Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Казалиева Р.М. по дов. от 01.11.2012
от заинтересованного лица: Жук А.Ю. по дов. N 655-2-11-24 от 20.03.2013, Морозова Р.Г. по дов. N 33-11-18 от 14.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2935/2013) ТСЖ "Суздальский пр., дом 57" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012 по делу N А56-53130/2012 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Суздальский пр., дом 57"
к ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу Отдел государственного пожарного надзора по Калининскому району
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Суздальский пр., дом 57": 195276, г. Санкт-Петербург, Суздальский пр-кт, 57, ОГРН 1097847174226 (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Калининского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС по Санкт-Петербургу: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, 26/28, ОГРН 1047855154401 (далее - ОНД, административный орган) от 24.08.2012 N 2-11-1273 о привлечении к административной ответственности на основании частей 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.12.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ТСЖ "Суздальский пр., дом 57" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012 по делу N А56-53130/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судом сделан неверный вывод о том, что товарищество является субъектом вмененного ему правонарушения; относительно нерабочей системы пожаротушения товарищество считает, что оно было допущено организацией, которая обслуживала дом до передачи его на обслуживание в ТСЖ, кроме того общим собранием собственников многоквартирного дома на момент проверки принято решение о проведении капитального ремонта по восстановлению системы АППЗ; установленная в общем коридоре на девятом этаже перегородка не может быть вменена в вину товарищества, поскольку она установлена жильцами. По мнению ТСЖ, ему незаконно вменено в вину нарушение ч. 23 ППР: хранение на лестничных клетках перед выходом на незадымляемую лестницу вещей, мебели и других горючих материалов, поскольку указанные предметы находятся не перед выходом и не могут помешать эвакуации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал; представители административного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.07.2012 N 2-11-855 (л.д. 52) отделом надзорной деятельности Калининского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС по Санкт-Петербургу в период с 01.08.2012 по 03.08.2012 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за исполнением товариществом требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., д. 57. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
По результатам проверки установлено, что при обслуживании жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., д. 57 ТСЖ допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1) в нарушение п. 478 ППР отсутствует журнал учета огнетушителей,
2) в нарушение п. 6.28* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в полу на путях эвакуации из помещения вахты, расположенной на первом этаже, допускается лестница с числом ступеней менее трех,
3) в нарушение п. 8.4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" выход на кровлю не оборудован противопожарной дверью,
4) в нарушение п. 55 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") отсутствует акт испытания проверки внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу,
5) в нарушение п. 23, п. 36 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на четвертом этаже перед выходом на незадымляемую лестничную клетку допускается хранение горючих материалов (предметов мебели),
6) в нарушение п. 23, п. 36 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на пятом этаже перед выходом на незадымляемую лестничную клетку допускается хранение горючих материалов (предметов мебели),
7) в нарушение п. 4.3* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" на девятом этаже в общем коридоре жильцами установлена перегородка, которая выполнена без проекта и утверждения в установленном порядке, которая затрудняет эвакуацию людей в случае возникновении пожара,
8) в нарушение п. 23, п. 36 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации"), на тринадцатом этаже перед выходом на незадымляемую лестничную клетку допускается хранение горючих материалов (предметов мебели),
9) в нарушение п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в помещении правления отсутствуют первичные средства пожаротушения (ручной огнетушитель),
10 - 21, 23 - 25) в нарушение п. 57 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на первом - пятнадцатом этаже внутренний противопожарный водопровод находится в разукомплектованном состоянии (отсутствует пожарный рукав),
22) в нарушение п. 42 часть Б ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на двенадцатом этаже электросветильник эксплуатируется без колпака, предусмотренного конструкцией светильника,
26, 27) в нарушение п. 4 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией НПБ 110-03 помещение правления и помещение вахты не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации.
28) в нарушение п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации система АППЗ находится в неисправном состоянии.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.08.2012 N 2-11-855 (л.д. 53) и протоколах от 10.08.2012 N 2-11-1271, 2-11-1272, 2-11-1273 (л.д. 62 - 66) об административных правонарушениях.
Постановлением от 24.08.2012 N 2-11-1273 ТСЖ привлечено к административной ответственности на основании частей 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных товариществом требований, исходил из того, что управлением правильно определен субъект административной ответственности, состав административного правонарушения доказан, доказательств невозможности соблюдения ТСЖ требований пожарной безопасности в материалы дела не представлено, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Товарищества собственников жилья "Суздальский пр., дом 57" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.04 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
Пунктом 6.28 СНиП 21-01-97* установлено, что в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Согласно пункту 8.4* СНиП 21-01-97* в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 x 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В соответствии с пунктом 4.3* СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке; при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм. Если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.
Пунктом 4 НПБ 110-03 установлено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- - категории В4 и Д по пожарной опасности;
- - лестничных клеток.
Согласно пункту 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), на объектах запрещается:
- а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
- б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения;
- г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;
- д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;
- з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
- и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
- к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
- л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;
- м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров.
В соответствии с пунктом 36 ППР при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
- а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
- в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
- е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
- В соответствии с подпунктом Б пункта 42 ППР запрещается пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- В соответствии с пунктом 55 ППР руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Согласно пункту 57 ППР руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу. Пожарные шкафы крепятся к стене, при этом обеспечивается полное открывание дверец шкафов не менее чем на 90 градусов.
Согласно пункту 61 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно пункту 70 ППР руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
Пунктом 478 ППР предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.03 N 170, закреплена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда выполнения предусмотренных законодательством санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку многоквартирный жилой дом находится на обслуживании ТСЖ с 12.05.2011, следовательно, именно на товариществе лежит обязанность соблюдать требования пожарной безопасности в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах довод товарищества о том, что оно не является субъектом вмененного ему правонарушения, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения товариществом указанных требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Довод ТСЖ о том, что отдельные нарушения противопожарной безопасности устранены, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку устранение нарушений, на которые сослалось ТСЖ, осуществлено после проверки и данное обстоятельство не может повлиять на обоснованность принятого решения.
Утверждение ТСЖ о том, что поскольку нахождение систем пожаротушения в нерабочем состоянии было допущено организацией, которая обслуживала дом до передачи его ТСЖ, а перегородка на девятом этаже в общем коридоре установлена жильцами, следовательно, данные нарушения необоснованно вменены ТСЖ, признано судом апелляционной инстанции ошибочным в силу изложенных выше правовых норм.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2012 года по делу N А56-53130/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Суздальский пр., дом 57" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2013 ПО ДЕЛУ N А56-53130/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу N А56-53130/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Казалиева Р.М. по дов. от 01.11.2012
от заинтересованного лица: Жук А.Ю. по дов. N 655-2-11-24 от 20.03.2013, Морозова Р.Г. по дов. N 33-11-18 от 14.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2935/2013) ТСЖ "Суздальский пр., дом 57" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012 по делу N А56-53130/2012 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Суздальский пр., дом 57"
к ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу Отдел государственного пожарного надзора по Калининскому району
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Суздальский пр., дом 57": 195276, г. Санкт-Петербург, Суздальский пр-кт, 57, ОГРН 1097847174226 (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Калининского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС по Санкт-Петербургу: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, 26/28, ОГРН 1047855154401 (далее - ОНД, административный орган) от 24.08.2012 N 2-11-1273 о привлечении к административной ответственности на основании частей 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.12.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ТСЖ "Суздальский пр., дом 57" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012 по делу N А56-53130/2012 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судом сделан неверный вывод о том, что товарищество является субъектом вмененного ему правонарушения; относительно нерабочей системы пожаротушения товарищество считает, что оно было допущено организацией, которая обслуживала дом до передачи его на обслуживание в ТСЖ, кроме того общим собранием собственников многоквартирного дома на момент проверки принято решение о проведении капитального ремонта по восстановлению системы АППЗ; установленная в общем коридоре на девятом этаже перегородка не может быть вменена в вину товарищества, поскольку она установлена жильцами. По мнению ТСЖ, ему незаконно вменено в вину нарушение ч. 23 ППР: хранение на лестничных клетках перед выходом на незадымляемую лестницу вещей, мебели и других горючих материалов, поскольку указанные предметы находятся не перед выходом и не могут помешать эвакуации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал; представители административного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.07.2012 N 2-11-855 (л.д. 52) отделом надзорной деятельности Калининского района Санкт-Петербурга УНД ГУ МЧС по Санкт-Петербургу в период с 01.08.2012 по 03.08.2012 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за исполнением товариществом требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., д. 57. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
По результатам проверки установлено, что при обслуживании жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Суздальский пр., д. 57 ТСЖ допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1) в нарушение п. 478 ППР отсутствует журнал учета огнетушителей,
2) в нарушение п. 6.28* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в полу на путях эвакуации из помещения вахты, расположенной на первом этаже, допускается лестница с числом ступеней менее трех,
3) в нарушение п. 8.4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" выход на кровлю не оборудован противопожарной дверью,
4) в нарушение п. 55 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") отсутствует акт испытания проверки внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу,
5) в нарушение п. 23, п. 36 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на четвертом этаже перед выходом на незадымляемую лестничную клетку допускается хранение горючих материалов (предметов мебели),
6) в нарушение п. 23, п. 36 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на пятом этаже перед выходом на незадымляемую лестничную клетку допускается хранение горючих материалов (предметов мебели),
7) в нарушение п. 4.3* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" на девятом этаже в общем коридоре жильцами установлена перегородка, которая выполнена без проекта и утверждения в установленном порядке, которая затрудняет эвакуацию людей в случае возникновении пожара,
8) в нарушение п. 23, п. 36 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации"), на тринадцатом этаже перед выходом на незадымляемую лестничную клетку допускается хранение горючих материалов (предметов мебели),
9) в нарушение п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в помещении правления отсутствуют первичные средства пожаротушения (ручной огнетушитель),
10 - 21, 23 - 25) в нарушение п. 57 ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на первом - пятнадцатом этаже внутренний противопожарный водопровод находится в разукомплектованном состоянии (отсутствует пожарный рукав),
22) в нарушение п. 42 часть Б ППР в РФ ("Правила противопожарного режима в Российской Федерации") на двенадцатом этаже электросветильник эксплуатируется без колпака, предусмотренного конструкцией светильника,
26, 27) в нарушение п. 4 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией НПБ 110-03 помещение правления и помещение вахты не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации.
28) в нарушение п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации система АППЗ находится в неисправном состоянии.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.08.2012 N 2-11-855 (л.д. 53) и протоколах от 10.08.2012 N 2-11-1271, 2-11-1272, 2-11-1273 (л.д. 62 - 66) об административных правонарушениях.
Постановлением от 24.08.2012 N 2-11-1273 ТСЖ привлечено к административной ответственности на основании частей 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных товариществом требований, исходил из того, что управлением правильно определен субъект административной ответственности, состав административного правонарушения доказан, доказательств невозможности соблюдения ТСЖ требований пожарной безопасности в материалы дела не представлено, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Товарищества собственников жилья "Суздальский пр., дом 57" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.04 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
Пунктом 6.28 СНиП 21-01-97* установлено, что в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Согласно пункту 8.4* СНиП 21-01-97* в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 x 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
В соответствии с пунктом 4.3* СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке; при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм. Если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.
Пунктом 4 НПБ 110-03 установлено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- - категории В4 и Д по пожарной опасности;
- - лестничных клеток.
Согласно пункту 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), на объектах запрещается:
- а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
- б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения;
- г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;
- д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;
- з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
- и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
- к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
- л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;
- м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров.
В соответствии с пунктом 36 ППР при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
- а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
- в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
- е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
- В соответствии с подпунктом Б пункта 42 ППР запрещается пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- В соответствии с пунктом 55 ППР руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Согласно пункту 57 ППР руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу. Пожарные шкафы крепятся к стене, при этом обеспечивается полное открывание дверец шкафов не менее чем на 90 градусов.
Согласно пункту 61 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно пункту 70 ППР руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
Пунктом 478 ППР предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.03 N 170, закреплена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда выполнения предусмотренных законодательством санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку многоквартирный жилой дом находится на обслуживании ТСЖ с 12.05.2011, следовательно, именно на товариществе лежит обязанность соблюдать требования пожарной безопасности в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах довод товарищества о том, что оно не является субъектом вмененного ему правонарушения, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения товариществом указанных требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Довод ТСЖ о том, что отдельные нарушения противопожарной безопасности устранены, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку устранение нарушений, на которые сослалось ТСЖ, осуществлено после проверки и данное обстоятельство не может повлиять на обоснованность принятого решения.
Утверждение ТСЖ о том, что поскольку нахождение систем пожаротушения в нерабочем состоянии было допущено организацией, которая обслуживала дом до передачи его ТСЖ, а перегородка на девятом этаже в общем коридоре установлена жильцами, следовательно, данные нарушения необоснованно вменены ТСЖ, признано судом апелляционной инстанции ошибочным в силу изложенных выше правовых норм.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2012 года по делу N А56-53130/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Суздальский пр., дом 57" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)