Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А40-89923/12-119-845

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А40-89923/12-119-845


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Дом Моды Лены Макашовой" Майкова Л.Н., доверенность от 10.08.2012, Макашова Е.А., протокол от 01.12.2006,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы Исаян А.А., доверенность от 27.02.2013 N ДГИ-Д-128/13,
от Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы не явился, уведомлен,
рассмотрев 16 апреля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение 26 октября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Быковой Ю.Л.,
на постановление от 22 января 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Каменецким Д.В.,
по делу N А40-89923/12-119-845
по заявлению закрытого акционерного общества "Дом Моды Лены Макашовой" (ОГРН 1027700086171)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
об оспаривании решения, бездействия; обязании сформировать ранее существовавший единый земельный участок,
третье лицо - Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы.

установил:

Закрытое акционерное общество "Дом Моды Лены Макашовой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения о разделении единого земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями с адресным ориентиром: Сокольническая площадь, д. 9, признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) по формированию и восстановлению единого земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, Сокольническая площадь, д. 9, и проведению кадастрового учета данного земельного участка, а также обязании Департамент вместо сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003:005:125, 77:03:0003:005:126 сформировать ранее существовавший единый земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, Сокольническая площадь, д. 9, и провести кадастровый учет данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого от 22.01.2013, требования общества были удовлетворены.
Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывает, что суды не учли отсутствие полномочий у Департамента по внесению изменений в проекты межевания территории кварталов, при этом именно проектом межевания жилого квартала утверждены основные характеристики и показатели спорных участков. Кроме того, Департамент полагает, что суды не учли пропуск обществом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента доводы кассационной жалобы поддержал, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, уведомленный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направил. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Обсудив доводы по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что общество является собственником нежилых помещений общей площадью 1710,6 кв. м, расположенных на 1 и 2 этажах во встроенно-пристроенной части к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Москва, Сокольническая пл., д. 9, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о государственной регистрации права 77-АН 346335, о чем в ЕГРП внесена соответствующая запись N 77-01/35-065/2004-4.
Распоряжением Префекта Восточного административного округа г. Москвы от 28.03.1996 N 487 обществу была установлена доля в праве аренды земельного участка площадью 12 900 кв. м во владении 9 корпуса 1 - 2 на Сокольнической площади сроком аренды на 15 лет.
20.05.1996 между Московским земельным комитетом и Обществом заключен договор аренды земельного участка N М-03-005389 на срок до 28.03.2011.
В связи с отказом Департамента переоформить договор аренды с обществом на новый срок поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, общество обратилось в ФГУ "Земельно-кадастровая палата" с запросом N 77/202/10-64378 о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости.
Обществу выданы кадастровый паспорт и выписка о земельном участке площадью 2905 кв. м с кадастровым номером 77:03:0003005:126 и кадастровая выписка о земельном участке площадью 9989 кв. м с кадастровым номером 77:03:0003005:125.
23.09.2010 Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о разъяснении вопроса о разделении земельного участка площадью 12 900 кв. м на два самостоятельных земельных участков.
Письмом от 03.12.2010 N 33-1-12889/10-(0)-1 Департамент сообщил, что на основании проекта разделения жилого квартала, ограниченного Сокольнической улицей, 4 Полевым переулком, 2 Полевым переулком, улицей Стромынка, были сформированы два земельных участка для эксплуатации многоквартирных жилых домов по адресам: Сокольническая пл., вл. 9, корп. 1 (кадастровый номер 77:03:0003005:125) и Сокольническая пл., вл. 9, корп. 2 (кадастровый номер 77:03:0003005:126). Часть земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003005:125 расположена за линиями градостроительного регулирования и имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером 77:03:0003005:104, входящим в состав улично-дорожной сети в соответствии с Законом г. Москвы N 8.
Обществом были получены сведения об основаниях разделения земельного участка, совершены действия по устранению пресечения смежных земельных участков, направлены обращения по внесению изменений в договор аренды земельного участка и разъяснению о надлежащем порядке оформления права долевой собственности на земельный участок.
Поскольку изменения в договор аренды внесены не были, общество 15.02.2012 обратилось в Департамент с заявлением об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003005:125, формировании единого земельного участка по адресу: г. Москва, Сокольническая пл., вл. 9, и внесении сведений в Государственный земельный кадастр.
Письмом от 13.03.2012 N 33-1Т3-90/12-(1)-1 Департамент сообщил, что рассмотрение вопроса формирования границ единого земельного участка возможно после внесения Москомархитектурой соответствующих изменений в проект межевания жилого квартала.
Проверяя законность решения о разделе единого земельного участка и бездействия по выполнению возложенных на Департамент обязанностей, соглашаясь с доводами общества, суды правильно исходили из следующего.
Согласно статье 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве аренды, если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ установлено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
Как установлено судами владение 9, корпуса 1 и 2 по Сокольнической площади является единым жилым объектом, состоящим из двух жилых корпусов и встроенно-пристроенной части.
С момента ввода здания в эксплуатацию в 1983 году под данным зданием располагался единый земельный участок площадью 12 900 кв. м, который, вопреки доводам апелляционной жалобы, был сформирован и являлся объектом аренды в силу договора от 20.05.1996.
В дальнейшем, как указывалось выше, было образовано два самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003005:125 и 77:03:0003005:126.
При образовании самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0003005:125 и 77:03:0003005:126 Департаментом в нарушение норм действующего законодательства не были получены соответствующие согласования с собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке, в том числе с обществом, а также порядка разделения жилого квартала и формирования двух земельных участков для эксплуатации многоквартирных жилых домов с учетом фактического землепользования.
В связи с чем решение о разделе единого земельного участка обоснованно оценено судами как незаконное.
Обязывая Департамент совершить действия, направленные на устранение нарушений, суды, правомерно сославшись на статьи 10, 11.3, 29, 36 Земельного кодекса РФ статьи 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" пункты 1, 7.5 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, пришли к выводу о том, что у Департамента имеется установленная законом обязанность по формированию земельного участка на основании обращения Общества. Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании Департаментом норм права и не могут служить основанием к отмене судебных актов.
Доводы Департамент о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, суды пришли к выводу, что из материалов дела следует, что о нарушении прав по оформлению права на земельный участок под многоквартирным домом заявителю стало известно после получения отказа Департамента во внесении изменения в проект межевания жилого квартала, оформленного письмом от 13.03.2012, которое получено обществом 23.03.2012. При этом заявление в суд направлено Обществом 25.06.2012 (первый рабочий день после выходных), что свидетельствует о соблюдении обществом сроков обращения в суд за защитой своих прав. Доводы же кассационной жалобы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции исходит из того, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2013 года по делу N А40-89923/12-119-845 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
А.М.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)