Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Самсакова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего: Морозовой Н.В.
судей: Вергазовой Л.В. и Рожковой Л.Н.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе З. на решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 08 июля 2010 года, которым постановлено:
В иске З. к Администрации МО - Клепиковский муниципальный район, Администрации МО - Екшурское сельское поселение о признании права собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по... в... района... с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., объяснения представителя З. - Я., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
З. обратился к Администрации МО - Клепиковский муниципальный район о признании права собственности на квартиру.
Свои требования истец мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежала квартира Номер обезличен дома Номер обезличен в... района... общей и полезной площадью 26.6 кв. м состав его семьи составляет 3 человека. В результате пожара, произошедшего 21.12.2001 квартира, как и весь дом, стал непригоден для проживания, в связи с чем, 24.10.2003 года актом межведомственной комиссии указанный дом признан, находящимся в ветхом состоянии, был включен в областную целевую программу "Переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда..." и было принято решение о переселении, проживающих в нем лиц.
Все наниматели и члены их семей, проживающие в данном доме, были переселены в новый дом Номер обезличен, расположенный по адресу..., ........., он с семьей был включен в список для переселения, однако, на неоднократные обращения истца в администрацию района о предоставлении указанной квартиры в собственность реакции не последовало, предназначенная для него квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен ему предоставлена не была.
В ходе рассмотрения исковые требования были изменены, уточнен номер дома, в котором должна, по мнению истца, представиться квартира - вместо Номер обезличен 73, также заявлены требования об обязании ответчика определить размер доплаты за предоставленную ему квартиру.
В качестве соответчика определением суда привлечена администрация МО - Екшурское сельское поселение.
Районный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, постановив об этом указанное решение.
В кассационной жалобе З. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд первой инстанции применил статью 32 ЖК РФ и отметил, что порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ, не соблюден, а именно - земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом в установленном порядке изъят не был, многоквартирный дом, в котором расположена квартира, принадлежащая истцу, в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признан, жилое помещение, принадлежащее истцу, в установленном порядке не изъято, уведомления собственника в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, согласия собственника на выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления, согласия истца на изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения шестимесячного срока, соглашения между сторонами об условиях выкупа жилого помещения, соглашения о передаче квартиры, расположенной по адресу:.................. в собственность, соглашения между сторонами о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, не имеется, то есть порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не соблюден, а поэтому оснований для удовлетворения исковых требований суд первой инстанции не усмотрел.
Между тем, с данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела З. на праве собственности принадлежит квартира общей и жилой площадью 26,6 кв. м, расположенная по адресу:..., ..., ..., ..., ... на основании договора на передачу квартиры в собственность от 9 сентября 1998 года л.д. 35, 39).
Согласно акту от 23 октября 2003 года межведомственной комиссии, утвержденному постановлением главы администрации муниципального образования -... Номер обезличен от 21 октября 2003 года, произведено техническое обследование состояния здания жилого дома Номер обезличен, расположенного по адресу:... района и установлено, что здание, расположенное по адресу:..., ..., ..., Номер обезличен находится в ветхом состоянии и требует проведения ремонтно-строительных работ, в связи с чем необходимо переселение находящихся в нем семей согласно прилагаемого списка. В указанном списке, также утвержденном Главой муниципального образования..., указаны проживающие граждане, в том числе и истец З. указан под Номер обезличен с предоставляемой общей площадью жилого помещения 46 кв. м, переселяемые в строящийся 16-квартирный дом по адресу..., ..., ..., ....
В списке квартиросъемщиков, подлежащих переселению из дома Номер обезличен..., в соответствии с программой "Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда", подписанному Главой муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, также указан З. л.д. 43, 45, 46).
Ответом администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Номер обезличен от 27.02.2009 г.на обращение З. о предоставлении ему жилого помещения вместо аварийного, пригодного для проживания, подтверждается, что актом комиссии от 24 октября 2003 года жилой дом Номер обезличен по...... района... действительно признан находящимся в ветхом состоянии, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Указанный дом был включен в областную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда...". З., как собственник жилого помещения, расположенного по адресу:..., ..., ..., ......, с заявлением в администрацию муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, о предоставлении жилого помещения не обращался. л.д. 44)
Из сообщения Министерства строительного комплекса... от 05.07.2010 года за Номер обезличен также усматривается, что в 2004 - 2005 годах по подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда..." администрации... (заказчик-застройщик) на строительство 16-кв. жилого дома по... в... были выделены средства из федерального и областного бюджетов в размере 14 млн. рублей. В соответствии с отчетностью данного муниципального образования средства в указанном объеме полностью освоены и профинансированы. Согласно механизму реализации областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда...", утвержденной Законом Рязанской области от 28 августа 2003 года Номер обезличен ОЗ, после завершения строительства жилого дома и ввода его в эксплуатацию, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья осуществляют органы местного самоуправления, в данном случае, администрация муниципального образования -....
В данном сообщении также указано, что в представленном в управление капитального строительства... (с 2008 г. правопреемник - министерство строительного комплекса...) списке граждан, переселяемых из дома Номер обезличен в построенный 16-кв. жилой дом по... в..., определен гр. З. с составом семьи 1 человек. Список утвержден главой муниципального образования - Клепиковский муниципальный район ФИО6. Копия данного списка к сообщению приложена, из которого видно, что З. предусмотрена для переселения квартира Номер обезличен площадью 46,0 общей площадью, состоящая из двух комнат на состав семьи один человек, расположенная в 16-квартирном доме по....... При переселении подлежит сносу жилой дом по адресу:..., ..., ..., ..., общей площадью 468,96 кв. м л.д. 202-205).
Согласно сообщению главы муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Номер обезличен от 15.06.2010 года жилой дом, расположенный по адресу..., ..., ......... в соответствии с актом приема-передачи имущества муниципального образования - Клепиковский муниципальный район передан в собственность муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района; жилой дом по адресу......, ... находится на балансе МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района. л.д. 93).
Из указанных доказательств следует, что обязательства по переселению граждан из названного дома в построенный для них 16-квартирный дом по... в... у администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район возникли в 2003 году.
Из ответа администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район от 27.02.2009 года Номер обезличен на обращение З. видно, что администрация муниципального образования - Клепиковский муниципальный район свою обязанность по предоставлению благоустроенного жилья З. не отрицала и это обстоятельство материалами дела не опровергнуто. л.д. 44)
Суд при вынесении решения эти обстоятельства в нарушение требований процессуального законодательства не учитывал. Оценил доказательства, исходя из требований ст. 32 ЖК РФ, вступивших в действие с 1 марта 2005 года.
Между тем, согласно статье 49.3 ЖК РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 года, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.
Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.
Этого права не могли быть лишены и лица, которые стали собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и по иным гражданско-правовым основаниям.
Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия ЖК РФ и факт несоблюдения порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не может лишать граждан - в данном случае З. - права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.
Суд при рассмотрении данного дела применил материальный закон вне его системной взаимосвязи с другими правовыми нормами, а также не осуществил его надлежащее толкование.
При наличии изложенных обстоятельств решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует учесть изложенное в определении - правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать им надлежащую оценку и разрешить возникший спор в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 08 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.08.2010 N 33-1497
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2010 г. N 33-1497
судья Самсакова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего: Морозовой Н.В.
судей: Вергазовой Л.В. и Рожковой Л.Н.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе З. на решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 08 июля 2010 года, которым постановлено:
В иске З. к Администрации МО - Клепиковский муниципальный район, Администрации МО - Екшурское сельское поселение о признании права собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по... в... района... с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., объяснения представителя З. - Я., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
З. обратился к Администрации МО - Клепиковский муниципальный район о признании права собственности на квартиру.
Свои требования истец мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежала квартира Номер обезличен дома Номер обезличен в... района... общей и полезной площадью 26.6 кв. м состав его семьи составляет 3 человека. В результате пожара, произошедшего 21.12.2001 квартира, как и весь дом, стал непригоден для проживания, в связи с чем, 24.10.2003 года актом межведомственной комиссии указанный дом признан, находящимся в ветхом состоянии, был включен в областную целевую программу "Переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда..." и было принято решение о переселении, проживающих в нем лиц.
Все наниматели и члены их семей, проживающие в данном доме, были переселены в новый дом Номер обезличен, расположенный по адресу..., ........., он с семьей был включен в список для переселения, однако, на неоднократные обращения истца в администрацию района о предоставлении указанной квартиры в собственность реакции не последовало, предназначенная для него квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен ему предоставлена не была.
В ходе рассмотрения исковые требования были изменены, уточнен номер дома, в котором должна, по мнению истца, представиться квартира - вместо Номер обезличен 73, также заявлены требования об обязании ответчика определить размер доплаты за предоставленную ему квартиру.
В качестве соответчика определением суда привлечена администрация МО - Екшурское сельское поселение.
Районный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, постановив об этом указанное решение.
В кассационной жалобе З. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд первой инстанции применил статью 32 ЖК РФ и отметил, что порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ, не соблюден, а именно - земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом в установленном порядке изъят не был, многоквартирный дом, в котором расположена квартира, принадлежащая истцу, в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признан, жилое помещение, принадлежащее истцу, в установленном порядке не изъято, уведомления собственника в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, согласия собственника на выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления, согласия истца на изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения шестимесячного срока, соглашения между сторонами об условиях выкупа жилого помещения, соглашения о передаче квартиры, расположенной по адресу:.................. в собственность, соглашения между сторонами о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, не имеется, то есть порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не соблюден, а поэтому оснований для удовлетворения исковых требований суд первой инстанции не усмотрел.
Между тем, с данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела З. на праве собственности принадлежит квартира общей и жилой площадью 26,6 кв. м, расположенная по адресу:..., ..., ..., ..., ... на основании договора на передачу квартиры в собственность от 9 сентября 1998 года л.д. 35, 39).
Согласно акту от 23 октября 2003 года межведомственной комиссии, утвержденному постановлением главы администрации муниципального образования -... Номер обезличен от 21 октября 2003 года, произведено техническое обследование состояния здания жилого дома Номер обезличен, расположенного по адресу:... района и установлено, что здание, расположенное по адресу:..., ..., ..., Номер обезличен находится в ветхом состоянии и требует проведения ремонтно-строительных работ, в связи с чем необходимо переселение находящихся в нем семей согласно прилагаемого списка. В указанном списке, также утвержденном Главой муниципального образования..., указаны проживающие граждане, в том числе и истец З. указан под Номер обезличен с предоставляемой общей площадью жилого помещения 46 кв. м, переселяемые в строящийся 16-квартирный дом по адресу..., ..., ..., ....
В списке квартиросъемщиков, подлежащих переселению из дома Номер обезличен..., в соответствии с программой "Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда", подписанному Главой муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, также указан З. л.д. 43, 45, 46).
Ответом администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Номер обезличен от 27.02.2009 г.на обращение З. о предоставлении ему жилого помещения вместо аварийного, пригодного для проживания, подтверждается, что актом комиссии от 24 октября 2003 года жилой дом Номер обезличен по...... района... действительно признан находящимся в ветхом состоянии, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Указанный дом был включен в областную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда...". З., как собственник жилого помещения, расположенного по адресу:..., ..., ..., ......, с заявлением в администрацию муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, о предоставлении жилого помещения не обращался. л.д. 44)
Из сообщения Министерства строительного комплекса... от 05.07.2010 года за Номер обезличен также усматривается, что в 2004 - 2005 годах по подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда..." администрации... (заказчик-застройщик) на строительство 16-кв. жилого дома по... в... были выделены средства из федерального и областного бюджетов в размере 14 млн. рублей. В соответствии с отчетностью данного муниципального образования средства в указанном объеме полностью освоены и профинансированы. Согласно механизму реализации областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда...", утвержденной Законом Рязанской области от 28 августа 2003 года Номер обезличен ОЗ, после завершения строительства жилого дома и ввода его в эксплуатацию, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья осуществляют органы местного самоуправления, в данном случае, администрация муниципального образования -....
В данном сообщении также указано, что в представленном в управление капитального строительства... (с 2008 г. правопреемник - министерство строительного комплекса...) списке граждан, переселяемых из дома Номер обезличен в построенный 16-кв. жилой дом по... в..., определен гр. З. с составом семьи 1 человек. Список утвержден главой муниципального образования - Клепиковский муниципальный район ФИО6. Копия данного списка к сообщению приложена, из которого видно, что З. предусмотрена для переселения квартира Номер обезличен площадью 46,0 общей площадью, состоящая из двух комнат на состав семьи один человек, расположенная в 16-квартирном доме по....... При переселении подлежит сносу жилой дом по адресу:..., ..., ..., ..., общей площадью 468,96 кв. м л.д. 202-205).
Согласно сообщению главы муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района Номер обезличен от 15.06.2010 года жилой дом, расположенный по адресу..., ..., ......... в соответствии с актом приема-передачи имущества муниципального образования - Клепиковский муниципальный район передан в собственность муниципального образования - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района; жилой дом по адресу......, ... находится на балансе МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района. л.д. 93).
Из указанных доказательств следует, что обязательства по переселению граждан из названного дома в построенный для них 16-квартирный дом по... в... у администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район возникли в 2003 году.
Из ответа администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район от 27.02.2009 года Номер обезличен на обращение З. видно, что администрация муниципального образования - Клепиковский муниципальный район свою обязанность по предоставлению благоустроенного жилья З. не отрицала и это обстоятельство материалами дела не опровергнуто. л.д. 44)
Суд при вынесении решения эти обстоятельства в нарушение требований процессуального законодательства не учитывал. Оценил доказательства, исходя из требований ст. 32 ЖК РФ, вступивших в действие с 1 марта 2005 года.
Между тем, согласно статье 49.3 ЖК РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 года, если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.
Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.
Этого права не могли быть лишены и лица, которые стали собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и по иным гражданско-правовым основаниям.
Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия ЖК РФ и факт несоблюдения порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не может лишать граждан - в данном случае З. - права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.
Суд при рассмотрении данного дела применил материальный закон вне его системной взаимосвязи с другими правовыми нормами, а также не осуществил его надлежащее толкование.
При наличии изложенных обстоятельств решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует учесть изложенное в определении - правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать им надлежащую оценку и разрешить возникший спор в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Клепиковского районного суда Рязанской области от 08 июля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)