Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года
В полном объеме постановление изготовлено 14 декабря 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Садило Г.М., судей Радушевой О.Н. и Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головихиным А.В., с участием:
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель Глухова О.В по доверенности N 2193 от 26.12.2011,
от ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" - представитель Демьяненко О.А. по доверенности N 70 от 02.08.2010,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2012 года по делу А55-17476/2012 (судья: Рысаева С.Г.) по иску ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания", г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, при участии третьего лица - ООО "ПЖРТ Куйбышевский", г. Самара, о взыскании 66.138 руб. 10 коп.,
установил:
Закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" г. Самара (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара (далее - ответчик) о взыскании 66 138 руб. 10 коп. неосновательного обогащения за период с 01.01.11 по 30.04.12.
Определением арбитражного суда от 14.08.2012 к участию в деле привлечено ООО "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский", г. Самара, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2012 года взыскано с Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" Самарская область, г. Самара 66 138 руб. 10 коп. неосновательного обогащения, а также расходы по госпошлине в сумме 2 645 руб. 52 коп.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Муниципальное образование городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и не применение закона, подлежащего применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дает право суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" является поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения на Куйбышевский район г. Самары на основании заключенного с Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара договора аренды муниципального имущества N 1-А/08/243-юр от 20.05.08 (л.д. 9 - 12).
Сети закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" подсоединены к сетям энергоснабжающей организации (ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод"), с которой у последнего заключены договоры N 405-юр от 13.12.11, N 427-юр от 16.12.2010 на отпуск и потребление тепловой энергии (л.д. 24 - 45) для удовлетворения нужд населения Куйбышевского района.
17.03.2008 между закрытым акционерным обществом "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" и ООО "ПЖРТ Куйбышевский" заключен договор на теплоснабжение N 109-юр.
В соответствии с условиями указанного договора "энергоснабжающая организация" (истец) обязуется подавать абоненту (третьему лицу) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение на жилые дома Куйбышевского района г. Самары, а "абонент" (третье лицо) обязуется принимать и соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, установленных настоящим договором, и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель (л.д. 46 - 50).
Истец направил ответчику оферту договора снабжения тепловой энергией, которую ответчик не подписал.
Истец в период с 01.01.11 по 30.04.12 поставлял тепловую энергию на жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22А, в котором имеется нежилое помещение общей площадью 135,80 кв. м, подключенное к внутридомовой системе жилого дома и является муниципальной собственностью согласно письма Департамента управления имуществом городского округа Самара от 14.03.11 исх. N 15-07-11/11000 (л.д. 13).
Ответчик стоимость потребленной тепловой энергии за период с января 2011 года по декабрь 2012 года не оплатил.
Сумма задолженности составила 66 138 руб. 10 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Из материалов дела усматривается, что нежилое помещение общей площадью 135,80 кв. м в жилом доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22А является муниципальной собственностью.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом от 12.03.2011 заключенного между третьим лицом (управляющая компания) и ответчиком (собственником) управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственнику жилых помещений.
Согласно приложения N 3 к договору управления многоквартирным домом от 12.03.2011 управляющая компания (третье лицо) осуществляет коммунальные услуги в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22А.
Из материалов дела следует, что в спорный период отопление в указанном жилом доме было, отключить от тепловой сети спорное нежилое помещение не представляется возможным без отключения всего жилого дома от отопления.
Факт подключения нежилого помещения принадлежащего муниципальному образованию к сетям истца подтверждается перечнем имущества к договору N 000173М/26-юр от 01.02.12 аренды имущества муниципальной казны, согласно которому Департамент управления имуществом городского округа Самара сдал в аренду истцу тепловой ввод по ул. Бакинская д. 22А.
Потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения само по себе при условии присоединения энергопринимающих устройств в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в значении пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства.
При отсутствии приборов учета в спорном помещении, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной на спорное помещение в период с 01.01.2011 по 30.04.2012, верно выполнен на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004, утвержденной Госстроем РФ от 12.08.2003 и тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области, утвержденных приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.11.2011 N 152 и от 21.12.2010 N 74, исходя из площади 135,80 кв. м, составляет 66 138 руб. 10 коп.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 2.2 данного Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа Самара Департамент обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 45 Устава городского округа Самара установлено, что от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются в соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 ст. 215 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 126 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Поскольку в спорных правоотношениях Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара, и правомерно взыскал с Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" Самарская область, г. Самара 66 138 руб. 10 коп. неосновательного обогащения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, что правоотношения сторон должны рассматриваться как договорные, об отсутствии акта потребления тепловой энергии, и что Департамент управления имуществом городского округа Самара выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника, оплата коммунальных услуг должна производиться за счет казны городского округа Самара, несостоятельны по следующим основаниям.
Поскольку спорное нежилое помещение в собственность иным лицам, на законном основании не передавалось, и было закрыто, у истца отсутствовала возможность доступа к теплопотребляющим установкам, и возможность составления акта о безучетном потреблении теплоэнергии.
Доказательств подписания ответчиком оферты, а также доказательств совершения ответчиком действий по выполнению указанных в ней условий договора, в материалы дела не представлено.
Таким образом, правоотношения сторон нельзя рассматривать как договорные.
Незаключенность договора означает отсутствие договорных отношений между сторонами.
Факт пользования ответчиком тепловой энергией без установленных законом либо сделкой оснований порождает внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Согласно пункт 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с пункт 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Доказательств обратного, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, рассмотренные судом первой инстанции, которым дана оценка в решении суда, подтвержденная материалами дела.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены решения суда, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
В соответствии с положениями статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2012 года по делу А55-17476/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Г.М.САДИЛО
Судьи
О.Н.РАДУШЕВА
Е.А.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-17476/2012
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2012 г. по делу N А55-17476/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года
В полном объеме постановление изготовлено 14 декабря 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Садило Г.М., судей Радушевой О.Н. и Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головихиным А.В., с участием:
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель Глухова О.В по доверенности N 2193 от 26.12.2011,
от ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" - представитель Демьяненко О.А. по доверенности N 70 от 02.08.2010,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2012 года по делу А55-17476/2012 (судья: Рысаева С.Г.) по иску ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания", г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, при участии третьего лица - ООО "ПЖРТ Куйбышевский", г. Самара, о взыскании 66.138 руб. 10 коп.,
установил:
Закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" г. Самара (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара (далее - ответчик) о взыскании 66 138 руб. 10 коп. неосновательного обогащения за период с 01.01.11 по 30.04.12.
Определением арбитражного суда от 14.08.2012 к участию в деле привлечено ООО "Производственный жилищно-ремонтный трест Куйбышевский", г. Самара, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2012 года взыскано с Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" Самарская область, г. Самара 66 138 руб. 10 коп. неосновательного обогащения, а также расходы по госпошлине в сумме 2 645 руб. 52 коп.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Муниципальное образование городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и не применение закона, подлежащего применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель ЗАО "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дает право суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" является поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения на Куйбышевский район г. Самары на основании заключенного с Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара договора аренды муниципального имущества N 1-А/08/243-юр от 20.05.08 (л.д. 9 - 12).
Сети закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" подсоединены к сетям энергоснабжающей организации (ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод"), с которой у последнего заключены договоры N 405-юр от 13.12.11, N 427-юр от 16.12.2010 на отпуск и потребление тепловой энергии (л.д. 24 - 45) для удовлетворения нужд населения Куйбышевского района.
17.03.2008 между закрытым акционерным обществом "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" и ООО "ПЖРТ Куйбышевский" заключен договор на теплоснабжение N 109-юр.
В соответствии с условиями указанного договора "энергоснабжающая организация" (истец) обязуется подавать абоненту (третьему лицу) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение на жилые дома Куйбышевского района г. Самары, а "абонент" (третье лицо) обязуется принимать и соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, установленных настоящим договором, и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель (л.д. 46 - 50).
Истец направил ответчику оферту договора снабжения тепловой энергией, которую ответчик не подписал.
Истец в период с 01.01.11 по 30.04.12 поставлял тепловую энергию на жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22А, в котором имеется нежилое помещение общей площадью 135,80 кв. м, подключенное к внутридомовой системе жилого дома и является муниципальной собственностью согласно письма Департамента управления имуществом городского округа Самара от 14.03.11 исх. N 15-07-11/11000 (л.д. 13).
Ответчик стоимость потребленной тепловой энергии за период с января 2011 года по декабрь 2012 года не оплатил.
Сумма задолженности составила 66 138 руб. 10 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Из материалов дела усматривается, что нежилое помещение общей площадью 135,80 кв. м в жилом доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22А является муниципальной собственностью.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом от 12.03.2011 заключенного между третьим лицом (управляющая компания) и ответчиком (собственником) управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственнику жилых помещений.
Согласно приложения N 3 к договору управления многоквартирным домом от 12.03.2011 управляющая компания (третье лицо) осуществляет коммунальные услуги в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Бакинская, д. 22А.
Из материалов дела следует, что в спорный период отопление в указанном жилом доме было, отключить от тепловой сети спорное нежилое помещение не представляется возможным без отключения всего жилого дома от отопления.
Факт подключения нежилого помещения принадлежащего муниципальному образованию к сетям истца подтверждается перечнем имущества к договору N 000173М/26-юр от 01.02.12 аренды имущества муниципальной казны, согласно которому Департамент управления имуществом городского округа Самара сдал в аренду истцу тепловой ввод по ул. Бакинская д. 22А.
Потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения само по себе при условии присоединения энергопринимающих устройств в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в значении пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства.
При отсутствии приборов учета в спорном помещении, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной на спорное помещение в период с 01.01.2011 по 30.04.2012, верно выполнен на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004, утвержденной Госстроем РФ от 12.08.2003 и тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области, утвержденных приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.11.2011 N 152 и от 21.12.2010 N 74, исходя из площади 135,80 кв. м, составляет 66 138 руб. 10 коп.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 2.2 данного Положения объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа Самара Департамент обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 45 Устава городского округа Самара установлено, что от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия Департамента по решению вопросов местного значения определяются в соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 ст. 215 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 126 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Поскольку в спорных правоотношениях Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара, и правомерно взыскал с Муниципального образования городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" Самарская область, г. Самара 66 138 руб. 10 коп. неосновательного обогащения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, что правоотношения сторон должны рассматриваться как договорные, об отсутствии акта потребления тепловой энергии, и что Департамент управления имуществом городского округа Самара выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника, оплата коммунальных услуг должна производиться за счет казны городского округа Самара, несостоятельны по следующим основаниям.
Поскольку спорное нежилое помещение в собственность иным лицам, на законном основании не передавалось, и было закрыто, у истца отсутствовала возможность доступа к теплопотребляющим установкам, и возможность составления акта о безучетном потреблении теплоэнергии.
Доказательств подписания ответчиком оферты, а также доказательств совершения ответчиком действий по выполнению указанных в ней условий договора, в материалы дела не представлено.
Таким образом, правоотношения сторон нельзя рассматривать как договорные.
Незаключенность договора означает отсутствие договорных отношений между сторонами.
Факт пользования ответчиком тепловой энергией без установленных законом либо сделкой оснований порождает внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Согласно пункт 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с пункт 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Доказательств обратного, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, рассмотренные судом первой инстанции, которым дана оценка в решении суда, подтвержденная материалами дела.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены решения суда, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
В соответствии с положениями статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2012 года по делу А55-17476/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Г.М.САДИЛО
Судьи
О.Н.РАДУШЕВА
Е.А.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)