Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ереминой О.А., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Клята Е.В.,
при участии:
от ОАО "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей": представитель Черевичникова А.А., паспорт, доверенность N 475 от 29.12.2012,
от ТСЖ "Садовая 10А": представитель Чернышева Н.А., паспорт, доверенность N 4-Д от 27.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Садовая 10-а"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.02.2013 по делу N А53-26449/2010
по иску открытого акционерного общества "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети"- "Аксайский район тепловых сетей" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890)
к товариществу собственников жилья "Садовая 10-а" (ОГРН 1076100001251)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию
и по встречному иску товарищества собственников жилья "Садовая 10-а"
к открытому акционерному обществу "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети"- "Аксайский район тепловых сетей"
о взыскании стоимости недопоставленной тепловой энергии,
принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.
установил:
открытое акционерное общество "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "Садовая 10А" (далее ответчик) задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 426 806 руб. 33 коп. за период с 01.08.2009 по 01.12.2010, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать 1 117 494 руб. 92 коп., расходы по оплате госпошлины и расходы понесенные на проведение экспертизы
По встречному иску товарищества собственников жилья "Садовая 10А" к открытому акционерному обществу "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей" о взыскании стоимости недопоставленной тепловой энергии в сумме 505 235 руб. 73 коп. коп. за период с 01.08.2009 по 01.12.2010.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2013 исковые требования по первоначальному иску удовлетворены в полном объеме, с ТСЖ "Садовая 10А" в пользу ОАО "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей"взыскана задолженность в сумме 1 117 494 руб. 92 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Садовая 10А" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба по существу обжалуемого судебного акта мотивирована следующими доводами: необоснованно увеличение исковых требований; заявитель жалобы не согласен с заключением экспертизы, считает его необоснованным и недостоверным; истец не выполнял условия договора, а именно температура воды не соответствовала нормативной.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Донэнерго" "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей" просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 22.05.2013 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между сторонами 01.07.2009 был заключен договор энергоснабжения (купли-продажи тепловой энергии) N 194, согласно которого Энергоснабжающая организация (истец) обязуется подавать Абоненту (ответчику) через присоединенную сеть тепловую энергию (для нужд теплоснабжения, вентиляции и горячего водоснабжения) и теплоноситель (химочищенную воду, пар или т.п.) на границу раздела эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности), а Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в установленные сроки (п. 1.1). Расчеты за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам и в порядке предусмотрено действующим законодательством (п. 5.1). Расчетным периодом за отпущенную Абоненту тепловую энергию является календарный месяц (п. 5.2). Оплата за тепловую энергию производится Абонентом на основании выставленного Энергоснабжающей организацией счета-фактуры и акта выполненных работ не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным (п. 5.3).
Истец, отпустил ответчику тепловую энергию в период с 01.08.2009 по 01.12.2010 задолженность ответчика составляет согласно уточненного расчета истца 1 117 494 руб. 92 коп., что объемы отпущенной тепловой энергии подтверждается счетами фактурами, актами приемки передач, актами сверки расчетов, отчетами предоставленными ответчиком.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, обязанность по оплате товара возникает у покупателя с момента его передачи.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, в силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обоснованность требований истца подтверждена совокупностью представленных доказательств: договорами, счетами-фактурами.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. В силу пункта 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действовавшего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10.
Пунктом 14 Правил N 307 закреплено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В пункте 15 данных Правил содержится норма, согласно которой размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на пункт в п. 2.3 договора N 194 от 01.07.2009 энергоснабжения, где предусмотрена температура воды для нужд ГВС не менее 60 градусов.
Между сторонами заключен договор энергоснабжения N 194 от 01.07.2009 года и действует с 01.08.2009 года. В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Заключенный между сторонами договор является публичным (ст. 426 ГК РФ). Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 ст. 426, ничтожны.
В момент заключения договора действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.06 (далее Правила).
Согласно п. 5 Приложения 1 Правил обеспечение температуры ГВС должна быть не менее 50 градусов - для закрытых систем централизованного теплоснабжения. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 10A имеет закрытую систему теплоснабжения.
Согласно "Правил технической эксплуатации энергоустановок'1 утвержденных Минюстом России N 4358 от 02.04.2003 г.:
Закрытая система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети.
Открытая система - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в ГВС.
Сетевая вода - Специально подготовленная вода, которая используется в водяной системе теплоснабжения в качестве теплоносителя.
Сетевая вода (химводоочищенная вода) на котельных Истца применяется только для нужд отопления. Для обеспечения потребителей горячей водой используется водопроводная вода. Нагрев воды производится в водоподогревателях установленных на котельных, путем нагрева ее сетевой водой, используемой в качестве теплоносителя.
На основании вышеприведенных ссылок на нормативные акты, температура ГВС у Ответчика должна быть не менее 50 градусов, а не 60.
Допустимое отклонение ГВС допускается в ночное время не более чем на 5 градусов, в дневное не более чем на 3 градуса.
Перерасчет производится за каждые 3 градуса снижения температуры свыше допустимых отклонений на 0,1 процент за каждый час превышения допустимой продолжительности.
В связи с чем при расчете изменения платы за ненадлежащее качество ГВС необходимо производить с учетом допустимых отклонений температуры в течение каждого часа суток, что ТСЖ сделано не было, а не среднюю температуру ГВС за весь месяц. При расчетах основанных на п. 5 Приложения Правил необходимо представить почасовые распечатки с узла учета тепловой энергии за весь предъявляемый период.
Расчет размера платы производит по методике которая определяет изменение размера платы за ненадлежащее качество.
Также в расчетах, представленных ТСЖ, ответчик берет процент снижения температуры ГВС от 60 градусов.
В соответствии с п. 3.4.7. указанного договора Абонент имеет право требовать компенсацию убытков, связанных с нарушениями режима поставки и качества тепловой энергии на границе раздела эксплуатационной ответственности со стороны Энергоснабжающей организации. П.6.3. договора также предусмотрено, что Энергоснабжающая организация несет ответственность за качество и количество тепловой энергии согласно условий заключенного договора.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии со статье 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденными органом местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих и состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В представленном экспертом заключении N 2012/152 от 13.06.2012 указано, что через границу (точку) эксплуатации ответственности ответчика от котельной N 4 до потребителя, жильцы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 10 а для нужд горячего водоснабжения получали горячую воду по закрытой схеме.
В экспертном заключении указано, что "В закрытых системах отпуск теплоты из сетей в системе горячего водоснабжения осуществляется за счет подогрева холодной водопроводной воды в специальных водонагревателях".
В договоре энергоснабжения (купли-продажи, поставки тепловой энергии) для исполнителей коммунальных услуг N 194, от 01 июля 2009 в п. 3. Система горячего водоснабжения" обозначено подчеркиванием слово "закрытая" 0,7542 Гкал/час. Поскольку в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N п. 8. "Внешней границей сетей... теплоснабжения... является внешняя стена многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Соглашением сторон установлено, что граница (точка) эксплуатационной ответственности ответчика от котельной N 4 до потребителя находится в тепловой камере, и этой границей считается фланец задвижки со стороны потребителя для исполнителей коммунальных услуг N 194 от 01.07.2009.
Истец имеет закрытую систему теплоснабжения. Согласно "Правил технической эксплуатации энергоустановок" утвержденным Минюстом России N 4358 от 02.04.2003. Закрытая система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети. Сетевая вода - специально подготовленная вода, которая используется в водяной системе теплоснабжения в качестве теплоносителя. Использование закрытой системы теплоснабжения в многоквартирном доме подтверждается заключением эксперта. Сетевая вода на котельных применяется только для нужд отопления. Для обеспечения потребителей горячей водой используется водопроводная вода. Нагрев воды производиться в водоподогревателях, установленных на котельных путем нагрева ее сетевой водой, используемой в качестве теплоносителя. На основании вышеперечисленных ссылок на нормативные акты, температура ГВС у ответчика должна быть не менее 50 градусов, а не 60.
Истец (по встречному иску) обращался с письмами к ответчику с требованием о перерасчете платы за услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом частью 2 статьи 548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установленный разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, истцом не соблюден.
В соответствии с пунктом 64 Правил в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Согласно пункту 66 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг (пункт 67). По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
В пункте 68 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В силу пункта 71 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 69 Правил).
Доказательства обращения абонента в аварийно-диспетчерскую службу ОАО "Донэнерго" в материалы дела представлены.
Акты составленные ТСЖ не могут приняты в качестве надлежащих доказательств поскольку не подписаны со стороны истца и не представлено доказательств вызова ОАО "Донэнерго" или согласования даты и времени для совместного составления акта.
Расчет представленный ТСЖ не может быть принят судом такт как составлен неверно.
Представленные ответчиком документы, не являются документами, подтверждающими наличие оснований для перерасчета размера платы за тепловую энергию.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств осуществления перерасчета платы за теплоснабжение собственникам помещений в спорном жилом доме.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации товариществом как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Учитывая норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307, к отношениям между Истцом и Ответчиком применяются положения Жилищного кодекса и названных Правил.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Официальные разъяснения Минрегиона РФ используются правоприменительной практикой при разрешении споров по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Письмом Минрегиона РФ от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 "О применении пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" разъяснено, что Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих: требования к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод); условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов; ответственность сторон договора.
В письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 г. N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" разъяснено, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 49 Правил N 307 исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.
Согласно п. 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к указанным Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет (подпункт "з" пункта 49 Правил N 307).
Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (пункт 62 Правил).
Исходя из системного толкования пунктов 67, 69 и 74 упомянутых Правил по результатам проверки по факту непредоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил N 307).
Факт предоставления ненадлежащей услуги не подтвержден материалами дела.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что истец не выполнял условия договора, а именно температура воды не соответствовала нормативной, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Прочие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норма материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2013 по делу N А53-26449/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.КОВАЛЕВА
Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
С.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2013 N 15АП-4655/2013 ПО ДЕЛУ N А53-26449/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. N 15АП-4655/2013
Дело N А53-26449/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ереминой О.А., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Клята Е.В.,
при участии:
от ОАО "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей": представитель Черевичникова А.А., паспорт, доверенность N 475 от 29.12.2012,
от ТСЖ "Садовая 10А": представитель Чернышева Н.А., паспорт, доверенность N 4-Д от 27.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Садовая 10-а"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.02.2013 по делу N А53-26449/2010
по иску открытого акционерного общества "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети"- "Аксайский район тепловых сетей" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890)
к товариществу собственников жилья "Садовая 10-а" (ОГРН 1076100001251)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию
и по встречному иску товарищества собственников жилья "Садовая 10-а"
к открытому акционерному обществу "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети"- "Аксайский район тепловых сетей"
о взыскании стоимости недопоставленной тепловой энергии,
принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.
установил:
открытое акционерное общество "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "Садовая 10А" (далее ответчик) задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 426 806 руб. 33 коп. за период с 01.08.2009 по 01.12.2010, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать 1 117 494 руб. 92 коп., расходы по оплате госпошлины и расходы понесенные на проведение экспертизы
По встречному иску товарищества собственников жилья "Садовая 10А" к открытому акционерному обществу "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей" о взыскании стоимости недопоставленной тепловой энергии в сумме 505 235 руб. 73 коп. коп. за период с 01.08.2009 по 01.12.2010.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2013 исковые требования по первоначальному иску удовлетворены в полном объеме, с ТСЖ "Садовая 10А" в пользу ОАО "Донэнерго" в лице филиала "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей"взыскана задолженность в сумме 1 117 494 руб. 92 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Садовая 10А" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба по существу обжалуемого судебного акта мотивирована следующими доводами: необоснованно увеличение исковых требований; заявитель жалобы не согласен с заключением экспертизы, считает его необоснованным и недостоверным; истец не выполнял условия договора, а именно температура воды не соответствовала нормативной.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Донэнерго" "Тепловые сети" - "Аксайский район тепловых сетей" просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 22.05.2013 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между сторонами 01.07.2009 был заключен договор энергоснабжения (купли-продажи тепловой энергии) N 194, согласно которого Энергоснабжающая организация (истец) обязуется подавать Абоненту (ответчику) через присоединенную сеть тепловую энергию (для нужд теплоснабжения, вентиляции и горячего водоснабжения) и теплоноситель (химочищенную воду, пар или т.п.) на границу раздела эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности), а Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в установленные сроки (п. 1.1). Расчеты за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам и в порядке предусмотрено действующим законодательством (п. 5.1). Расчетным периодом за отпущенную Абоненту тепловую энергию является календарный месяц (п. 5.2). Оплата за тепловую энергию производится Абонентом на основании выставленного Энергоснабжающей организацией счета-фактуры и акта выполненных работ не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным (п. 5.3).
Истец, отпустил ответчику тепловую энергию в период с 01.08.2009 по 01.12.2010 задолженность ответчика составляет согласно уточненного расчета истца 1 117 494 руб. 92 коп., что объемы отпущенной тепловой энергии подтверждается счетами фактурами, актами приемки передач, актами сверки расчетов, отчетами предоставленными ответчиком.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, обязанность по оплате товара возникает у покупателя с момента его передачи.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, в силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обоснованность требований истца подтверждена совокупностью представленных доказательств: договорами, счетами-фактурами.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. В силу пункта 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действовавшего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10.
Пунктом 14 Правил N 307 закреплено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В пункте 15 данных Правил содержится норма, согласно которой размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на пункт в п. 2.3 договора N 194 от 01.07.2009 энергоснабжения, где предусмотрена температура воды для нужд ГВС не менее 60 градусов.
Между сторонами заключен договор энергоснабжения N 194 от 01.07.2009 года и действует с 01.08.2009 года. В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Заключенный между сторонами договор является публичным (ст. 426 ГК РФ). Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 ст. 426, ничтожны.
В момент заключения договора действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.06 (далее Правила).
Согласно п. 5 Приложения 1 Правил обеспечение температуры ГВС должна быть не менее 50 градусов - для закрытых систем централизованного теплоснабжения. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 10A имеет закрытую систему теплоснабжения.
Согласно "Правил технической эксплуатации энергоустановок'1 утвержденных Минюстом России N 4358 от 02.04.2003 г.:
Закрытая система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети.
Открытая система - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в ГВС.
Сетевая вода - Специально подготовленная вода, которая используется в водяной системе теплоснабжения в качестве теплоносителя.
Сетевая вода (химводоочищенная вода) на котельных Истца применяется только для нужд отопления. Для обеспечения потребителей горячей водой используется водопроводная вода. Нагрев воды производится в водоподогревателях установленных на котельных, путем нагрева ее сетевой водой, используемой в качестве теплоносителя.
На основании вышеприведенных ссылок на нормативные акты, температура ГВС у Ответчика должна быть не менее 50 градусов, а не 60.
Допустимое отклонение ГВС допускается в ночное время не более чем на 5 градусов, в дневное не более чем на 3 градуса.
Перерасчет производится за каждые 3 градуса снижения температуры свыше допустимых отклонений на 0,1 процент за каждый час превышения допустимой продолжительности.
В связи с чем при расчете изменения платы за ненадлежащее качество ГВС необходимо производить с учетом допустимых отклонений температуры в течение каждого часа суток, что ТСЖ сделано не было, а не среднюю температуру ГВС за весь месяц. При расчетах основанных на п. 5 Приложения Правил необходимо представить почасовые распечатки с узла учета тепловой энергии за весь предъявляемый период.
Расчет размера платы производит по методике которая определяет изменение размера платы за ненадлежащее качество.
Также в расчетах, представленных ТСЖ, ответчик берет процент снижения температуры ГВС от 60 градусов.
В соответствии с п. 3.4.7. указанного договора Абонент имеет право требовать компенсацию убытков, связанных с нарушениями режима поставки и качества тепловой энергии на границе раздела эксплуатационной ответственности со стороны Энергоснабжающей организации. П.6.3. договора также предусмотрено, что Энергоснабжающая организация несет ответственность за качество и количество тепловой энергии согласно условий заключенного договора.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии со статье 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденными органом местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих и состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В представленном экспертом заключении N 2012/152 от 13.06.2012 указано, что через границу (точку) эксплуатации ответственности ответчика от котельной N 4 до потребителя, жильцы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 10 а для нужд горячего водоснабжения получали горячую воду по закрытой схеме.
В экспертном заключении указано, что "В закрытых системах отпуск теплоты из сетей в системе горячего водоснабжения осуществляется за счет подогрева холодной водопроводной воды в специальных водонагревателях".
В договоре энергоснабжения (купли-продажи, поставки тепловой энергии) для исполнителей коммунальных услуг N 194, от 01 июля 2009 в п. 3. Система горячего водоснабжения" обозначено подчеркиванием слово "закрытая" 0,7542 Гкал/час. Поскольку в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N п. 8. "Внешней границей сетей... теплоснабжения... является внешняя стена многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Соглашением сторон установлено, что граница (точка) эксплуатационной ответственности ответчика от котельной N 4 до потребителя находится в тепловой камере, и этой границей считается фланец задвижки со стороны потребителя для исполнителей коммунальных услуг N 194 от 01.07.2009.
Истец имеет закрытую систему теплоснабжения. Согласно "Правил технической эксплуатации энергоустановок" утвержденным Минюстом России N 4358 от 02.04.2003. Закрытая система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети. Сетевая вода - специально подготовленная вода, которая используется в водяной системе теплоснабжения в качестве теплоносителя. Использование закрытой системы теплоснабжения в многоквартирном доме подтверждается заключением эксперта. Сетевая вода на котельных применяется только для нужд отопления. Для обеспечения потребителей горячей водой используется водопроводная вода. Нагрев воды производиться в водоподогревателях, установленных на котельных путем нагрева ее сетевой водой, используемой в качестве теплоносителя. На основании вышеперечисленных ссылок на нормативные акты, температура ГВС у ответчика должна быть не менее 50 градусов, а не 60.
Истец (по встречному иску) обращался с письмами к ответчику с требованием о перерасчете платы за услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом частью 2 статьи 548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установленный разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, истцом не соблюден.
В соответствии с пунктом 64 Правил в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Согласно пункту 66 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг (пункт 67). По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
В пункте 68 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В силу пункта 71 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 69 Правил).
Доказательства обращения абонента в аварийно-диспетчерскую службу ОАО "Донэнерго" в материалы дела представлены.
Акты составленные ТСЖ не могут приняты в качестве надлежащих доказательств поскольку не подписаны со стороны истца и не представлено доказательств вызова ОАО "Донэнерго" или согласования даты и времени для совместного составления акта.
Расчет представленный ТСЖ не может быть принят судом такт как составлен неверно.
Представленные ответчиком документы, не являются документами, подтверждающими наличие оснований для перерасчета размера платы за тепловую энергию.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств осуществления перерасчета платы за теплоснабжение собственникам помещений в спорном жилом доме.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации товариществом как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Учитывая норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307, к отношениям между Истцом и Ответчиком применяются положения Жилищного кодекса и названных Правил.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Официальные разъяснения Минрегиона РФ используются правоприменительной практикой при разрешении споров по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Письмом Минрегиона РФ от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 "О применении пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" разъяснено, что Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих: требования к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод); условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов; ответственность сторон договора.
В письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 г. N 10611-ЮТ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" разъяснено, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 49 Правил N 307 исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.
Согласно п. 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к указанным Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет (подпункт "з" пункта 49 Правил N 307).
Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (пункт 62 Правил).
Исходя из системного толкования пунктов 67, 69 и 74 упомянутых Правил по результатам проверки по факту непредоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил N 307).
Факт предоставления ненадлежащей услуги не подтвержден материалами дела.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что истец не выполнял условия договора, а именно температура воды не соответствовала нормативной, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Прочие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норма материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2013 по делу N А53-26449/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.КОВАЛЕВА
Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
С.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)