Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2012 ПО ДЕЛУ N А55-19822/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 г. по делу N А55-19822/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием:
от администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области - до и после перерыва представителя Хлопотовой Н.И. (доверенность от 04.05.2012 N 16),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва представителя Федулова В.М. (доверенность от 01.02.2012 N А-1159),
от третьих лиц: муниципального унитарного казенного предприятия городского поселения Нефтегорск "Коммунал Сервис" - до и после перерыва представителя Гмырова И.А. (доверенность от 20.01.2012 N 2),
администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 - 09 ноября 2012 года апелляционную жалобу администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2012 года по делу N А55-19822/2012 (судья Корнилов А.Б.), принятое по заявлению администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, Самарская область, г. Нефтегорск, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, третьи лица: муниципальное унитарное казенное предприятие городского поселения Нефтегорск "Коммунал Сервис", Самарская область, г. Нефтегорск, администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области, Самарская область, г. Нефтегорск,
о признании незаконным и отмене постановления от 10 апреля 2012 года N Нф-3921 о назначении административного наказания по ст. 7.22 КоАП РФ,

установил:

Администрация городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - администрация городского поселения Нефтегорск, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Госжилинспекция Самарской области, административный орган) от 10 апреля 2012 года N Нф-3921 о назначении административного наказания по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым администрация привлечена к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений в виде штрафа в размере 50 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное казенное предприятие городского поселения Нефтегорск "Коммунал Сервис" (далее - МУП "Коммунал Сервис", администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - администрация муниципального района Нефтегорский).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано на том основании, что в ее действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.22 КоАП РФ, административным органом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Нефтегорск просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку она не является собственником здания общежития и не несет обязанностей по его содержанию, а также проведению капитального ремонта.
В отзыве на апелляционную жалобу Госжилинспекция Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании 07 ноября 2012 года объявлен перерыв 11 час. 00 мин. 09 ноября 2012 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное заседание продолжено 09 ноября 2012 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации муниципального района Нефтегорский, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель администрации городского поселения Нефтегорск поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Как следует из материалов дела, постановлением N Нф-3921 от 10 апреля 2012 года Госжилинспекция Самарской области по делу об административном правонарушении администрация городского поселения Нефтегорск привлечена к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением и влечет наказание в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Госжилинспекцией Самарской области в ходе мероприятия по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов (жилых помещений), проведенного 26 марта 2012 года по адресу: Самарская область, м.р. Нефтегорский, г.п. Нефтегорск, ул. Буровиков, д. 8, выявлены следующие нарушения: разрушение облицовки, штукатурного, фактурного и окрасочного слоев наружных стен здания; неисправность наружных стен здания, выразившаяся в расслоении рядов и выкрашивании кирпичной кладки, провисание и выпадение кирпичей, наличие вертикальных трещин, разрушение и выветривание стенового материала наружных стен многоквартирного жилого дома, неисправность полов в душевой комнате, прачечной и кухне первого этажа, разрушение облицовки, штукатурного, фактурного и окрасочного слоев цоколя, находящегося в муниципальной собственности многоквартирного жилого дома. Тем самым нарушены Закон РФ "О защите прав потребителей", статьи 210, 675, часть 2 статьи 676, часть 2 статьи 681 ГК РФ, статья 30, части 1 и 2 статьи и 39, статьи 65, 66, 158, часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ, подп. "а" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и пункты 1.7.5, 1.8, 1.9.1, 2.1.3, 2.4.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.3, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.5, 4.4, 4.4.1, 4.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170).
По утверждению Госжилинспекции Самарской области, устранение данных нарушений требует капитального ремонта здания общежития. Вследствие того, что выявленные нарушения носят капитальный характер (разрушение фасада здания) и ответственность за финансирование их устранения, проведение капитального ремонта несет именно собственник объекта недвижимости, а не управляющая организация.
По результатам проверки Госжилинспекцией Самарской области в отношении администрации городского поселения Нефтегорск составлен протокол об административном правонарушении N Нф-3921 от 27 марта 2012 года по ст. 7.22 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, по акту приема-передачи от 04 июля 2011 года администрация муниципального района Нефтегорский передала в собственность администрации городского поселения Нефтегорск дом N 8 по ул. Буровиков (общежитие) в г.п. Нефтегорск. Постановлением администрации г.п. Нефтегорск от 04 июля 2011 года N 204 данное имущество было включено в муниципальную казну городского поселения.
Постановлением администрации г.п. Нефтегорск от 05 июля 2011 года N 205 общежитие по адресу: Буровиков, 8 было передано в оперативное управление третьему лицу - муниципальному унитарному казенному предприятию городского поселения Нефтегорск "Коммунал Сервис". Также 05 июля 2012 года между администрацией г.п. Нефтегорск и МУКП г.п. Нефтегорск "Коммунал Сервис" был заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, по условиям которого (п. 4.1.) МУКП "Коммунал Сервис" обязалось обеспечить в отношении закрепленного за ним имущества текущий и капитальный ремонт, использовать амортизационные отчисления на восстановление основных фондов и развитие производства.
На постановление администрации г.п. Нефтегорск от 04 июля 2011 года N 204 "О принятии муниципального имущества м.р. Нефтегорский Самарской области в казну городского поселения Нефтегорск м.р. Нефтегорский Самарской области" 20 февраля 2012 года был принесен протест Нефтегорского межрайонного прокурора с требованием отменить данное постановление. В протесте указано, что администрация г.п. Нефтегорск неправомерно приняла в казну поселения непринадлежащее муниципальному образованию недвижимое имущество и внесла данное имущество в реестр муниципального имущества г.п. Нефтегорск. При этом в протесте прокурор сослался на следующие обстоятельства: прокуратурой района установлено, что общежития, расположенные в г. Нефтегорск, не находятся в собственности муниципального образования - городское поселение Нефтегорск. Право собственности на данные объекты недвижимости не зарегистрировано. Изложенные обстоятельства в связи с отсутствием зарегистрированного права собственности не позволяют органу местного самоуправления устанавливать арендную плату за пользование не принадлежащими муниципального образованию объектами, а также предавать их в пользование.
Удовлетворив протест Нефтегорского межрайонного прокурора, администрация г.п. Нефтегорск спорное имущество исключила из муниципальной казны г.п. Нефтегорск и передала по акту приема-передачи от 27 апреля 2012 года обратно администрации муниципального района Нефтегорский.
Согласно п. п. 1, 3, 4, 6 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Исходя из положений ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего кодекса.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 2, 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Указанные выше требования распространяются на всех собственников жилых помещений, независимо от того к каким формам собственности, предусмотренные статьей 19 ЖК РФ, относятся находящиеся в их собственности жилые помещения.
Между тем материалами дела не подтверждена принадлежность дома N 8 по ул. Буровиков (общежития) в г.п. Нефтегорск муниципальному образованию - городское поселение Нефтегорск, от имени которого в гражданском обороте выступает администрация, на праве собственности. Акт приема-передачи от 04 июля 2011 года, на который ссылается административный орган, не является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности городского поселения Нефтегорск в лице администрации на указанный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Исходя из положений ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, право собственности городского поселения Нефтегорск на здание общежития может быть подтверждено лишь юридическим актом государственной регистрации права на данное недвижимое имущество.
Между тем материалами дела не подтверждается факт государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности администрации городского поселения Нефтегорск на дом N 8 по ул. Буровиков (общежития) в г.п. Нефтегорск.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Самарской области в уведомлении от 29 мая 2012 года N 27/004/2012-194, (л.д. 21) информация о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: Самарская область, Нефтегорский район, г. Нефтегорск, ул. Буровиков, д. 8 отсутствует.
Административным органом не представлено доказательств, подтверждающих государственную регистрацию указанного права в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, доказательств получения администрацией городского поселения Нефтегорск арендной платы в результате осуществления распорядительных функций в отношении данного объекта недвижимости также не представлено. В имеющихся в материалах дела квитанциях на оплату коммунальных услуг (л.д. 60 - 65), по которым жильцы вносили плату управляющей компании, строка "капитальный ремонт" отсутствует.
Следовательно, у администрации городского поселения Нефтегорск не возникло обязанностей по содержанию вышеуказанного общежития в указанный период, то есть на момент проверки и в течение предшествующего года.
С учетом вышеизложенного в действиях администрации городского поселения Нефтегорск отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе вины как субъективной стороны административного правонарушения.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления административного органа и наличии оснований для его отмены.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 19 сентября 2012 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление администрации городского поселения Нефтегорск удовлетворить; признать незаконным и отменить постановление Госжилинспекции Самарской области от 10 апреля 2012 года N Нф-3921 о назначении административного наказания по ст. 7.22 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2012 года по делу N А55-19822/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Самарской области от 10 апреля 2012 года N Нф-3921 о назначении административного наказания по ст. 7.22 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)