Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А12-17518/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А12-17518/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "09" декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 октября 2013 года по делу N А12-17518/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523)
к инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
с участием в заседании представителей ОАО "Волгоградэнергосбыт" - Парамонова С.А., Заман Т.М.

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" с заявлением к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о признании недействительным предписания от 18.04.2013 N 1092.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 02 октября 201 3 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 11.04.2013 N 1092 и в связи с обращением гражданина, проживающего по адресу: бульвар Профсоюзов, дом 13А в городе Волжском Волгоградской области, инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка обоснованности расчетов платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды за декабрь 2012 года.
В ходе проверки представленных документов инспекцией выявлены нарушения подпункта "г" пункта 31, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. По результатам проверки составлен акт от 18.04.2013 N 1092.
Консультантом отдела надзора за начислением платежей инспекции государственного жилищного надзора открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" выдано предписание 18.04.2013 N 1092 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в котором предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за декабрь 2012 года, для потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 13А на бульваре Профсоюзов, город Волжский Волгоградской области, в части возврата сумм, начисленных потребителям за указанные коммунальные услуги на общедомовые нужды. Для подтверждения необходимо представить справку - расчет, платежные документы, где будет отражен перерасчет в целом по дому.
Полагая, что предписание от 18.04.2013 N 1092 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что применение общей площади помещений, не соответствующей данным, содержащимся в техническом паспорте многоквартирного дома, способствует необоснованному росту размера платы за коммунальные услуги и является нарушением действующих Правил N 354.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354, постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 30.07.2012 N 5 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области", при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Основанием для вынесения спорного предписания послужили выводы о том, что при расчете размера платы за электроснабжение в вышеуказанных домах ОАО "Волгоградэнергосбыт" применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов.
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с п. 25 Правила N 354 для заключения договора, в том числе, электроснабжения собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, заявление о заключении договора с указанием сведений о потребителе: для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон; адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер).
Пунктом 22 Правила N 354 определено предоставление в ресурсоснабжающую организацию документа, подтверждающего право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом); документа, удостоверяющего личность физического лиц - собственника помещения, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения; документа, подтверждающего информацию, указанную в подпункте "з" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил (при их наличии у заявителя).
Таким образом, Правилами 354 установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, направляемых заявителем в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора.
Подпунктом "е" пункта 6 "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 установлена обязанность управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление именно ОАО "Волгоградэнергосбыт" технической документации на многоквартирный дом, равно как и право ресурсоснабжающей организации на ее истребование и проведение корректировки размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период, указанный в предписании.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Общество применяло при расчете размера платы за электрическую энергию, предоставленные собственниками данных помещений сведения по каждому жилому и нежилому помещению в виде копий лицевых счетов, что соответствует условиям представленного в материалы дела агентского договора.
Заявитель предпринимал меры для уточнения сведений, позволяющих определять плату индивидуально по каждому пользователю с учетом размера общего имущества всех пользователей. Такие сведения собственниками помещений представлены не были.
При таких обстоятельствах "Волгоградэнергосбыт"АО "Волгоградэнергосбыт" не имеет возможности применять иные формы расчетов за потребленную энергию на общедомовые нужды.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 02 октября 2013 года по делу N А12-17518/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 18.04.2013 N 1092.
Взыскать с инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" судебные расходы в сумме 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)