услуг, не соглашаясь с выводами суда в указанной части.
МУП "Дюртюлинские ЭиТС" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность судебного акта и поддерживая доводы кассационной жалобы Совета.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. По мнению общества, нормы права судом применены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество полагает также, что вывод Совета о том, что при отмене утвержденных оспариваемым нормативным актом нормативов затрагивает интересы лишь населения и ресурсоснабжающих организаций, а не заявителя по делу, не подлежит рассмотрению, так как не относиться к предмету спора.
Прокуратура также представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Судом установлены и материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
20.11.2009 Советом принято решение N 15/190 "Об утверждении платы за жилищно-коммунальные услуги на 2010 г.".
Названное решение опубликовано в газете "Юлдаш" от 26.11.2009 г., являющейся официальным печатным изданием муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Пунктом 2 указанного решения с 01.01.2010 установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения. В том числе - норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли (приложение N 2).
Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан от 09.12.2010 г. N 30/338 названное решение признано утратившим силу.
Поскольку решение Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. устанавливало норматив потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и за подогрев воды по городу Дюртюли, адресовано неопределенному кругу лиц, содержало предписания обязательного характера и было рассчитано на неоднократное применение, данное решение обоснованно признано судом нормативным правовым актом и принято к рассмотрению по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что общество, являющееся управляющей организацией по обслуживанию многоквартирных жилых домов, находящихся в г. Дюртюли, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 2 указанного решения недействующим, поскольку при установлении указанных нормативов не учтены количество этажей в многоквартирных домах г. Дюртюли Республики Башкортостан, что, по мнению Общества, не соответствует подп. "а" п. 5, п. 17 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1548 от 30.11.2010 и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, как указал суд, выразилось в том, что общество осуществляет расчеты за принятые объемы горячего водоснабжения с поставщиком горячей воды - МУП "Дюртюлинские ЭиТС" в соответствии с нормативом, утвержденным Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (100 литров на человека в сутки). При этом с общества взыскана задолженность перед названной ресурсоснабжающей организацией, расчет которой производился с учетом положений оспариваемого судебного акта.
Спор рассмотрен судом первой инстанции по существу.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 317-ФЗ) утратил силу п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Компетенция арбитражных судов стала с 31.12.2012 регулироваться п. 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ст. 3 Закона N 317-ФЗ дела об оспаривании нормативных правовых актов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные на день вступления в силу названного Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Поскольку заявление общества было принято судом первой инстанции к производству 23.01.2013 его рассмотрение регулируется той редакцией ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая действовала на указанную дату.
Установив, что общество, являясь управляющей организацией в отношении жилых многоквартирных домов, осуществляет расчеты за принятые объемы горячего водоснабжения с поставщиком горячей воды в соответствии с нормативом, утвержденным Решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (100 литров на человека в сутки), суд сделал вывод что названный нормативный правовой акт затрагивает и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В силу ч. 7., 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят по общему правилу этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" закреплено действующее правило о том, что поступившие управляющей организации (исполнителю) от жителей (потребителей) в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций, в полном объеме перечисляются ресурсоснабжающим организациям.
Оспариваемым по делу пунктом 2 решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. установлен норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли.
Указанный норматив непосредственно влияет на величину коммунальных платежей граждан, проживающих в г. Дюртюли.
Вместе с тем на права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности установление того или иного цифрового выражения спорных нормативов не влияет, поскольку расчеты и с населением и с ресурсоснабжающей организацией общество осуществляет в одном и том же суммовом выражении. В обязанности общества входит прием денежных средств в оплату за спорные коммунальные услуги и перечисление собранных сумм ресурсоснабжающей организации.
Сам по себе тот факт, что общество является коммерческой организацией не свидетельствует о том, что его требования о признании решения Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. (п. 2) недействующим подведомственны с 31.12.2012 арбитражному суду.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, в частности, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, на момент рассмотрения кассационной жалобы, содержащей требования проверки существа расчетов спорных нормативов, нормы процессуального права, регулирующие подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) вновь изменены Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и с 07.06.2013 дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, для определения подведомственности конкретного дело по оспариванию решения органа местного самоуправления следует принимать во внимание указание на возможность оспаривания в арбитражном суде исходя из тех правоотношений, в рамках которых вынесены такие решения.
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов регулирования муниципального образования, устанавливающих предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определяется положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Решение Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан N 15/190 от 20.11.2009 г. издано во исполнение положений Федерального закона от 30.12.2004 N 2004 N 210-ФЗ, что прямо следует из текста названного нормативного правового акта.
В соответствии со ст. 17 Закона N 210-ФЗ к подведомственности арбитражных судов отнесены только дела по соответствующим заявлениям федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органа регулирования субъекта Российской Федерации по установлению предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса об оспаривании нормативных правовых актов в указанной области, принятых органом регулирования субъекта Российской Федерации и органом регулирования муниципального образования.
В связи с вышеизложенным, настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 150, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013 отменить.
Производство по делу N А07-881/2013 прекратить.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)