Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лукьянец Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Загайновой А.Ф. судей Турковой Г.Л., Жукова А.А. при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобе Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области, представлению прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 07 июня 2012 года по иску прокурора Ленинского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования к администрации города Магнитогорска, к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области о возложении обязанности по организации технического обследования подвального помещения многоквартирного жилого дома для определения пригодности его к эксплуатации, по учету объектов федеральной собственности, по приведению защитных сооружений гражданской обороны в надлежащее состояние,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования обратился в суд с иском к администрации города Магнитогорска, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области о возложении обязанности: в жилых домах N **** по ул. **** и N **** по ул. **** в г. Магнитогорске, в целях предупреждения нарушения их целостности возможного причинения ущерба здоровью и жизни граждан, чрезвычайных ситуаций, организовать обследование всех подвальных помещений с учетом их аварийного состояния на предмет определения возможности их эксплуатации, признания в установленном порядке аварийными, подлежащими реконструкции; просил обязать ответчика обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в подвальных помещениях указанных жилых домов, как объектов федеральной собственности, привести их в надлежащее состояние, указывая, что в ходе проведенной; прокуратурой проверки выяснилось, что в подвальных помещениях указанных домов отдельные несущие конструкции специального помещения ГО и ЧС (бомбоубежище), относящиеся к федеральной собственности, находятся в аварийном состоянии, требуют незамедлительного усиления; с 2008 года до настоящего времени ведется переписка между администрацией города и управляющей организацией по данному вопросу. Однако, обращения администрации города в ТУ Росимущества, ФГУП "Экран" о принятии мер по восстановлению защитных сооружений гражданской обороны остаются без ответа. Состояние указанных несущих конструкций ухудшается, непринятие мер в течение длительного времени по сплошному обследованию всех конструкций подвальных помещений домов создает угрозу их целостности, а также расположенных в них организаций, как следствие - угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Размочкина З.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации города Магнитогорска Б. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, согласно которым находят требования прокурора в части возложения обязанности на ТУ Росимущества в Челябинской области обеспечить учет защитных сооружений, организовать проведение обследования защитных сооружений, а также привести указанные объекты в надлежащее состояние обоснованными, с требованиями в части возложения на администрацию города проведения обследования подвальных помещений многоквартирных домов, считают, не основанными на законе.
Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне слушания дела, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований прокурору отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что в реестре Федерального имущества - защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в подвальных помещениях жилых домов по ул. **** - **** и пр. **** - **** в г. Магнитогорске не значатся, право собственности российской Федерации на указанные объекты не зарегистрировано, поскольку в Территориальное управление ГУ МЧС России по Челябинской области не представлены документы, необходимые для регистрации права собственности.
Представитель третьего лица - ООО "ЖРЭУ N 5" г. Магнитогорска Р., в судебном заседании возражений по иску прокурора не высказала.
Третье лицо Р.Е. в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образов о дне слушания дела, в письменном отзыве указывает, что у на учете данные помещения, как защитные сооружения не состоят. Статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища. В случае определения балансодержателей подвальных помещений по указанным адресам Главное управление МЧС России по Челябинской области готово предоставить специалистов для рассмотрения вопроса о присвоении статуса защитных сооружений гражданской обороны данных помещений и дальнейшей постановки их на инвентарный учет.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска прокурора, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области обеспечить учет и надлежащее состояние защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в подвальных помещениях жилых многоквартирных домов по ул. **** - **** и пр. **** - **** г. Магнитогорска, как объектов федеральной собственности, в удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционном представлении прокурор района просит отменить решение в части отказа в удовлетворении иска. Не согласен с выводами суда о том, что Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 не предусматривает обязанности ответчика по проведению обследования указанных нежилых помещений. В силу ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, указывает, проводятся заблаговременно, объем их определяется исходя из принципов достаточности и максимально использования и средств. В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ "О гражданской обороне", органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципального образования поддерживают в состоянии готовности защитные сооружения гражданской обороны.
В апелляционной жалобе Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области просит отменить решение, указывая на отсутствие возможности исполнить решение суда ввиду того, что на основании Положения об учете федерального имущества для внесения документов в реестр федеральной собственности необходимы документы, подтверждающие сведения об объекте, которые у них отсутствуют. Ответственность за указанные объекты несет МЧС России. Со ссылкой на аналогичное решение другого суда, считает, что по делу должны были быть привлечены в качестве третьего лица.
Администрация г. Магнитогорска Челябинской области представила возражения на апелляционную жалобу ТУ Росимущества Челябинской области.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом не явившихся лиц в заседание судебной коллегии, но извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав представителя ТУ Росимущества в Челябинской области Г., помощника прокурора Челябинской области Минкину Л.В., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражений обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим мотивам.
Разрешая спор по существу, суд правомерно исходил из того, что указанные выше защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в подвальных помещениях жилых домов по ул. **** - **** и пр. **** - **** в г. Магнитогорске, несмотря на то, что в реестре Федерального имущества не значатся, право собственности Российской Федерации на указанные объекты не зарегистрировано, как не отвечающие критериям объектов оборонного производства, в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года ФЗ 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 N 2284, ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются объектом федеральной собственности, в связи с чем Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области является надлежащим ответчиком по делу.
Отсутствие государственной регистрации права Федеральной собственности на указанные защитные сооружения гражданской обороны не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него судом обязанностей по обеспечению учета и надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 утверждено Положение об учете федерального имущества.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 N 583, учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных Центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно п. 4 Правил, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества, составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, а также положениям Федерального закона РФ "О гражданской обороне", Постановления Правительства РФ N 1309 от 29 ноября 1999 года "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Приказам МЧС РФ N 583 от 15 декабря 2002 года и N 575 от 21 июля 2005 года.
Доводы апелляционных жалобы и представления прокурора, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что назначение объекта: помещения N 2 общей площадью **** кв. м, расположенного в подвале многоквартирного жилого дома по ул. **** - **** г. Магнитогорска, на момент первичной технической инвентаризации от 20 июля 1955 года - спецпомещение (бомбоубежище); помещения N 2 общей площадью 329,60 кв. м, расположенного в подвале многоквартирного жилого дома по пр. **** - ****, на момент первичной технической инвентаризации от 25 октября 1955 года - складское, к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома не относятся.
С учетом положения п. 2 Постановления Правительства РФ N 1309 от 29 ноября 1999 года "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", спорные помещения относящиеся к защитным сооружениям гражданской обороны, по сведениям ОГУП "Областного центра технической инвентаризации" состоят на учете в Магнитогорском филиале ОГУП "Обл. ЦТИ" по Челябинской области.
Согласно п. 3.2.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 N 583, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуации мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В суде первой инстанции нашло подтверждение, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в подвальных помещениях указанных домов, находятся в аварийном состоянии.
Установленные судом обстоятельства, по делу не оспариваются и следуют из показаний начальника отдела Управления гражданской защиты населения администрации г. Магнитогорска С. пояснившего, что бомбоубежища, расположенные в указанных домах при химической атаке использовать невозможно и требуют соответствующей поддержки их состояния для применения по назначению; из заключения ООО "НПО Надежность" от 18 сентября 2008 года, согласно которому несущие конструкции перекрытий обследованных участков подвальных помещений по ул. **** - **** и N **** по пр. **** - ****, имеют многочисленные дефекты и повреждения коррозийного характера различной степени тяжести, требуют незамедлительного усиления; плиты перекрытия ряда участков и балка относятся к категории технического состояния "недопустимое" и нуждаются в неотложном проведении работ по их ремонту и усилению; ряд плит перекрытий относятся к категории технического состояния "ограниченно работоспособное" и требует проведения ремонтно-восстановительных работ; техническое состояние кирпичных столбов ряда участков помещений при имеющихся дефектах относятся к категории "ограниченно работоспособное".
Решением заседания Совета безопасности Челябинской области от 21 сентября 2011 года Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области постановлено: активизировать работу по включению защитных сооружений гражданской обороны в реестр федерального имущества и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них; ускорить передачу защитных сооружений гражданской обороны на праве хозяйственного ведения во ФГУП "Экран"; течение 1 полугодия 2012 года изучить техническое стояние защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в подвальных помещениях жилых домов, и принять решение о выведении защитных сооружений, пришедших в негодность из-за ветхости и невозможности использования их по назначению, из системы защитных сооружений; ФГУП "Экран" до 01 июля 2012 года осуществить ремонт объектов гражданской обороны в г. Магнитогорске по ул. **** - **** и ул. **** - ****, находящихся в аварийном состоянии; в случае невозможности их дальнейшего использования по назначению, принять решение по их списанию и передаче в собственность муниципального образования.
Приведенное выше решение также опровергает доводы ТУ Росимущества о ненадлежащем их привлечении в качестве ответчика по делу. Решение иного районного суда, по иному объекту недвижимости, между иными сторонами не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела, источником права данное судебное постановление не является (ст. 11 ГПК РФ).
ФГУП "Экран" - государственное региональное предприятие, создано для решения задач в сфере гражданской обороны в соответствии с решением Территориального агентства государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27 августа 1992 года N 398 и находится в ведомственном подчинении этого агентства.
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области осуществляет реестр объектов, находящихся в федеральной собственности включенных в категорию "защитные сооружения гражданской обороны". Указанные объекты гражданской обороны до настоящего времени, как установил суд, не переданы и не закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Экран".
Отказ прокурору в удовлетворении требований в части возложения на ответчиков обязанностей по организации проведения обследования подвальных помещений указанных многоквартирных домов на предмет определения возможности эксплуатации многоквартирных домов, признания в установленном порядке домов аварийными, подлежащими реконструкции, не является основанием для отмены правильного по существу вынесенного решения, поскольку исполнение решения суда в удовлетворенной части требований включает в себя и выполнение указанных прокурором вида мероприятий.
Перечисленные доказательства оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки отражены в решении, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы.
Апелляционные жалобы и представление не содержат доводов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобу Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области и представление прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.08.2012 ПО ДЕЛУ N 11-5866/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2012 г. по делу N 11-5866/2012
Судья: Лукьянец Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Загайновой А.Ф. судей Турковой Г.Л., Жукова А.А. при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобе Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области, представлению прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 07 июня 2012 года по иску прокурора Ленинского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования к администрации города Магнитогорска, к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области о возложении обязанности по организации технического обследования подвального помещения многоквартирного жилого дома для определения пригодности его к эксплуатации, по учету объектов федеральной собственности, по приведению защитных сооружений гражданской обороны в надлежащее состояние,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования обратился в суд с иском к администрации города Магнитогорска, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области о возложении обязанности: в жилых домах N **** по ул. **** и N **** по ул. **** в г. Магнитогорске, в целях предупреждения нарушения их целостности возможного причинения ущерба здоровью и жизни граждан, чрезвычайных ситуаций, организовать обследование всех подвальных помещений с учетом их аварийного состояния на предмет определения возможности их эксплуатации, признания в установленном порядке аварийными, подлежащими реконструкции; просил обязать ответчика обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в подвальных помещениях указанных жилых домов, как объектов федеральной собственности, привести их в надлежащее состояние, указывая, что в ходе проведенной; прокуратурой проверки выяснилось, что в подвальных помещениях указанных домов отдельные несущие конструкции специального помещения ГО и ЧС (бомбоубежище), относящиеся к федеральной собственности, находятся в аварийном состоянии, требуют незамедлительного усиления; с 2008 года до настоящего времени ведется переписка между администрацией города и управляющей организацией по данному вопросу. Однако, обращения администрации города в ТУ Росимущества, ФГУП "Экран" о принятии мер по восстановлению защитных сооружений гражданской обороны остаются без ответа. Состояние указанных несущих конструкций ухудшается, непринятие мер в течение длительного времени по сплошному обследованию всех конструкций подвальных помещений домов создает угрозу их целостности, а также расположенных в них организаций, как следствие - угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Размочкина З.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации города Магнитогорска Б. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, согласно которым находят требования прокурора в части возложения обязанности на ТУ Росимущества в Челябинской области обеспечить учет защитных сооружений, организовать проведение обследования защитных сооружений, а также привести указанные объекты в надлежащее состояние обоснованными, с требованиями в части возложения на администрацию города проведения обследования подвальных помещений многоквартирных домов, считают, не основанными на законе.
Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне слушания дела, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований прокурору отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что в реестре Федерального имущества - защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в подвальных помещениях жилых домов по ул. **** - **** и пр. **** - **** в г. Магнитогорске не значатся, право собственности российской Федерации на указанные объекты не зарегистрировано, поскольку в Территориальное управление ГУ МЧС России по Челябинской области не представлены документы, необходимые для регистрации права собственности.
Представитель третьего лица - ООО "ЖРЭУ N 5" г. Магнитогорска Р., в судебном заседании возражений по иску прокурора не высказала.
Третье лицо Р.Е. в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образов о дне слушания дела, в письменном отзыве указывает, что у на учете данные помещения, как защитные сооружения не состоят. Статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища. В случае определения балансодержателей подвальных помещений по указанным адресам Главное управление МЧС России по Челябинской области готово предоставить специалистов для рассмотрения вопроса о присвоении статуса защитных сооружений гражданской обороны данных помещений и дальнейшей постановки их на инвентарный учет.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска прокурора, обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области обеспечить учет и надлежащее состояние защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в подвальных помещениях жилых многоквартирных домов по ул. **** - **** и пр. **** - **** г. Магнитогорска, как объектов федеральной собственности, в удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционном представлении прокурор района просит отменить решение в части отказа в удовлетворении иска. Не согласен с выводами суда о том, что Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 не предусматривает обязанности ответчика по проведению обследования указанных нежилых помещений. В силу ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, указывает, проводятся заблаговременно, объем их определяется исходя из принципов достаточности и максимально использования и средств. В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ "О гражданской обороне", органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципального образования поддерживают в состоянии готовности защитные сооружения гражданской обороны.
В апелляционной жалобе Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области просит отменить решение, указывая на отсутствие возможности исполнить решение суда ввиду того, что на основании Положения об учете федерального имущества для внесения документов в реестр федеральной собственности необходимы документы, подтверждающие сведения об объекте, которые у них отсутствуют. Ответственность за указанные объекты несет МЧС России. Со ссылкой на аналогичное решение другого суда, считает, что по делу должны были быть привлечены в качестве третьего лица.
Администрация г. Магнитогорска Челябинской области представила возражения на апелляционную жалобу ТУ Росимущества Челябинской области.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом не явившихся лиц в заседание судебной коллегии, но извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав представителя ТУ Росимущества в Челябинской области Г., помощника прокурора Челябинской области Минкину Л.В., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражений обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим мотивам.
Разрешая спор по существу, суд правомерно исходил из того, что указанные выше защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в подвальных помещениях жилых домов по ул. **** - **** и пр. **** - **** в г. Магнитогорске, несмотря на то, что в реестре Федерального имущества не значатся, право собственности Российской Федерации на указанные объекты не зарегистрировано, как не отвечающие критериям объектов оборонного производства, в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года ФЗ 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 N 2284, ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются объектом федеральной собственности, в связи с чем Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области является надлежащим ответчиком по делу.
Отсутствие государственной регистрации права Федеральной собственности на указанные защитные сооружения гражданской обороны не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него судом обязанностей по обеспечению учета и надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 утверждено Положение об учете федерального имущества.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 N 583, учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных Центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно п. 4 Правил, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества, составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, а также положениям Федерального закона РФ "О гражданской обороне", Постановления Правительства РФ N 1309 от 29 ноября 1999 года "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Приказам МЧС РФ N 583 от 15 декабря 2002 года и N 575 от 21 июля 2005 года.
Доводы апелляционных жалобы и представления прокурора, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что назначение объекта: помещения N 2 общей площадью **** кв. м, расположенного в подвале многоквартирного жилого дома по ул. **** - **** г. Магнитогорска, на момент первичной технической инвентаризации от 20 июля 1955 года - спецпомещение (бомбоубежище); помещения N 2 общей площадью 329,60 кв. м, расположенного в подвале многоквартирного жилого дома по пр. **** - ****, на момент первичной технической инвентаризации от 25 октября 1955 года - складское, к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома не относятся.
С учетом положения п. 2 Постановления Правительства РФ N 1309 от 29 ноября 1999 года "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", спорные помещения относящиеся к защитным сооружениям гражданской обороны, по сведениям ОГУП "Областного центра технической инвентаризации" состоят на учете в Магнитогорском филиале ОГУП "Обл. ЦТИ" по Челябинской области.
Согласно п. 3.2.1 "Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 N 583, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуации мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В суде первой инстанции нашло подтверждение, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в подвальных помещениях указанных домов, находятся в аварийном состоянии.
Установленные судом обстоятельства, по делу не оспариваются и следуют из показаний начальника отдела Управления гражданской защиты населения администрации г. Магнитогорска С. пояснившего, что бомбоубежища, расположенные в указанных домах при химической атаке использовать невозможно и требуют соответствующей поддержки их состояния для применения по назначению; из заключения ООО "НПО Надежность" от 18 сентября 2008 года, согласно которому несущие конструкции перекрытий обследованных участков подвальных помещений по ул. **** - **** и N **** по пр. **** - ****, имеют многочисленные дефекты и повреждения коррозийного характера различной степени тяжести, требуют незамедлительного усиления; плиты перекрытия ряда участков и балка относятся к категории технического состояния "недопустимое" и нуждаются в неотложном проведении работ по их ремонту и усилению; ряд плит перекрытий относятся к категории технического состояния "ограниченно работоспособное" и требует проведения ремонтно-восстановительных работ; техническое состояние кирпичных столбов ряда участков помещений при имеющихся дефектах относятся к категории "ограниченно работоспособное".
Решением заседания Совета безопасности Челябинской области от 21 сентября 2011 года Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области постановлено: активизировать работу по включению защитных сооружений гражданской обороны в реестр федерального имущества и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них; ускорить передачу защитных сооружений гражданской обороны на праве хозяйственного ведения во ФГУП "Экран"; течение 1 полугодия 2012 года изучить техническое стояние защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в подвальных помещениях жилых домов, и принять решение о выведении защитных сооружений, пришедших в негодность из-за ветхости и невозможности использования их по назначению, из системы защитных сооружений; ФГУП "Экран" до 01 июля 2012 года осуществить ремонт объектов гражданской обороны в г. Магнитогорске по ул. **** - **** и ул. **** - ****, находящихся в аварийном состоянии; в случае невозможности их дальнейшего использования по назначению, принять решение по их списанию и передаче в собственность муниципального образования.
Приведенное выше решение также опровергает доводы ТУ Росимущества о ненадлежащем их привлечении в качестве ответчика по делу. Решение иного районного суда, по иному объекту недвижимости, между иными сторонами не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела, источником права данное судебное постановление не является (ст. 11 ГПК РФ).
ФГУП "Экран" - государственное региональное предприятие, создано для решения задач в сфере гражданской обороны в соответствии с решением Территориального агентства государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27 августа 1992 года N 398 и находится в ведомственном подчинении этого агентства.
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области осуществляет реестр объектов, находящихся в федеральной собственности включенных в категорию "защитные сооружения гражданской обороны". Указанные объекты гражданской обороны до настоящего времени, как установил суд, не переданы и не закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Экран".
Отказ прокурору в удовлетворении требований в части возложения на ответчиков обязанностей по организации проведения обследования подвальных помещений указанных многоквартирных домов на предмет определения возможности эксплуатации многоквартирных домов, признания в установленном порядке домов аварийными, подлежащими реконструкции, не является основанием для отмены правильного по существу вынесенного решения, поскольку исполнение решения суда в удовлетворенной части требований включает в себя и выполнение указанных прокурором вида мероприятий.
Перечисленные доказательства оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки отражены в решении, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы.
Апелляционные жалобы и представление не содержат доводов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобу Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Челябинской области и представление прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)