Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Язычан В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Башинского Д.А.
при секретаре П.
с участием прокурора: Гребенюк О.Б.
по докладу судьи Башинского Д.А.
слушали в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности Н. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 02 мая 2012 года
Заслушав доклад судьи Башинского Д.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Лазаревского района г. Сочи действующий в интересах К.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Сочи о предоставлении К.Р. и членам его семьи: К.О., К.А., К.А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по месту его регистрации в Лазаревском районе города Сочи согласно установленным в данном регионе нормам предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В обоснование исковых требований, указал, что прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проведена проверка по обращению К.Р., проживающего в квартире N по адресу:, о несоблюдении администрацией Лазаревского района г. Сочи жилищного законодательства в части непринятия мер по отселению его семьи из аварийного многоквартирного дома.
Распоряжением Главы города Сочи от 31.12.2008 г. утвержден перечень жилых помещений, непригодных для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Администрациям районов г. Сочи данным распоряжением дано указание принять меры по отселению граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, непригодных для проживания, и многоквартирных домах, указанных в приложении к настоящему распоряжению до 31.12.2009 года.
Согласно распоряжению от 02.11.2011 года N К.Р. признан нанимателем вышеуказанной квартиры. Однако администрацией Лазаревского района г. Сочи распоряжение главы города Сочи от 31.12.2008 г. не исполнено, жильцы дома 6/21 по улице Сибирской г. Сочи до настоящего времени не расселены, чем нарушены их жилищные права.
Функция отселения граждан из жилого фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, осуществляется администрацией г. Сочи согласно городской целевой программы "Жилище".
Свое право на внеочередное предоставление жилья К.Р. реализовать не может в связи с тем, что администрацией города Сочи жилой фонд для проведения отселения из аварийного жилья администрации района не выделен.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 02 мая 2012 года исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи действующего в интересах К.Р., удовлетворены. Суд обязал администрацию города Сочи предоставить К.Р. и членам его семьи: К.О., К.А., К.А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по месту его регистрации в Лазаревском районе города Сочи согласно установленным в данном регионе нормам предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сочи по доверенности Н. просит судебную коллегию решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд не применил закон подлежащий применению, надлежащим образом не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражениях К.Р. просит судебную коллегию решение оставить без изменения, как законное и обоснованное, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Гребенюк О.Б. полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проведена проверка по обращению К.Р., проживающего в о несоблюдении администрацией Лазаревского района г. Сочи жилищного законодательства в части непринятия мер по отселению его семьи из аварийного многоквартирного дома.
Согласно Закону Краснодарского края от 1 апреля 2004 года N 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа", Лазаревский район входит в муниципальное образование г. Сочи, является внутригородским округом (районом).
В соответствии со статьей 3 Устава муниципального образования г. Сочи Лазаревский район является внутригородским округом города Сочи.
Администрация Лазаревского района г. Сочи - исполнительный орган местного самоуправления. В соответствии со статьей 52 Устава муниципального образования город-курорт Сочи является структурным территориальным подразделением администрации города, обладает правами юридического лица и состоит на бюджете города.
Деятельность администрации района осуществляется на основании Положения об администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 14 февраля 2006 года.
Согласно части 1 статьи 33 Глава города Сочи издает в пределах своих полномочий правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.
Распоряжением Главы города Сочи от 31.12.2008 г., утвержден перечень жилых помещений, непригодных для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Администрациям районов г. Сочи данным распоряжением дано указание принять меры по отселению граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, непригодных для проживания, и многоквартирных домах, указанных в приложении к настоящему распоряжению до 31.12.2009 года.
Согласно распоряжению от 02.11.2011 года К.Р. признан нанимателем квартиры
При этом, администрацией Лазаревского района г. Сочи распоряжение главы города Сочи N от 31.12.2008 г. не исполнено, жильцы до настоящего времени не расселены.
Функция отселения граждан из жилого фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, осуществляется администрацией г. Сочи согласно городской целевой программы "Жилище".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 44 Устава муниципального образования город-курорт Сочи предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма входит в компетенцию администрации г. Сочи. Администрация района правом предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда не наделена.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, представляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма подлежит переводу в нежилое или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Положениями ст. 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Поскольку жилое помещение, ранее занимаемое истцом признано непригодным для постоянного проживания, то его требования о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма являются правомерными и подлежат удовлетворению в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ.
В связи с тем, что жилое помещение истцу подлежат предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодными для проживания и предстоящим выселением (ст. 85 ЖК РФ), то предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 89 ЖК РФ.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Лазаревского района г. Сочи действующего в интересах К.Р.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства определены, верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда Краснодарского края от 02 мая 2012 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 321, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 02 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 31.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-13882/12
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. по делу N 33-13882/12
Судья Язычан В.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Башинского Д.А.
при секретаре П.
с участием прокурора: Гребенюк О.Б.
по докладу судьи Башинского Д.А.
слушали в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности Н. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 02 мая 2012 года
Заслушав доклад судьи Башинского Д.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Лазаревского района г. Сочи действующий в интересах К.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Сочи о предоставлении К.Р. и членам его семьи: К.О., К.А., К.А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по месту его регистрации в Лазаревском районе города Сочи согласно установленным в данном регионе нормам предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В обоснование исковых требований, указал, что прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проведена проверка по обращению К.Р., проживающего в квартире N по адресу:, о несоблюдении администрацией Лазаревского района г. Сочи жилищного законодательства в части непринятия мер по отселению его семьи из аварийного многоквартирного дома.
Распоряжением Главы города Сочи от 31.12.2008 г. утвержден перечень жилых помещений, непригодных для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Администрациям районов г. Сочи данным распоряжением дано указание принять меры по отселению граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, непригодных для проживания, и многоквартирных домах, указанных в приложении к настоящему распоряжению до 31.12.2009 года.
Согласно распоряжению от 02.11.2011 года N К.Р. признан нанимателем вышеуказанной квартиры. Однако администрацией Лазаревского района г. Сочи распоряжение главы города Сочи от 31.12.2008 г. не исполнено, жильцы дома 6/21 по улице Сибирской г. Сочи до настоящего времени не расселены, чем нарушены их жилищные права.
Функция отселения граждан из жилого фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, осуществляется администрацией г. Сочи согласно городской целевой программы "Жилище".
Свое право на внеочередное предоставление жилья К.Р. реализовать не может в связи с тем, что администрацией города Сочи жилой фонд для проведения отселения из аварийного жилья администрации района не выделен.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 02 мая 2012 года исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи действующего в интересах К.Р., удовлетворены. Суд обязал администрацию города Сочи предоставить К.Р. и членам его семьи: К.О., К.А., К.А. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по месту его регистрации в Лазаревском районе города Сочи согласно установленным в данном регионе нормам предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Сочи по доверенности Н. просит судебную коллегию решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд не применил закон подлежащий применению, надлежащим образом не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражениях К.Р. просит судебную коллегию решение оставить без изменения, как законное и обоснованное, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Гребенюк О.Б. полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проведена проверка по обращению К.Р., проживающего в о несоблюдении администрацией Лазаревского района г. Сочи жилищного законодательства в части непринятия мер по отселению его семьи из аварийного многоквартирного дома.
Согласно Закону Краснодарского края от 1 апреля 2004 года N 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа", Лазаревский район входит в муниципальное образование г. Сочи, является внутригородским округом (районом).
В соответствии со статьей 3 Устава муниципального образования г. Сочи Лазаревский район является внутригородским округом города Сочи.
Администрация Лазаревского района г. Сочи - исполнительный орган местного самоуправления. В соответствии со статьей 52 Устава муниципального образования город-курорт Сочи является структурным территориальным подразделением администрации города, обладает правами юридического лица и состоит на бюджете города.
Деятельность администрации района осуществляется на основании Положения об администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 14 февраля 2006 года.
Согласно части 1 статьи 33 Глава города Сочи издает в пределах своих полномочий правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.
Распоряжением Главы города Сочи от 31.12.2008 г., утвержден перечень жилых помещений, непригодных для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Администрациям районов г. Сочи данным распоряжением дано указание принять меры по отселению граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, непригодных для проживания, и многоквартирных домах, указанных в приложении к настоящему распоряжению до 31.12.2009 года.
Согласно распоряжению от 02.11.2011 года К.Р. признан нанимателем квартиры
При этом, администрацией Лазаревского района г. Сочи распоряжение главы города Сочи N от 31.12.2008 г. не исполнено, жильцы до настоящего времени не расселены.
Функция отселения граждан из жилого фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, осуществляется администрацией г. Сочи согласно городской целевой программы "Жилище".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 44 Устава муниципального образования город-курорт Сочи предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма входит в компетенцию администрации г. Сочи. Администрация района правом предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда не наделена.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, представляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма подлежит переводу в нежилое или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Положениями ст. 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Поскольку жилое помещение, ранее занимаемое истцом признано непригодным для постоянного проживания, то его требования о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма являются правомерными и подлежат удовлетворению в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ.
В связи с тем, что жилое помещение истцу подлежат предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодными для проживания и предстоящим выселением (ст. 85 ЖК РФ), то предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 89 ЖК РФ.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Лазаревского района г. Сочи действующего в интересах К.Р.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства определены, верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда Краснодарского края от 02 мая 2012 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 321, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 02 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)