Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольского С.В., судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евлоевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от истца - Никишина О.В., доверенность от 01.10.2009.,
Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, уведомления прилагаются,
рассмотрев апелляционные жалобы
Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 06 августа 2009 года по делу N А57-5528/2009 (судья Игнатьев Д.Ю.)
по иску Товарищества собственников жилья "Уют-1", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третье лицо: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 1790460,28 рублей,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Уют-1" с исковым заявлением к Администрации города Саратова, Комитету по финансам Администрации города Саратова, о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов", взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1" за период с 1 мая 2006 года по 01 марта 2009 года в сумме 1790460,28 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением от 6 августа 2009 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5528/2009 исковые требования удовлетворены: с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взыскано в пользу истца 1790460,28 рублей задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Уют-1", за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
У заявителей единая позиция. По мнению заявителей, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: судом первой инстанции неверно применены положения действующего законодательства при определении права истца на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт, истец не представил соответствующие доказательства в обоснование заявленных требований: протоколы собраний товарищества собственников жилья "Уют-1", сметы расходов на проведение капитального ремонта, акты осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, и размер финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилья.
Товариществом собственников жилья "Уют-1" представлен отзыв на апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов", истец с ее доводами не согласен, считает не подлежащим отмене принятый судебный акт, так как в рамках рассмотренных дел N А57-14630/2006, N А57-10589/2008, N А57-22902/2008, N А57-22903/2008, N А57-22904/2008, N А57-5422/2009, N А57-5423/2009, N А57-5424/2009 судами установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ собственников жилья. Ссылается, в том числе на разъяснения Министерства регионального развития РФ совместно с Министерством финансов РФ изложенные в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в заседании участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит причин для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.1. устава ТСЖ "Уют-1" товарищество собственников жилья "Уют-1" является объединением собственников жилых и нежилых помещений в следующих многоквартирных жилых домах: N 2 по ул. Мамонтова, N 14 по ул. Днепропетровская, N 8 по ул. Чехова.
Согласно пункту 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18 июня 2003 года N 510, при наличии в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
По заявлению от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., на основании пункта 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда" муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества собственников жилья "Уют-1".
На общем собрании членов товарищества собственников жилья "Уют-1" 12 января 2006 года была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция устава товарищества собственников жилья "Уют-1" (протокол от 12.01.2006. том 1 л.д. 15-23).
В период с 24 по 28 апреля 2006 года в соответствии с разделом 13 устава товарищества собственников жилья "Уют-1", статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации было проведено общее собрание членов товарищества собственников жилья "Уют-1" в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
По итогам голосования на общем собрании членами товарищества собственников жилья "Уют-1" принято решение об установлении с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данного дома в размере, равному величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемому Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (протокол от 28 апреля 2006 года подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Уют-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) том 1 л.д. 24).
Представители муниципального образования "Город Саратов" (работники Администрации Ленинского района г. Саратова) приняли участие в работе общего собрания членов ТСЖ "Уют-1" (протокол от 28 апреля 2006 года подписан представителем муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03 апреля 2006 года). Большинством голосов установлены с 1 мая 2006 года ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В связи с тем, что Администрация муниципального образования "Город Саратов", как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество собственников жилья "Уют-1", свои обязательства по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 28 апреля 2006 года, не исполняет, истец предъявил требования о взыскании задолженности по оплате указанных взносов за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1790460,28 рублей.
Согласно нормам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены заявление от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., Постановление Администрации г. Саратова от 10.10.2005. N 310-А, протокол заседания общего собрания членов товарищества собственников жилья "Уют-1" от 12 января 2006 года, протокол подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Уют-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) от 28 апреля 2006 года, письмо от 23 марта 2009 года, письмо, адресованное Главе Администрации города Саратова, счета (долговые квитанции) от 27.02.2009. N 261-265, справка МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" исх. N 01/279 от 06.04.2009. о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года N 10900-АД/07, от 25 февраля 2009 года N 4960-АД/14 (том 2 л.д. 64-113), совместное письмо Министерства регионального развития РФ и Министерства финансов РФ от 15.06.2009. N 18099-АД/14.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", оспаривая требования истца, утверждает, что вправе самостоятельно рассматривать вопрос о предоставлении субсидий на капитальный ремонт жилых домов на основании изданного администрацией ненормативного акта в соответствии с утвержденной сметой расходов на текущий период, а иной порядок несения муниципальным органом расходов на указанные цели противоречит бюджетному законодательству.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья "Уют-1" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не представила договоры найма жилых помещений в товариществе собственников жилья "Уют-1", которые бы подтверждали возложение обязанности по капитальному ремонту жилых помещений и мест общего пользования или его оплате на нанимателей.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества собственников жилья "Уют-1" в период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года, и не оспаривается ответчиками (том 1 л.д. 25-26).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нормами действующего законодательства не установлено право товарищества собственников жилья "Уют-1" предъявлять требования к муниципальному образованию о внесении взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав указанного товарищества, несостоятелен.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, данных в письмах от 05.05.2008. N 10900-АД/07, от 25.02.2009. N 4960-АД/14, следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья члены указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном именно органами управления товариществ собственников жилья. В письме так же указано, что жилищным законодательством не определен особый порядок внесения обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для органов местного самоуправления. Содержание общего имущества обеспечивается ими за счет собственных средств без требований к источникам получения таких средств.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, данных в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14, следует, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья, обязано ежемесячно производить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с нормами части 5 статьи 155 и части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в письме приведены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации с расшифровкой статей бюджетной классификации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья "Уют-1", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N ВАС-4461/09, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2009 года по делу N А57-10589/2008, от 4 мая 2009 года по делу N А57-22904/2008, от 15 мая 2009 года по делу N А57-14630/06.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обосновано сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Уют-1", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
При этом суд первой инстанций правомерно не применил к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений Администрации г. Саратова от 1 ноября 2005 года N 558, от 24 июля 2007 года N 599, поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован и, кроме того, они отменены.
Суд первой инстанции обоснованно взыскал с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова в пользу товарищества собственников жилья "Уют-1" задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав указанного товарищества в размере 1790460,28 рублей за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 6 августа 2009 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5528/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2009 ПО ДЕЛУ N А57-5528/2009
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. по делу N А57-5528/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольского С.В., судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евлоевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от истца - Никишина О.В., доверенность от 01.10.2009.,
Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, уведомления прилагаются,
рассмотрев апелляционные жалобы
Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 06 августа 2009 года по делу N А57-5528/2009 (судья Игнатьев Д.Ю.)
по иску Товарищества собственников жилья "Уют-1", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третье лицо: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 1790460,28 рублей,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Уют-1" с исковым заявлением к Администрации города Саратова, Комитету по финансам Администрации города Саратова, о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов", взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1" за период с 1 мая 2006 года по 01 марта 2009 года в сумме 1790460,28 рублей.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением от 6 августа 2009 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5528/2009 исковые требования удовлетворены: с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взыскано в пользу истца 1790460,28 рублей задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Уют-1", за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
У заявителей единая позиция. По мнению заявителей, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: судом первой инстанции неверно применены положения действующего законодательства при определении права истца на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт, истец не представил соответствующие доказательства в обоснование заявленных требований: протоколы собраний товарищества собственников жилья "Уют-1", сметы расходов на проведение капитального ремонта, акты осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, и размер финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилья.
Товариществом собственников жилья "Уют-1" представлен отзыв на апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов", истец с ее доводами не согласен, считает не подлежащим отмене принятый судебный акт, так как в рамках рассмотренных дел N А57-14630/2006, N А57-10589/2008, N А57-22902/2008, N А57-22903/2008, N А57-22904/2008, N А57-5422/2009, N А57-5423/2009, N А57-5424/2009 судами установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ собственников жилья. Ссылается, в том числе на разъяснения Министерства регионального развития РФ совместно с Министерством финансов РФ изложенные в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в заседании участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит причин для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.1. устава ТСЖ "Уют-1" товарищество собственников жилья "Уют-1" является объединением собственников жилых и нежилых помещений в следующих многоквартирных жилых домах: N 2 по ул. Мамонтова, N 14 по ул. Днепропетровская, N 8 по ул. Чехова.
Согласно пункту 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18 июня 2003 года N 510, при наличии в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
По заявлению от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., на основании пункта 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда" муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества собственников жилья "Уют-1".
На общем собрании членов товарищества собственников жилья "Уют-1" 12 января 2006 года была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция устава товарищества собственников жилья "Уют-1" (протокол от 12.01.2006. том 1 л.д. 15-23).
В период с 24 по 28 апреля 2006 года в соответствии с разделом 13 устава товарищества собственников жилья "Уют-1", статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации было проведено общее собрание членов товарищества собственников жилья "Уют-1" в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
По итогам голосования на общем собрании членами товарищества собственников жилья "Уют-1" принято решение об установлении с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данного дома в размере, равному величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемому Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (протокол от 28 апреля 2006 года подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Уют-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) том 1 л.д. 24).
Представители муниципального образования "Город Саратов" (работники Администрации Ленинского района г. Саратова) приняли участие в работе общего собрания членов ТСЖ "Уют-1" (протокол от 28 апреля 2006 года подписан представителем муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03 апреля 2006 года). Большинством голосов установлены с 1 мая 2006 года ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В связи с тем, что Администрация муниципального образования "Город Саратов", как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество собственников жилья "Уют-1", свои обязательства по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 28 апреля 2006 года, не исполняет, истец предъявил требования о взыскании задолженности по оплате указанных взносов за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1790460,28 рублей.
Согласно нормам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены заявление от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., Постановление Администрации г. Саратова от 10.10.2005. N 310-А, протокол заседания общего собрания членов товарищества собственников жилья "Уют-1" от 12 января 2006 года, протокол подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Уют-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) от 28 апреля 2006 года, письмо от 23 марта 2009 года, письмо, адресованное Главе Администрации города Саратова, счета (долговые квитанции) от 27.02.2009. N 261-265, справка МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" исх. N 01/279 от 06.04.2009. о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года N 10900-АД/07, от 25 февраля 2009 года N 4960-АД/14 (том 2 л.д. 64-113), совместное письмо Министерства регионального развития РФ и Министерства финансов РФ от 15.06.2009. N 18099-АД/14.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", оспаривая требования истца, утверждает, что вправе самостоятельно рассматривать вопрос о предоставлении субсидий на капитальный ремонт жилых домов на основании изданного администрацией ненормативного акта в соответствии с утвержденной сметой расходов на текущий период, а иной порядок несения муниципальным органом расходов на указанные цели противоречит бюджетному законодательству.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья "Уют-1" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не представила договоры найма жилых помещений в товариществе собственников жилья "Уют-1", которые бы подтверждали возложение обязанности по капитальному ремонту жилых помещений и мест общего пользования или его оплате на нанимателей.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества собственников жилья "Уют-1" в период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года, и не оспаривается ответчиками (том 1 л.д. 25-26).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нормами действующего законодательства не установлено право товарищества собственников жилья "Уют-1" предъявлять требования к муниципальному образованию о внесении взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав указанного товарищества, несостоятелен.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, данных в письмах от 05.05.2008. N 10900-АД/07, от 25.02.2009. N 4960-АД/14, следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья члены указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном именно органами управления товариществ собственников жилья. В письме так же указано, что жилищным законодательством не определен особый порядок внесения обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для органов местного самоуправления. Содержание общего имущества обеспечивается ими за счет собственных средств без требований к источникам получения таких средств.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, данных в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14, следует, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья, обязано ежемесячно производить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с нормами части 5 статьи 155 и части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в письме приведены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации с расшифровкой статей бюджетной классификации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья "Уют-1", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N ВАС-4461/09, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2009 года по делу N А57-10589/2008, от 4 мая 2009 года по делу N А57-22904/2008, от 15 мая 2009 года по делу N А57-14630/06.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обосновано сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Уют-1", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
При этом суд первой инстанций правомерно не применил к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений Администрации г. Саратова от 1 ноября 2005 года N 558, от 24 июля 2007 года N 599, поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован и, кроме того, они отменены.
Суд первой инстанции обоснованно взыскал с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова в пользу товарищества собственников жилья "Уют-1" задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав указанного товарищества в размере 1790460,28 рублей за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 6 августа 2009 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5528/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)