Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1541

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N 33-1541


Судья: Марковский С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.
судей Богониной В.Н., Наумовой И.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 года
апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области
на решение Прохоровского районного суда от 21 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Прохоровского района в интересах Г. к администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области об отказе в постановке на жилищный учет и возложении обязанности на ответчика в постановке на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения представителя ответчика - администрации муниципального образования "Прохоровский район" - Д. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Г., ДД.ММ.ГГГГ - вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, которые предусматривают обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11 июля 2011 года Г. является собственником домовладения <адрес> (л.д. 24).
Г. обратилась в администрацию муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Администрацией муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку, являясь собственником жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в котором проживает с сыном, она обеспечена жилой площадью сверх учетной нормы (14 кв. м). Кроме того, по заключению межведомственной комиссии, действующей на основании постановления главы администрации Прохоровского района, указанный дом признан пригодным для проживания, в связи с чем у нее отсутствуют основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 45).
Прокуратурой Прохоровского района проведена проверка по заявлению Г. по вопросу соблюдения норм жилищного законодательства.
Проверкой установлено, что, принимая решение об отказе в постановке на учет, администрация муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области создала межведомственную комиссию с целью проверки пригодности или непригодности жилого помещения и соответствия его установленным требованиям.
Решением межведомственной комиссии от 29 ноября 2012 года домовладение, в котором проживает Г., признано пригодным для проживания (л.д. 46 - 47).
Прокурор Прохоровского района обратился с иском к администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области в интересах Г. в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", просит признать незаконным решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального образования "Прохоровский район" об отказе в постановке на жилищный учет и возложении обязанности на ответчика в постановке на жилищный учет.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконными решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области об отказе в постановке Г. на жилищный учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны.
На администрацию возложена обязанность поставить Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", включив в список соответствующей ей категории.
В апелляционной жалобе администрация городского муниципального образования "Прохоровский район" просит об отмене решения как постановленного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истица имеет право на постановку на учет нуждающихся в получении жилья как вдова участника Великой Отечественной войны, поскольку проживает в доме, непригодном для проживания.
Вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит фактическим обстоятельствам, установленным в процессе судебного разбирательства.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Вов, не вступившей в повторный брак.
Право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от N 5-ФЗ "О ветеранах".
Во исполнение предписаний федерального законодателя правительство Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года N 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций и т.д.
Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны, должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Как следует из материалов дела, Г. проживает в домовладении <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности (л.д. 24). Общая площадь домовладения составляет <данные изъяты> кв. м, в том числе жилая - <данные изъяты> кв. м. Поскольку в указанном домовладении проживают истица и ее сын - Г.В.Б., соответственно Г. обеспечена жилой площадью сверх учетной нормы площади жилого помещения, установленной в Прохоровском районе в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (14 кв. м).
Исходя из п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, не пригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, признание помещения жилым помещением, не пригодным для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что дом Г. признан в установленном законом порядке непригодным для проживания.
На основании акта обследования помещения межведомственной комиссии от 29 ноября 2012 года (л.д. 46), в котором проживает Г., межведомственной комиссией вынесено заключение о том, что домовладение <адрес> пригодно для постоянного проживания (л.д. 47).
В силу п. 52 указанного Постановления решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
В полномочия суда в рамках рассмотрения настоящего спора не входит оценка пригодности жилого помещения для проживания в нем граждан, поскольку заключение компетентного органа по данному вопросу в установленном законом порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Г. является нуждающейся в жилом помещении и вправе состоять на очереди нуждающихся в улучшении жилья, необоснован, противоречит положениям п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
В случае признания в установленном законом порядке дома, в котором проживает Г., непригодным для проживания в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" она вправе ставить вопрос об обеспечении ее жильем.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое судом первой инстанции решение является незаконным, необоснованным, и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

установила:

решение Прохоровского районного суда от 21 февраля 2013 года по делу по иску прокурора Прохоровского района в интересах Г. к администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области об отказе в постановке на жилищный учет и возложении обязанности на ответчика в постановке на жилищный учет отменить.
Вынести новое решение.
В удовлетворении требований прокурора Прохоровского района в интересах Г. к администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального образования "Прохоровский район" Белгородской области об отказе в постановке на жилищный учет и возложении обязанности на ответчика в постановке на жилищный учет отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)