Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Кислова Е.В., по доверенности от 10.06.2013, Кан А.Б., по доверенности от 10.06.2013,
от заинтересованного лица - Гребенщиков Э.В., по доверенности от 27.08.2013 N 4556-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 года по делу N А41-20647/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" (ОГРН 5117746021751, ИНН 7729698682) к администрации городского округа Химки Московской области о признании бездействия незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" (далее - ООО "Химки Девелопмент", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация, Заинтересованное лицо) с требованиями:
- - о признании бездействия Администрации по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на строительство обществу с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" незаконным;
- - об обязании Администрацию выдать обществу с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" разрешение на строительство 1-ой очереди жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
- о взыскании с Администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решением от 04 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования общества.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации в обоснование доводов жалобы указал, что градостроительный план земельного участка не мог на момент его изготовления содержать сведения о виде разрешенного использования земельного участка "под среднеэтажную жилую застройку", поскольку градостроительный план земельного участка был подготовлен 23.04.2012, когда вид разрешенного использования предполагал малоэтажную застройку, а утвержден постановлением Администрации от 05.07.2012, то есть после издания Администрацией постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "малоэтажной коттеджной застройки с объектами инфраструктуры и их эксплуатации" на "для среднеэтажной жилой застройки".
Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом ООО "Химки Девелопмент" является собственником земельного участка общей площадью 33 043 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для среднеэтажной жилой застройки", с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
Вышеуказанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2012 серии 50-АД N 154403, а также выпиской из ЕГРП N 10/018/2013-9 от 30.04.2013.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 20.04.2012 N 660 принято решение о разработке проекта планировки части территории микрорайона Новогорск, г. Химки Московской области в границах "река Сходня - улица Ивановская - улица Заречная - территория ОАО "Пансионат отдыха "Новогорск".
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 910 от 05.06.2012 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080302:185 с "для малоэтажной коттеджной застройки с объектами инженерной инфраструктуры и их эксплуатации" на "для среднеэтажной жилой застройки".
На основании обращения ООО "Химки Девелопмент" от 16.04.2012 (вх. N 05-01/1278) Администрацией утвержден градостроительный план земельного участка N RU 50301000-GPU066412 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080302:185. Указанный градостроительный план подготовлен Отделом ИРД Архитектурно-планировочного Управления городского округа Химки 23.04.2012.
05.07.2012 Администрацией городского округа Химки Московской области принято постановление N 1099 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области, город Химки, микрорайон Новогорск".
В соответствии с указанным постановлением утвержден градостроительный план N RU 50301000-GPU066412 земельного участка общей площадью 33 043,0 кв. м (кадастровый номер 50:10:0080302:185), расположенного в Московской области, город Химки, микрорайон Новогорск.
06.08.2012 Постановлением администрации городского округа Химки Московской области N 1282 утвержден проект планировки и проект межевания части территории микрорайона Новогорск, г. Химки Московской области в границах" река Сходня - улица Ивановская - улица Заречная - территория ОАО "Пансионат отдыха "Новогорск" со следующими показателями:
- - площадь территории в границах застройки - 3,3 га;
- - общая площадь застройки - 5977,7 кв. м;
- - общая площадь жилых домов - 31280,9 кв. м;
- - общая площадь центра досуга - 2117,1 кв. м;
- - площадь зеленых насаждений - 1,4 га;
- - общая площадь подземных автостоянок - 9703,1 кв. м;
- - площадь улиц, проездов, автостоянок - 3695,3 кв. м;
- - численность населения - 374 чел.
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области N 1347 от 14.08.2012 ООО "Химки Девелопмент" разрешено проектирование жилого комплекса на земельном участке площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
07.09.2012 председателем Комитета по строительству и архитектуре городского округа Химки Московской области утверждено задание на разработку проектной документации для строительства жилого комплекса, состоящего из многоквартирных жилых домов средней этажности с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, размещенного на земельном участке общей площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185 по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
На основании вышеуказанного задания была разработана проектная документация жилого комплекса состоящего из многоквартирных жилых домов средней этажности с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, размещенного на земельном участке площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск, которая включает в себя:
- - пояснительную записку и исходно-разрешительную документацию;
- - схему планировочной организации земельного участка;
- - архитектурные решения.
На основании данного задания, градостроительного плана земельного участка, проекта планировки и проекта межевания земельного участка заявителем была разработана проектная документация, а также проект организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации объекта: жилой комплекс, состоящий из многоквартирных жилых домов средней этажности (до 7-ми этажей) с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
29 марта 2013 года ООО "НЭП" утверждено положительное заключение негосударственной экспертизы N 2-1-1-0090-13 в отношении объекта капитального строительства: жилой комплекс, состоящий из многоквартирных жилых домов средней этажности с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, размещенного на земельном участке площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск,
Согласно указанному заключению, проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Жилой комплекс на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0080302:185, площадью 3,3 га по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск" соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
29.03.2013 ООО "Химки Девелопмент" обратилось в администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К заявлению были приложены документы в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, что подтверждается перечнем документов, приложенным к заявлению со штампом администрации городского округа Химки о принятии.
Заявление о выдаче разрешения на строительство получено администрацией городского округа Химки Московской области 29.03.2013.
Судом установлено, что в течение десяти дней с момента получения указанного заявления, администрацией городского округа Химки Московской области не выдано заявителю разрешения на строительство. Кроме того, отказа в выдаче разрешения на строительство так же не последовало.
ООО "Химки Девелопмент" считает бездействие Администрации, нарушающим его права, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на строительство ООО "Химки Девелопмент" на основании следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному Постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ гласит, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Из смысла части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Апелляционным судом при исследовании в судебном заседании оригинала градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) установлено, что ГПЗУ содержит сведения о виде разрешенного использования земельного участка "для среднеэтажной жилой застройки".
ГПЗУ был утвержден 05.07.2012, то есть после изменения вида разрешенного использования земельного участка (05.06.2012) с "для малоэтажной коттеджной застройки с объектами инженерной инфраструктуры и их эксплуатации" на "для среднеэтажной жилой застройки".
Таким образом, довод заинтересованного лица об отсутствии в ГПЗУ вида разрешенного использования земельного участка "для среднеэтажной жилой застройки" признается апелляционным судом необоснованным.
Постановление администрации городского округа Химки Московской области от 05.07.2012 N 1099 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области, город Химки, микрорайон Новогорск" не оспорено, не отменено в предусмотренном действующим законодательством порядке.
На основании изложенного, апелляционный суд бездействие Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в непринятии соответствующего решения при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство признает незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО "Химки Девелопмент" как участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации городского округа Химки Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неверном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-20647/13 от 04.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-20647/13
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу N А41-20647/13
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Кислова Е.В., по доверенности от 10.06.2013, Кан А.Б., по доверенности от 10.06.2013,
от заинтересованного лица - Гребенщиков Э.В., по доверенности от 27.08.2013 N 4556-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2013 года по делу N А41-20647/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" (ОГРН 5117746021751, ИНН 7729698682) к администрации городского округа Химки Московской области о признании бездействия незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" (далее - ООО "Химки Девелопмент", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация, Заинтересованное лицо) с требованиями:
- - о признании бездействия Администрации по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на строительство обществу с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" незаконным;
- - об обязании Администрацию выдать обществу с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" разрешение на строительство 1-ой очереди жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
- о взыскании с Администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Химки Девелопмент" государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решением от 04 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования общества.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации в обоснование доводов жалобы указал, что градостроительный план земельного участка не мог на момент его изготовления содержать сведения о виде разрешенного использования земельного участка "под среднеэтажную жилую застройку", поскольку градостроительный план земельного участка был подготовлен 23.04.2012, когда вид разрешенного использования предполагал малоэтажную застройку, а утвержден постановлением Администрации от 05.07.2012, то есть после издания Администрацией постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "малоэтажной коттеджной застройки с объектами инфраструктуры и их эксплуатации" на "для среднеэтажной жилой застройки".
Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом ООО "Химки Девелопмент" является собственником земельного участка общей площадью 33 043 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для среднеэтажной жилой застройки", с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
Вышеуказанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2012 серии 50-АД N 154403, а также выпиской из ЕГРП N 10/018/2013-9 от 30.04.2013.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 20.04.2012 N 660 принято решение о разработке проекта планировки части территории микрорайона Новогорск, г. Химки Московской области в границах "река Сходня - улица Ивановская - улица Заречная - территория ОАО "Пансионат отдыха "Новогорск".
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 910 от 05.06.2012 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080302:185 с "для малоэтажной коттеджной застройки с объектами инженерной инфраструктуры и их эксплуатации" на "для среднеэтажной жилой застройки".
На основании обращения ООО "Химки Девелопмент" от 16.04.2012 (вх. N 05-01/1278) Администрацией утвержден градостроительный план земельного участка N RU 50301000-GPU066412 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080302:185. Указанный градостроительный план подготовлен Отделом ИРД Архитектурно-планировочного Управления городского округа Химки 23.04.2012.
05.07.2012 Администрацией городского округа Химки Московской области принято постановление N 1099 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области, город Химки, микрорайон Новогорск".
В соответствии с указанным постановлением утвержден градостроительный план N RU 50301000-GPU066412 земельного участка общей площадью 33 043,0 кв. м (кадастровый номер 50:10:0080302:185), расположенного в Московской области, город Химки, микрорайон Новогорск.
06.08.2012 Постановлением администрации городского округа Химки Московской области N 1282 утвержден проект планировки и проект межевания части территории микрорайона Новогорск, г. Химки Московской области в границах" река Сходня - улица Ивановская - улица Заречная - территория ОАО "Пансионат отдыха "Новогорск" со следующими показателями:
- - площадь территории в границах застройки - 3,3 га;
- - общая площадь застройки - 5977,7 кв. м;
- - общая площадь жилых домов - 31280,9 кв. м;
- - общая площадь центра досуга - 2117,1 кв. м;
- - площадь зеленых насаждений - 1,4 га;
- - общая площадь подземных автостоянок - 9703,1 кв. м;
- - площадь улиц, проездов, автостоянок - 3695,3 кв. м;
- - численность населения - 374 чел.
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области N 1347 от 14.08.2012 ООО "Химки Девелопмент" разрешено проектирование жилого комплекса на земельном участке площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
07.09.2012 председателем Комитета по строительству и архитектуре городского округа Химки Московской области утверждено задание на разработку проектной документации для строительства жилого комплекса, состоящего из многоквартирных жилых домов средней этажности с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, размещенного на земельном участке общей площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185 по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
На основании вышеуказанного задания была разработана проектная документация жилого комплекса состоящего из многоквартирных жилых домов средней этажности с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, размещенного на земельном участке площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск, которая включает в себя:
- - пояснительную записку и исходно-разрешительную документацию;
- - схему планировочной организации земельного участка;
- - архитектурные решения.
На основании данного задания, градостроительного плана земельного участка, проекта планировки и проекта межевания земельного участка заявителем была разработана проектная документация, а также проект организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации объекта: жилой комплекс, состоящий из многоквартирных жилых домов средней этажности (до 7-ми этажей) с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск.
29 марта 2013 года ООО "НЭП" утверждено положительное заключение негосударственной экспертизы N 2-1-1-0090-13 в отношении объекта капитального строительства: жилой комплекс, состоящий из многоквартирных жилых домов средней этажности с встроенными нежилыми помещениями и подземными автостоянками, размещенного на земельном участке площадью 33043 кв. м с кадастровым номером 50:10:0080302:185, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск,
Согласно указанному заключению, проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Жилой комплекс на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0080302:185, площадью 3,3 га по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск" соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
29.03.2013 ООО "Химки Девелопмент" обратилось в администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К заявлению были приложены документы в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, что подтверждается перечнем документов, приложенным к заявлению со штампом администрации городского округа Химки о принятии.
Заявление о выдаче разрешения на строительство получено администрацией городского округа Химки Московской области 29.03.2013.
Судом установлено, что в течение десяти дней с момента получения указанного заявления, администрацией городского округа Химки Московской области не выдано заявителю разрешения на строительство. Кроме того, отказа в выдаче разрешения на строительство так же не последовало.
ООО "Химки Девелопмент" считает бездействие Администрации, нарушающим его права, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации городского округа Химки Московской области по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на строительство ООО "Химки Девелопмент" на основании следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному Постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ гласит, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Из смысла части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Апелляционным судом при исследовании в судебном заседании оригинала градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) установлено, что ГПЗУ содержит сведения о виде разрешенного использования земельного участка "для среднеэтажной жилой застройки".
ГПЗУ был утвержден 05.07.2012, то есть после изменения вида разрешенного использования земельного участка (05.06.2012) с "для малоэтажной коттеджной застройки с объектами инженерной инфраструктуры и их эксплуатации" на "для среднеэтажной жилой застройки".
Таким образом, довод заинтересованного лица об отсутствии в ГПЗУ вида разрешенного использования земельного участка "для среднеэтажной жилой застройки" признается апелляционным судом необоснованным.
Постановление администрации городского округа Химки Московской области от 05.07.2012 N 1099 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области, город Химки, микрорайон Новогорск" не оспорено, не отменено в предусмотренном действующим законодательством порядке.
На основании изложенного, апелляционный суд бездействие Администрации городского округа Химки Московской области, выразившееся в непринятии соответствующего решения при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство признает незаконным, нарушающим права и законные интересы ООО "Химки Девелопмент" как участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации городского округа Химки Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неверном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-20647/13 от 04.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)