Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2008 N 04АП-2620/2008(2) ПО ДЕЛУ N А78-2633/2008

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2008 г. N 04АП-2620/2008(2)

Дело N А78-2633/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Читинской области на решение арбитражного суда Читинской области от 09.07.2008 года по делу N А78-2633/2008 С2-25/137, принятое судьей Г.В. Борголовой,
при участии:
- от заявителя: Снежевского П.В.. представителя по доверенности от 01.11.2007г; Кривошеева А.Л., представителя по доверенности от 26.12.2007 г.;
- от заинтересованного лица: Петрова А.В., представителя по доверенности от 16.01.2008 г., Аремпилова А.А., представителя по доверенности от 10.01.2008 г.;
- и

установил:

Заявитель, ОАО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОАО "Водоканал - Чита"), обратился с требованием о признании незаконным и отмене Постановления N 91 от 12.05.2008 г. по делу об административном правонарушении, принятого Государственной жилищной инспекцией Читинской области и которым ОАО "Водоканал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 09 июля 2008 года, требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации города Читы от 26.06.2002 г. N 1119 создано МП "Служба заказчика", которому передан жилищный фонд города на содержание и обслуживание согласно постановлению Главы администрации города от 30.07.2002 г. N 1456. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что МП "Служба заказчика" уполномочено выполнять функции исполнителя, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Жилой дом по ул. Подгорбунского 9 г. Чита находится в муниципальном жилищном фонде, от имени которого выступает МП "Служба заказчика".
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что в жилом доме 9 по ул. Подгорбунского, водоснабжение на верхние этажи слабое из-за отсутствия повысительной насосной станции (ПНС). Данное обстоятельство не отрицалось представителями лиц, участвующих в деле. При сдаче дома в эксплуатацию ПНС не устанавливалась.
Договором от 26.06.2006 г. предусмотрено, что ОАО "Водоканал-Чита" принимает на себя обязанность по текущему обслуживанию повысительных насосных, придомовых и внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов. Но поскольку ПНС нет, фактические обстоятельства свидетельствуют о ее необходимости, ОАО "Водоканал" заключило 04.06.2008 г. договор на исполнение муниципального заказа, то есть устройство ПНС за счет собственных средств.
Таким образом, в отсутствие ПНС, которая обеспечивала бы хорошее давление для подачи воды на верхние этажи жилого дома, ОАО "Водоканал" не может в полной мере осуществлять условия настоящего договора и быть ответственным за предоставление коммунальных услуг.
Кроме того, как следует из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (холодная вода, горячая вода, электроэнергия и т.п.), используемых для предоставления коммунальных услуг.
Коммунальные услуги предоставляются исполнителем, которыми могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, исполнитель приобретает коммунальные ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающей организацией, с учетом внешней границы водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491). Следовательно, доводы заявителя относительно своих функциональных обязанностей основаны на законе.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что коммунальные услуги предоставляет, в данном случае МП "Служба заказчика", то есть субъектом вменяемого правонарушения ОАО "Водоканал" не является, поскольку осуществляет подачу ресурсов. Следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, вменяемый ОАО "Водоканал". Оспариваемое постановление является незаконным.
Государственная жилищная инспекция Читинской области (ГЖИ), не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать.
Представитель ГЖИ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.
В Государственную жилищную инспекцию Читинской области поступила жалоба гр. Кочмарева В.А., проживающего в кв. 61, расположенной на 12 этаже дома N 9 по ул. Подгорбунского в г. Чите, на нарушения его жилищных прав в части непредоставления ему на протяжении длительного времени горячей и холодной воды и бездействие руководства ОАО "Водоканал-Чита", выразившееся в непринятии мер по восстановлению нормативного водоснабжения.
В Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее-Правила), указано, что при предоставлении населению коммунальных услуг должны быть обеспечены:
бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Согласно п. 6. 49 указанных Правил холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; исполнитель, отвечающий за обеспечение коммунальными услугами потребителей, обязан предоставлять последним коммунальные услуги в необходимых для них объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья, не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с указанными правилами, санитарными нормами и техническими требованиями, иными требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам к холодному водоснабжению предъявляются следующие требования: должно быть обеспечено круглосуточное водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора: в многоквартирных домах от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (76 кгс/кв. см), отклонение давления не допускается.
- Пункт 3 и п. п. "а" - "г" п. 49 указанных Правил устанавливают, что исполнитель коммунальной услуги - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;
- потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются услуги.
ОАО "Водоканал-Чита" заключило договоры с потребителями (жильцами) дома N 9 по ул. Подгорбунского на поставку им воды, отведение канализационных стоков и текущее обслуживание внутридомовых сетей холодного водоснабжения, водоотведения, в свиязи с чем взимает плату за эти услуги (копия квитанций жильца кв. 61 дома N 9 по ул. Подгорбунского Кочмарева В.А об оплате вышеназванных коммунальных услуг имеется в материалах дела). На основании вышеизложенного ОАО "Водоканал-Чита" обладает признаками Исполнителя коммунальных услуг по водоснабжению жилого дома N 9 по ул. Подгорбунского. Следовательно, отношения между жильцами указанного дома и ОАО "Водоканал-Чита" при предоставлении последним коммунальной услуги по водоснабжению потребителям должны регулироваться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Между ОАО "Водоканал-Чита" и МП "Служба заказчика" 26.07.2006 г. заключен договор на текущее обслуживание придомовых и внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения и сбор ОАО "Водоканал-Чита" денежных средств за оказанные услуги, согласно которого общество приняло на себя обязанность по текущему обслуживанию придомовых и внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов, приняло на себя право по сбору денежных средств за поставку воды (ресурса) и обслуживание сетей напрямую, непосредственно с абонентов, пользующихся внутридомовыми сетями в домах.
Под абонентами при этом понимаются физические лица, пользующиеся жилыми помещениями на праве социального найма (наниматели), либо по праву собственности (собственники).
Поскольку жильцы непосредственно с ОАО "Водоканал-Чита" заключили договоры на поставку воды и производят оплату за эту услугу, то довод ОАО "Водоканал-Чита" о том, что он не является поставщиком им воды (коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению) по ее поставке опровергается материалами дела.
Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.3 Устава ОАО "Водоканал-Чита" последнее создано в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц городского округа "Город Чита" в воде, водоотведении и очистке сточной жидкости. Предметами деятельности ОАО "Водоканал-Чита" являются: бесперебойное снабжение водой физических и юридических лиц города Читы; плановое развитие централизованного водоснабжения потребителей; очистка сточной жидкости; повышение надежности работы водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений. Основными видами деятельности ОАО "Водоканал-Чита" являются: сбор и очистка воды; распределение воды; удаление и обработка сточных вод; производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, включая взаимосвязанные вспомогательные работы.
Суд первой инстанции неверно определил МП "Служба заказчика" как исполнителя коммунальной услуги по водоснабжению, в то время как на основании вышеизложенного видно, что именно ОАО "Водоканал-Чита" является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению дома N 9 по ул. Подгорбунского.
Жилой дом, где произошло и зафиксировано административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ, был принят Водоканалом, который согласился принять указанный дом без повысительного насоса, и впоследствии между ним и жильцами были заключены договоры на поставку (отпуск) воды. Соответственно ссылка ОАО "Водоканал-Чита" на то обстоятельство, что дом был принят в отсутствие повысительного насоса, является несостоятельной.
Кроме того, согласно информации, изложенной в жалобе Кочмарева, после коллективных обращений жильцов дома N 9 по ул. Подгорбунского в ОАО "Водоканал-Чита" об устранении нарушения норматива поставки коммунальной услуги, водоснабжение было восстановлено. Жильцы были удовлетворены, им сообщили, что ОАО "Водоканал-Чита" увеличил давление при подаче воды. Однако же через какое-то время вновь последовали нарушения нормативов поставки воды. Следовательно, поставлять коммунальную услугу по нормативному водоснабжению в силах ОАО "Водоканал-Чита", однако последнее не исполняет свои обязательства надлежащим образом. При этом платежи с жильцов данного дома взимает в полном объеме, т.е. с учетом качественно предоставляемой коммунальной услуги.
Представители ОАО "Водоканал-Чита" в судебном заседании не согласились с доводами апелляционной жалобы и просили в ее удовлетворении отказать.
Из пояснений представителей ОАО "Водоканал-Чита" следует, что в его обязанности входит поставка воды (ресурса) до точки разбора - стены дома, за дальнейшую поставку отвечает МП "Служба-заказчика". Указанное, по мнению заявителя, вытекает из существа отношений сложившихся между обществом и данным предприятием.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, МП "Служба-заказчика" не является участником настоящего разбирательства. Между тем суд первой инстанции в оспариваемом решении пришел к однозначному выводу, что субъектом вменяемого правонарушения ОАО "Водоканал" не является, поскольку коммунальные услуги в данном случае предоставляет МП "Служба заказчика", предопределив тем самым права и обязанности последнего.
Согласно ст. 270 ЛПК РФ, основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
На основании указанного решение суда от 09.07.2008 года подлежит отмене, дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно ст. 7.23 КоАП РФ, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять коммунальные услуги в необходимых для потребителя объеме и надлежащего качества.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему и холодному водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей и холодной водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами (пункт 4 названных Правил).
В пункте 3 Правил установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно материалам дела, в ОАО "Водоканал-Чита" прямо и непосредственно реализует коммунальные ресурсы потребителям, гражданам, о чем свидетельствуют платежные квитанции.
Доказательств, что общество коммунальные ресурсы реализует третьему лицу, которое в свою очередь реализует их жильцам дома по адресу Чита, ул. Подгорбунского, дом 9 кв. 61. не представлено, в связи с чем, ОАО "Водоканал-Чита" правомерно признан ГЖИ исполнителем по поставке коммунальных услуг, т.е лицом отвечающим за поставку коммунальных услуг.
Согласно нормативным требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, режим оказания услуг по предоставлению горячей и питьевой воды должен обеспечивать непрерывность потребления (п. 4.12).
Согласно уставу, ОАО "Водоканал-Чита", создано для осуществления уставной деятельности в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц городского округа "Город Чита" в воде, водоотведении и очистке сточной жидкости.
Предметом деятельности общества является бесперебойное снабжение водой физических и юридических лиц города Чита.
В ходе проведенной ГЖИ проверки установлено нарушение обществом нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившегося в нарушении непрерывного режима обеспечения населения коммунальными услугами, по горячему и холодному водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей и холодной водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение по адресу Чита, ул. Подгорбунского, дом 9 кв. 61.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Ссылка ОАО "Водоканал-Чита" о том, что он не является поставщиком коммунальных услуг, не подтверждается материалами дела, поскольку согласно материалам дела, данное предприятие заключает с гражданами, потребителями коммунальных услуг договоры на оплату услуг общества по обслуживанию внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения, а также поставку питьевой воды и канализационного отведения.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Поскольку ОАО "Водоканал-Чита" в соответствии с соглашениями об оплате услуг с гражданами предоставляет им коммунальные услуги, связанные с поставкой воды и отведением канализации, а также отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, и взимает за это плату, то в случае нарушения нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами потребителей, несет ответственность предусмотренную ст. 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, ГЖИ по Читинской области правомерно установило в действиях общества состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.23 КоАП РФ
Ссылка ОАО "Водоканал-Чита" на то, что в доме по адресу: Чита, ул. Подгорбунского, 9 отсутствует повысительная насосная станция (ПНС) в связи с чем часть жильцов дома в полной мере не получают надлежащего водоснабжения, не может быть принята судом как основание для освобождения его от ответственности по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, ОАО "Водоканал-Чита" зная о том, что в данном доме отсутствует повысительная насосная станция (ПНС), что может привести к нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, приняла данный дом в эксплуатацию (обслуживание), и заключило с жильцами данного дома договоры на оплату предоставляемых обществом услуг.
Таким образом, общество, осознавая противоправных характер своих действий, не приняло всех надлежащих мер для недопущения совершения вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Ссылка ОАО "Водоканал-Чита" на договор с МП "Служба заказчика" от 26 июля 2006 года, по мнению суда апелляционной инстанции не имеет правового значения, поскольку он не регулирует взаимоотношения между ОАО "Водоканал-Чита" и потребителями услуг предоставляемых обществом.
Кроме того, из данного договора следует, что ОАО "Водоканал-Чита" приняло на себя обслуживание внутридомовых и придомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов, повысительных насосных, включая устранение течи или смены гибкой проводки присоединения сантехприборов.
Нарушений процессуального порядка административного производства в отношении заявителя судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение арбитражного суда Читинской области от "09" июля 2008 года по делу N А78-2633/2008 С2-25/137 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОАО "Водоканал - Чита") о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении N 91 от 12.05.2008 г. принятого Государственной жилищной инспекцией Читинской области отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Т.О.ЛЕШУКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)