Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской дом"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.03.2013 по делу N А31-462/2013 (дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Мосунова Д.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской дом" (ОГРН: 1114401004255, ИНН: 4401127160, место нахождения: ул. Костромская, д. 73, г. Кострома, 156012)
к государственной жилищной инспекции Костромской области (место нахождения: ул. Маршала Новикова, д. 37, г. Кострома, 156013),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Костромской дом" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ЗАО "УК "Костромской дом") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 27.12.2012 N 117-11-12, которым Общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель указывает, что жилой дом N 18 м/р-н Давыдовский-3 (далее - жилой дом), г. Кострома находится в управлении ЗАО "УК "Костромской дом" с 01.06.2012, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 21.05.2012; актом осеннего осмотра от 01.11.2012 установлено, что кровельное покрытие данного дома требует капитального ремонта, однако, несмотря на представление в адрес собственника квартиры N 65 сметы на ремонт кровли дома N 18 м/р-н Давыдовский-3, решения общего собрания собственников помещения жилого дома по вопросу выполнения ремонта кровли не принято. Заявитель обращает внимание на то, что собственники квартиры N 34 по факту протечек кровли обратились впервые 06.11.2012, в связи с погодными условиями управляющей компании не представляется возможным выполнение данных работ в указанный период, для предотвращения попадания влаги в жилое помещение N 34 жилого дома; Обществом выполнены работы по герметизации стыков железобетонных плит на техническом этаже, покрытию пола технического этажа полиэтиленовой пленкой (заявка N 9151 от 15.11.2012). Однако, указанные доводы Инспекцией при вынесении постановления и судом первой инстанции при вынесении решения не были приняты во внимание. Таким образом, заявитель считает, что отсутствует субъективная сторона правонарушения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней аргументы опровергает, считает, что судом первой инстанции доводам Общества дана исчерпывающая оценка и они обоснованно отклонены, ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.11.2012 N 1785 (л.д. 47) Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка ЗАО "УК "Костромской дом" по вопросу соблюдения правил содержания и ремонта дома общего имущества в части, имеющей отношение к неудовлетворительному состоянию кровельного покрытия над квартирой N 34 жилого дома N 18 м/р-н Давыдовский-3, г. Кострома. По результатам проверки составлен акт от 19.11.2012 N 340-11 (л.д. 51-52), которым установлено, что над квартирой N 34 кровля находится в неудовлетворительном состоянии, имеются трещины, пузыри, отслоения рулонного кровельного покрытия в местах примыкания к парапету; отсутствует фартук из оцинкованной стали в местах примыкания кровли с парапетом квартиры N 34; на чердаке над квартирой N 34 на плитах покрытия видны сухие следы промочек, следы ржавых подтеков, поставлено ведро для сбора воды, на момент проверки 15.11.2012 в ведре имелась вода.
Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Управляющей компании протокола от 20.11.2012 N 117-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1, 4.6.1.13, 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации жилищного фонда), пункта 10 (а, б, г), пункта 11 (з) Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
27.12.2012 Инспекцией вынесено постановление N 117-11-12 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 17-20).
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "УК "Костромской дом" обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком события и состава административного правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны административного органа, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в силу следующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1, 4.6.1.13, 2.6.2 Правил эксплуатации жилищного фонда установлено, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений; обеспечить надлежащую гидроизоляцию чердачных помещений (пункт 2.6.2); организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1); следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2); кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован) (пункт 4.6.1.13); организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли (пункт 4.10.2.1).
Согласно подпунктам "а", "б", "г", пункта 10, подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Материалами дела подтверждено, что Обществу, как управляющей организации, с целью надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Кострома, м/р-н Давыдовский-3, дом N 18.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в жилом доме от 21.05.2012 утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Факт нарушения Обществом перечисленных в обжалуемом постановлении пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1, 4.6.1.13, 2.6.2 Правил эксплуатации жилищного фонда в многоквартирном доме, пункта 10 (а, б, г), пункта 11 (з) Правил содержания общего имущества в жилом доме N 18 м/р-н Давыдовский-3 г. Кострома на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 19.11.2012, в протоколе об административном правонарушении от 20.11.2012.
С учетом изложенного событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя имеет место.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ЗАО "УК "Костромской дом" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственниками помещений в многоквартирном доме не было принято решение о финансировании необходимых работ, судом апелляционной инстанции не принимается в связи со следующим.
Частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения ремонта.
Однако, сведений о доведении Управляющей компанией до всех собственников помещений информации о необходимом объеме работ, сроке начала ремонта, стоимости материалов и порядке финансирования из имеющихся в деле документов не усматривается.
Утверждение Общества, о том, что его аргументы об отсутствии возможности выполнения работ по ремонту кровельного покрытия в указанный период, включения данных работ в план на второй квартал 2013 года и выполнении работ по герметизации стыков железобетонных плит на техническом этаже, покрытию пола технического этажа полиэтиленовой пленкой Инспекцией и судом первой инстанции не были приняты во внимание, подлежат отклонению, поскольку как установлено арбитражным судом Управляющая компания об имеющихся недостатках общего имущества знала (подтверждается актом общего (весеннего, осеннего) осмотра зданий от 01.11.2012), в необходимом объеме действий, направленных на поддержание общего имущества дома в технически исправном состоянии, не осуществляла и не принимала исчерпывающих мер по своевременному устранению нарушений, а работы по герметизации стыков железобетонных плит на техническом этаже, покрытию пола технического этажа полиэтиленовой пленкой устранены после выявления нарушений административным органом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений статей 30.2, 30.9 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.03.2013 по делу N А31-462/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Г.Г.БУТОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2013 ПО ДЕЛУ N А31-462/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу N А31-462/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской дом"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.03.2013 по делу N А31-462/2013 (дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Мосунова Д.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской дом" (ОГРН: 1114401004255, ИНН: 4401127160, место нахождения: ул. Костромская, д. 73, г. Кострома, 156012)
к государственной жилищной инспекции Костромской области (место нахождения: ул. Маршала Новикова, д. 37, г. Кострома, 156013),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Костромской дом" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ЗАО "УК "Костромской дом") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 27.12.2012 N 117-11-12, которым Общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель указывает, что жилой дом N 18 м/р-н Давыдовский-3 (далее - жилой дом), г. Кострома находится в управлении ЗАО "УК "Костромской дом" с 01.06.2012, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 21.05.2012; актом осеннего осмотра от 01.11.2012 установлено, что кровельное покрытие данного дома требует капитального ремонта, однако, несмотря на представление в адрес собственника квартиры N 65 сметы на ремонт кровли дома N 18 м/р-н Давыдовский-3, решения общего собрания собственников помещения жилого дома по вопросу выполнения ремонта кровли не принято. Заявитель обращает внимание на то, что собственники квартиры N 34 по факту протечек кровли обратились впервые 06.11.2012, в связи с погодными условиями управляющей компании не представляется возможным выполнение данных работ в указанный период, для предотвращения попадания влаги в жилое помещение N 34 жилого дома; Обществом выполнены работы по герметизации стыков железобетонных плит на техническом этаже, покрытию пола технического этажа полиэтиленовой пленкой (заявка N 9151 от 15.11.2012). Однако, указанные доводы Инспекцией при вынесении постановления и судом первой инстанции при вынесении решения не были приняты во внимание. Таким образом, заявитель считает, что отсутствует субъективная сторона правонарушения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней аргументы опровергает, считает, что судом первой инстанции доводам Общества дана исчерпывающая оценка и они обоснованно отклонены, ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.11.2012 N 1785 (л.д. 47) Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка ЗАО "УК "Костромской дом" по вопросу соблюдения правил содержания и ремонта дома общего имущества в части, имеющей отношение к неудовлетворительному состоянию кровельного покрытия над квартирой N 34 жилого дома N 18 м/р-н Давыдовский-3, г. Кострома. По результатам проверки составлен акт от 19.11.2012 N 340-11 (л.д. 51-52), которым установлено, что над квартирой N 34 кровля находится в неудовлетворительном состоянии, имеются трещины, пузыри, отслоения рулонного кровельного покрытия в местах примыкания к парапету; отсутствует фартук из оцинкованной стали в местах примыкания кровли с парапетом квартиры N 34; на чердаке над квартирой N 34 на плитах покрытия видны сухие следы промочек, следы ржавых подтеков, поставлено ведро для сбора воды, на момент проверки 15.11.2012 в ведре имелась вода.
Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Управляющей компании протокола от 20.11.2012 N 117-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1, 4.6.1.13, 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации жилищного фонда), пункта 10 (а, б, г), пункта 11 (з) Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
27.12.2012 Инспекцией вынесено постановление N 117-11-12 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 17-20).
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "УК "Костромской дом" обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком события и состава административного правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны административного органа, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной в силу следующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1, 4.6.1.13, 2.6.2 Правил эксплуатации жилищного фонда установлено, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений; обеспечить надлежащую гидроизоляцию чердачных помещений (пункт 2.6.2); организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1); следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (пункт 4.6.1.2); кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован) (пункт 4.6.1.13); организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли (пункт 4.10.2.1).
Согласно подпунктам "а", "б", "г", пункта 10, подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Материалами дела подтверждено, что Обществу, как управляющей организации, с целью надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: город Кострома, м/р-н Давыдовский-3, дом N 18.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в жилом доме от 21.05.2012 утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Факт нарушения Обществом перечисленных в обжалуемом постановлении пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1, 4.6.1.13, 2.6.2 Правил эксплуатации жилищного фонда в многоквартирном доме, пункта 10 (а, б, г), пункта 11 (з) Правил содержания общего имущества в жилом доме N 18 м/р-н Давыдовский-3 г. Кострома на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 19.11.2012, в протоколе об административном правонарушении от 20.11.2012.
С учетом изложенного событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя имеет место.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ЗАО "УК "Костромской дом" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственниками помещений в многоквартирном доме не было принято решение о финансировании необходимых работ, судом апелляционной инстанции не принимается в связи со следующим.
Частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения ремонта.
Однако, сведений о доведении Управляющей компанией до всех собственников помещений информации о необходимом объеме работ, сроке начала ремонта, стоимости материалов и порядке финансирования из имеющихся в деле документов не усматривается.
Утверждение Общества, о том, что его аргументы об отсутствии возможности выполнения работ по ремонту кровельного покрытия в указанный период, включения данных работ в план на второй квартал 2013 года и выполнении работ по герметизации стыков железобетонных плит на техническом этаже, покрытию пола технического этажа полиэтиленовой пленкой Инспекцией и судом первой инстанции не были приняты во внимание, подлежат отклонению, поскольку как установлено арбитражным судом Управляющая компания об имеющихся недостатках общего имущества знала (подтверждается актом общего (весеннего, осеннего) осмотра зданий от 01.11.2012), в необходимом объеме действий, направленных на поддержание общего имущества дома в технически исправном состоянии, не осуществляла и не принимала исчерпывающих мер по своевременному устранению нарушений, а работы по герметизации стыков железобетонных плит на техническом этаже, покрытию пола технического этажа полиэтиленовой пленкой устранены после выявления нарушений административным органом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений статей 30.2, 30.9 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.03.2013 по делу N А31-462/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Г.Г.БУТОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)