Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2013 N 17АП-5680/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-18921/2012

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. N 17АП-5680/2013-АК

Дело N А50-18921/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
- от заявителя Товарищества собственников жилья "Содружество-2д" (ИНН 5908038262, ОГРН 1075900006710) - Дубс О.М., доверенность от 05.06.2013, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми (ИНН 5908024492, ОГРН 1025901609910) - Шулятьева О.Ф., доверенность от 10.01.2013 N 1, предъявлено удостоверение;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Товарищества собственников жилья "Содружество-2д"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 марта 2013 года
по делу N А50-18921/2012,
принятое судьей Алексеевым А.Е.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Содружество-2д"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми
о признании незаконным решения,

установил:

Товарищество собственников жилья "Содружество-2д" (далее ТСЖ "Содружество-2д") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Кировском районе г. Перми от 18.06.2012 N 06900612РК0024603 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Содружество-2д" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что товарищество имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов по п.п. "я2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и основным видом деятельности которой является управление недвижимым имуществом. Доходы от сдачи имущества в аренду относятся к внереализационным доходам, если такие доходы не определяются налогоплательщиком как доходы от реализации, в порядке, установленном ст. 249 НК РФ. Деятельность ТСЖ по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья входит в группу 70.32 и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
УПФ (государственное учреждение) в Кировском районе г. Перми письменный отзыв на жалобу не представило, представитель просит решение суда оставить без изменения, поскольку решение суда правомерно и обоснованно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г. Перми по результатам камеральной проверки расчета за 2011 г., представленного ТСЖ "Содружество-2д", составлен акт N 06900630024681 от 10.05.2012 (л.д. 51-53) и вынесено решение от 18.06.2012 N 06900612РК0024603 (л.д. - 11-17), которым ТСЖ "Содружество-2д" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 14 226 руб. по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 71 133 руб., пени в сумме 5475,93 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов явился вывод фонда о том, что ТСЖ "Содружество-2д", являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, поскольку расчет доли дохода от основного вида деятельности произведен плательщиком неправильно, суммы доходов от сдачи в аренду и проценты банка должны быть исключены из строки 436 подраздела 4.4 РСВ-1 ПФР.
Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности выводов фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
В числе прочих видов деятельности значится управление недвижимым имуществом.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе, "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н (действующим в проверяемый период) форма дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условий на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного ч. 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", в котором указывается: сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (код строки 435), из них: суммы доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (код строки 436), доля доходов. Определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (с. 436 / с. 435) x 100%) (код строки 437).
Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и фондом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что в разделе 4 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период 2011 года заявителем в подразделе 4.4 "Основания применения пониженного тарифа" (код строки 437) "доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" доля доходов указана 100%.
Судом первой инстанции верно указано, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученной налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексов РФ, на финансирование проведения ремонта. Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Согласно учетной политики ТСЖ на 2011 г. денежные средства, поступившие на расчетный счет ТСЖ за обслуживание, эксплуатацию и ремонт имущества, строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме, отражаются в учете согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ как целевые поступления.
Из книги учета доходов и расходов на 2011 г. судом установлено, что общая сумма налогооблагаемых доходов отражена ТСЖ в размере 38 475 руб., при этом, согласно расчету по форме РСВ-1 за 2011 г. база для начисления страховых взносов составляет 889 164 руб.
Таким образом, в случае применения товариществом льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с выполнением муниципального задания, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны.
Из представленных в материалы дела расчетов, данных книги учета доходов и расходов за 2011 год, расчета начисленных сумм страховых взносов за 2011 года следует, что льготный тариф применен страхователем к общему фонду оплаты труда, то есть, как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, отраженных в книге учета доходов и расходов.
Сопоставляя суммы, отраженные в расчетной ведомости РСВ-1 учреждения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сумма, отражающая весь фонд оплаты труда учреждения за отчетный период (на который начислены страховые взносы по льготной ставке), составляет величину, в несколько раз превышающую сумму налогооблагаемых доходов, отраженных ТСЖ в книге учета доходов и расходов, и взятую за 100% при предъявлении права на льготу.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в ст. 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Между тем, судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с ч. 6 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в 2011-2027 гг. выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в ч. 1 данной статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с ч.ч. 2, 3, 3.1-3.5 данной статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Рассматриваемая льготы введена в целях государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих определенные виды деятельности и получающих налогооблагаемый доход от соответствующих видов деятельности, а также формирующих фонд оплаты труда за счет полученных налогооблагаемых доходов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что право на указанную льготу не подтверждено страхователем, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба товарищества - удовлетворению.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат отнесению на товарищество в сумме 1000 руб. в силу требований ст. 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 6 от 24.04.2013 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату товариществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2013 по делу N А50-18921/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ТСЖ "Содружество-2д" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 6 от 24.04.2013 госпошлину по жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)