Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2012 ПО ДЕЛУ N А72-7666/2010

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. по делу N А72-7666/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Владимировым С.М.,
с участием:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 октября 2012 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление", г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2012 года по делу N А72-7666/2010 (судья Абрашин С.А.),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска", г. Ульяновск, ИНН 7325047501, ОГРН 1047300988855,
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление", г. Ульяновск, ИНН 7328036191, ОГРН 1027301581603,
третьи лица:
- общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр", г. Ульяновск, ИНН 7302018310, ОГРН 1027300542345,
- Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис", г. Ульяновск, ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820,
- Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть", г. Ульяновск, ИНН 7303026603, ОГРН 1027301171380,
- Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886,
о взыскании 4 170 488 руб. 10 коп.,

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 359 987 руб. 06 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 386 584 руб. 85 коп., с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" (ООО "РИЦ"), Ульяновское муниципальное унитарное предприятие (ООО - УМУП "Городской теплосервис"), Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть" (УМУП "Городская теплосеть"), Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (Комитет).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2012 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с общества в пользу предприятия неосновательное обогащение в сумме 1 359 987 руб. 06 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 386 584 руб. 85 коп., 30 465 руб. 72 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине и 300 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате стоимости судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены судебного акта заявитель жалобы сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения истца в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, в период с 2006 г. по 2009 г. предприятие являлось исполнителем услуг по обеспечению потребителей муниципального и приватизированного жилищного фонда услугами по теплоснабжению.
Данное обстоятельство и лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждено заключенными договорами управления многоквартирными домами, договорами с теплоснабжающими организациями.
В последующем управление жилыми домами передано обществу.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2008 по делу N А72-7189/2008-22/362, от 13.05.2008 по делу N А72-1880/2008, от 19.10.2009 по делу N А72-11008/2009, от 06.10.2009 по делу N 72-6614/2009, от 22.09.2009. по делу N 72-7729/2009, от 26.09.2008 по делу N А72-4055/2008, от 30.09.2009 по делу N 72-7430/2009 и от 26.02.2008 по делу N А72-7683/2007 с истца в пользу теплоснабжающих организаций была взыскана задолженность за теплоснабжение за 2007 - 2009 гг. (т. 2 л.д. 82 - 102, т. 5 л.д. 94).
Исковые требования мотивированы необоснованным получением ответчиком от граждан платы за отопление за период с сентября 2007 года по сентябрь 2009 года, когда фактически услуги по отоплению оказывало предприятие.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
- В соответствии с consultantplus://offline/ref=9446960843D9B178 BC9560EBEB9B980201E572764D08D3F8983EF4A1646457E045C501760438B0vBkEH пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- В пункте 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В силу пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже + 8 градусов Цельсия, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше + 8 градусов Цельсия в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
Постановлением Главы города Ульяновска от 27.09.2006 N 4095 "О начале отопительного сезона 2006 - 2007 гг." установлено начать оказывать потребителям услуги по централизованному отоплению на территории г. Ульяновска с 03.10.2006, а постановлением от 19.04.2007 N 2343 "Об окончании отопительного сезона 2006 - 2007 гг. в г. Ульяновске и проведении гидравлических испытаний тепловых сетей в 2007 г." установлено теплоснабжающим организациям г. Ульяновска завершить отопительный сезон 2006 - 2007 г. г. при достижении в течение пяти суток средней суточной температуры наружного воздуха + 8° С.
В дальнейшем Постановлением Главы города Ульяновска от 25.09.2007 N 8598 "О начале отопительного сезона 2007 - 2008 гг." и от 23.09.2008 N 7168 "О начале отопительного сезона 2008-2009 гг. на территории г. Ульяновска" предусмотрено начало отопительного сезона на территории при достижении среднесуточной температуры наружного воздуха + 8 град. С и ниже в течение пяти суток подряд, и в соответствии с Постановлениями от 09.04.2008 N 2539 "Об окончании отопительного сезона 2007 - 2008 гг. и проведении гидравлических испытаний тепловых сетей в 2008 г. в г. Ульяновске" и от 28.04.2009 N 3405 "Об окончании отопительного сезона 2008 - 2009 гг. и проведении гидравлических испытаний тепловых сетей в г. Ульяновске в 2009 г." - завершать отопительный сезон при достижении в течение пяти суток подряд средней суточной температуры наружного воздуха + 8 град. С.
Решением Ульяновской городской думы N 56 от 30.06.2004 была предусмотрена возможность оплаты населением за отопление в двух видах: сезонная и круглогодичная, в связи с чем, жители города Ульяновска имели право осуществлять оплату стоимости отопления исходя из двух вариантов: по 1/12 годовой платы за теплоснабжение ежемесячно, либо только в течение отопительного сезона по фактическому потреблению, то есть применялась либо круглогодичная оплата, либо оплата в рамках отопительного сезона.
Как установлено Решением Ульяновской областной энергетической комиссии от 21.12.1995 N 9 в приложение N 1 примечания N 2, 3, порядок расчетов за тепло или газ для отопления (равномерно в течение года или только в отопительный сезон) определяются договором между газо - или теплоснабжающей организацией и домовладельцем. В том случае, если плата с населения за тепло или газ для отопления взимается круглогодично, то обогрев жилья должен начинаться не позднее 1-го октября и оканчиваться не ранее 1-го мая.
Централизованное теплоснабжение граждан - пользователей помещений в многоквартирных домах рассматривается действующим законодательством в качестве возмездной услуги, одной из коммунальных услуг (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 3 и 6 Правил N 307, пункт 1.5 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099).
Как следует из материалов дела, в период с мая по сентябрь 2007 - 2009 гг. (частично) ответчик не оказывал каких-либо услуг гражданам по теплоснабжению населения, поскольку отопление многоквартирных домов осуществляется только в течение отопительного сезона. В течение отопительного сезона услуги по централизованному теплоснабжению гражданам в многоквартирных домах, переданных впоследствии в управление ответчику, оказывал истец.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что именно истец имеет право на получение платы граждан за коммунальные услуги (а именно за отопление), в т.ч. и начисленной гражданам в спорный период.
Определением от 10.10.2011 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца о назначении судебной экспертизы и поручил производство экспертизы эксперту ЗАО "Многопрофильный деловой центр" Андрюхину Сергею Анатольевичу.
Согласно заключению эксперта Nэ1812/11 от 25.11.2011 общая сумма (величина) денежных средств, принятых ООО "РИЦ" за период с 23.09.2007 по 30.08.2010 от населения многоквартирных жилых домов, находившихся в управлении предприятия, и в период с 01.05.2007 по 01.02.2009, переданных в управление обществу, за коммунальную услугу "отопление" в периоды с мая по сентябрь 2007 г., с мая по сентябрь 2008 г. и с мая по сентябрь 2009 г. (при круглогодичной оплате) составила - 1 851 671 руб. 75 коп., в том числе:
за коммунальную услугу отопление в период с мая по сентябрь 2007 г. - 512 810 руб. 20 коп., а именно:
- за май 2007 г. - 11 079 руб. 17 коп.
- за июнь 2007 г. - 30 132 руб. 60 коп.
- за июль 2007 г. - 46 908 руб. 57 коп. - за август 2007 г. - 111 066 руб. 67 коп.
- за сентябрь 2007 г. - 313 623 руб. 19 коп.
за коммунальную услугу отопление в период с мая по сентябрь 2008 г. - 161 046 руб. 94 коп., а именно:
- за май 2008 г. - 15 121 руб. 27 коп. - за июнь 2008 г. - 36 314 руб. 94 коп.
- за июль 2008 г. - 36 648 руб. 22 коп.
- за август 2008 г. - 36 575 руб. 10 коп. - за сентябрь 2008 г. - 36 387 руб. 41 коп.
за коммунальную услугу отопление в период с мая по сентябрь 2009 г. - 1 177 814 руб. 61 коп., а именно:
- за май 2009 г. - 237 259 руб. 75 коп. - за июнь 2009 г. - 239 440 руб. 29 коп. - за июль 2009 г. - 236 630 руб. 88 коп.
- за август 2009 г. - 234 394 руб. 14 коп.
- за сентябрь 2009 г. - 230 089 руб. 55 коп. (т. 14 л.д. 9 - 10).
Действующим законодательством оплата коммунальных услуг авансом не допускается, в том числе не допускается оплата услуг по теплоснабжению населения, которые еще только будут оказаны в следующем отопительном периоде.
Следовательно, никто не имеет права на получение доходов (оплаты) за коммунальные услуги (теплоснабжение населения), которые он фактически не оказал.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 307 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
В данном случае начисление за летние месяцы и сентябрь 2007 г., 2008 г. и 2009 г. (частично) не являются оплатой авансом услуг по отоплению в отопительных сезонах 2007-2009 г.
Таким образом, начисления за спорные периоды никак не могут относиться к оплате месяцев, следующих за ними (следующего отопительного сезона).
В соответствии с пунктом 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099, плата за услуги вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором.
Равномерная оплата отопления в течение года вытекает также из формул 1 и 7 приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к Правилам N 307.
Данные формулы предусматривают расчет платы, исходя из среднемесячного потребления услуг по отоплению или нормативов потребления, устанавливаемых в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, в расчете на месяц).
Как следует из материалов дела, в течение периода май - сентябрь 2007 - 2009 гг. начисления гражданам, выбравшим оплату отопления только в течение отопительного сезона, не осуществлялись. Все начисления за данное время и фактические сборы - это платежи граждан, выбравших равномерную оплату в течение календарного года и оплачивавших оказанные услуги в предыдущий период.
Факт оказания предприятием услуг по отоплению жилых домов в спорный период подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах и на основании статей 1102, 1107, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации суд пришел к правильному выводу, что именно истец имеет право на получение платы граждан за коммунальные услуги, в данном случае, за отопление, в том числе и начисленной гражданами за период с сентября 2007 года по сентябрь 2009 года, и правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доводы заявителя жалобы о том, что расчет исковых требований за период 2009 года произведен истцом неверно, отклоняются, поскольку, как усматривается из материалов дела, истцом за период 2009 года заявлены требования о взыскании неосновательного обогащении в меньшем размере, чем установлено заключением эксперта, и в альтернативном расчете истца, исходя из площади помещений.
Как следует из материалов дела, платежи за отопление были получены ответчиком, не оказывающим услуги в спорный период 2009 года.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя жалобы на то, что ответчик, приняв в управление жилые дома, произвел корректировку (перерасчет) размера платы гражданам в 2009 году и зачел излишне полученные денежные средства в счет оплаты будущих платежей, а истец должен был при расторжении договора управления воспользоваться досрочной корректировкой размера платы, суд апелляционной инстанции признает необоснованными.
Выводы суда о том, что для рассмотрения спора обстоятельства, связанные с тем, каким образом потратил ответчик полученные денежные средства, не имеет правового значения, является обоснованным.
Кроме того, норами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами N 307 порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг предусмотрен при временном отсутствии граждан или при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы, не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дам им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда, не установлено.
На основании ч. ч. 1, 5 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июля 2012 года по делу N А72-7666/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА

Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)