Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2013 ПО ДЕЛУ N А72-11919/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2013 г. по делу N А72-11919/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.02.2013 (судья Ипполитова И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)
по делу N А72-11919/2012
по заявлениям открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района", г. Ульяновск (ИНН 7328507612, ОГРН 1067328020242) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене решения, предписания,

установил:

открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - ОАО "ДК Заволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012. Судом возбуждено производство по делу N А72-11919/2012.
В то же время ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания УФАС России по Ульяновской области от 04.10.2012 N 90. Возбуждено производство по делу N А72-11920/2012.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.01.2013 дела N А72-11920/2012, N А72-11919/2012 объединены в одно производство с присвоением делу N А72-11919/2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.02.2013, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156 и 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, 20.01.2012 ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Ульяновский филиал ООО (далее - ООО) "РИЦ" с просьбой о внесении изменений в отображение тарифа (вместо 2,7 руб./кВт-ч отображать 1,66 руб./кВт-ч) на услуги электроэнергии и электроэнергии МОП для домов с электрическими плитами как в квитанциях при оплате жилищно-коммунальных услуг, так и в счетах на оплату для населения, представив перечень домов с электроплитами, куда вошел, в том числе, дом N 34 по улице Гоголя города Ульяновска.
24.02.2012 в антимонопольный орган поступило коллективное обращение жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по улице Тельмана, дома N 22, N 28, N 30, по улице Гоголя, дом N 34, находящихся под управлением ООО "Евро-Строй-Сервис", ОАО "ДК Заволжского района", на действия ООО "РИЦ" по вопросам соблюдения законодательства и правомерности начисления коммунальных платежей (за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования жилых многоквартирных домов), взимания пени и самостоятельного перевода денежных средств за электроснабжение мест общего пользования без согласия плательщика.
07.03.2012 из прокуратуры Ульяновской области поступило заявление жильцов домов, расположенных по улице Тельмана, дома N 22, N 28, N 30, по улице Гоголя, дом N 34, на действия ООО "РИЦ" по доводам, изложенным в вышеуказанном заявлении.
17.03.2012 ОАО "ДК Заволжского района" обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой произвести начисления за электроэнергию МОП за январь, февраль 2011 года, а также с просьбой о произведении начислений за последующие месяцы на основании данных, полученных от ОАО "Ульяновскэнерго", на дома с общедомовым учетом по электроэнергии, представив список домов с дифференцированными по зонам суток приборами (2-х тарифные), куда вошел, в том числе дом N 34 по улице Гоголя города Ульяновска.
23.03.2012 приказом антимонопольного органа N 83 возбуждено дело по признакам нарушения ООО "РИЦ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в несоблюдении порядка выставления платы за электрическую энергию, потребленную в местах общего пользования жилых многоквартирных домов, самостоятельного перевода денежных средств за оплату услуги, которую потребители не оплачивали, начисления пени за нарушение сроков оплаты за потребленные коммунальные ресурсы в отсутствие нарушения срока.
30.08.2012 ОАО "ДК Заволжского района" в связи с выявленным некорректным начислением за услугу "эл. энергия МОП" в квартирах с двухтарифным счетчиками обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой устранить неправильное начисление. Тариф "День" считать для жилья с газовыми плитами 2,38 р., с 01.07.2012 - 2,52 р., с электроплитами 1,66 р., с 01.07.2012 - 1,76 р. Тариф "Ночь" считать для жилья с газовыми плитами 1,19 р., с 01.07.2012 - 1,26 р., с электроплитами 0,83 р., с 01.07.2012 - 0,88 р., произвести перерасчет с 01.01.2012.
13.09.2012 ОАО "ДК Заволжского района" в связи с выявленным некорректным начислением за услугу "эл. энергия МОП" в квартирах с двухтарифным счетчиками повторно обратилось в Ульяновский филиал ООО "РИЦ" с просьбой устранить неправильное начисление. Тариф "День" считать для жилья с газовыми плитами 2,38 р., с 01.07.2012 - 2,52 р., с электроплитами 1,66 р., с 01.07.2012 - 1,76 р. Тариф "Ночь" считать для жилья с газовыми плитами 1,19 р., с 01.07.2012 - 1,26 р., с электроплитами 0,83 р., с 01.07.2012 - 0,88 р., произвести перерасчет с 01.01.2012.
Антимонопольный орган вынес решение от 04.10.2012 по делу N 8470/04-2012 о признании ОАО "ДК Заволжского района" нарушившим установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования (нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ Закона N 135-ФЗ).
На основании решения от 04.10.2012 года по делу N 8470/04-2012 антимонопольный орган в адрес ОАО "ДК Заволжского района" вынесен предписание от 04.10.2012 N 90, которым обществу предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, направить собственнику жилого помещения, проживающему по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, платежный документ на оплату услуг за октябрь 2011 года в соответствии с тарифом, утвержденным Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "ДК Заволжского района" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
При применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
Пунктом 21 Правил N 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 15 Правил N 307 размер платы за коммунальные услуги, в том числе, за электроснабжение мест общего пользования, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Исполнительным органом государственной власти, который осуществляет регулирование цен и тарифов на территории Ульяновской области, является Министерство экономики Ульяновской области (Положение о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденное Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 N 06-243 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2011 год", Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 N 06-243" установлены тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, согласно которым для население, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками установлен тариф, дифференцированный по двум зонам суток - Дневная зона - 1,67 руб./кВт-ч, ночная - 0,83 руб./кВт-ч. Тарифы, установленные данным документом, действовали по 31.12.2011 включительно.
Судами предыдущих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что договором энергоснабжения, заключенным между ОАО "ДК Заволжского района" и ОАО "Ульяновскэнерго" от 01.01.2007 N 3933 и дополнительными соглашениями к договору между поставщиком электрической энергии и исполнителем коммунальной услуги согласованы точки поставки, приборы учета и применяемые тарифы.
Как установлено судами, жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, оборудован электроплитами. Плата за электроэнергию мест общего пользования жителями дома 34 по улице Гоголя в городе Ульяновске осуществлялась по тарифам 1,66 руб./кВт-ч и 2,38 руб./кВт-ч, тариф за электроэнергию мест общего пользования 0,83 руб./кВт-ч не применялся.
По мнению антимонопольного органа, при выставлении платы за услугу "электроснабжение МОП" ОАО "ДК Заволжского района" нарушен порядок ценообразования на поставленную коммунальную услугу, поскольку из квитанции N 149929364 за октябрь 2011 года усматривается, что для абонента, проживающего по адресу: г. Ульяновск, ул. Гоголя, д. 34, применен тариф за электроэнергию мест общего пользования в размере 2,38 руб./кВт-ч, установленный для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами.
Обществом в ходе судебного разбирательства указано, что начисления на оплату услуг (в том числе за электроэнергию мест общего пользования) за октябрь 2011 года, производились в соответствии с утвержденным Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.03.2011 N 06-37, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, а ООО "РИЦ" допущена техническая ошибка в самой квитанции.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод судов о том, что применение одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанное с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования для целей защиты конкуренции.
Согласно абзацу 5 статьи 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" ценообразование - это процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность, и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что антимонопольный орган, вменяя обществу нарушение порядка ценообразования, в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал объективную сторону данного нарушения, не доказал какие конкретно противоправные действия совершены заявителем в области установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Доказательств того, что жителям дома N 34 по улице Гоголя в городе Ульяновске выставлены счета для оплаты услуги по электроснабжению мест общего пользования по самостоятельно рассчитанным и измененным управляющей компанией тарифам, ответчиком суду не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали на отсутствие в действиях общества признаков вмененного ему нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При этом суды также правомерно указали на недействительность предписания антимонопольного органа от 04.10.2012 N 90, вынесенного на основании решения, признанного незаконным и необоснованным.
Фактически доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Судебной коллегией кассационной инстанции не установлены основания для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А72-11919/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)