Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Семеновой Т.П., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Копосовой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-783/2013) открытого акционерного общества "Жилищно-Эксплуатационный Участок - 7" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2012 года по делу N А75-4916/2012 (судья Членова Л.А.) по иску открытого акционерного общества "Юганскводоканал" (ОГРН 1108619002128, ИНН 8604048909) к открытому акционерному обществу "Жилищно-Эксплуатационный Участок - 7" (ОГРН 1088604000110, ИНН 8604042400), третье лицо: открытое акционерное общество "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Нефтеюганска" о взыскании 5 924 174 руб. 32 коп.,
- при участии в судебном заседании представителя ОАО "Юганскводоканал" Маташковой В.В. по доверенности от 28.11.2012 сроком на 1 год;
открытое акционерное общество "Юганскводоканал" (далее - ОАО "ЮВК", истец) 19.05.2011 обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Жилищно-эксплуатационный участок N 7" (далее - ОАО "ЖЭУ N 7", ответчик) о взыскании 5 924 174 руб. 32 коп. задолженности за оказанные услуги по отпуску воды и приему сточных вод собственникам жилых квартир жилых домов, находящихся в управлении ОАО "ЖЭУ-7".
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность в размере 4 918 985 руб. 55 коп., в том числе: 1 836 020 руб. 40 коп. задолженность за услуги водоснабжения и 3 082 965 руб. 15 коп. за услуги водоотведения (том 1 л. 116-117; том 3 л. 109-115).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Нефтеюганска" (далее - ОАО "РКЦ ЖКХ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-4916/2012 с ООО "ЖЭУ N 7" в пользу ОАО "Юганскводоканал" взыскано 4 918 985 руб. 55 коп. за поставленную в феврале - июне 2011 года коммунальную услугу и 43 675 руб. 32 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, ОАО "ЖЭУ N 7" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней ответчик указывает, что наличие недопустимых отклонений в данном случае это превышение показателя по железу, цветности, аммиаку. Указывает на то, что истцом осуществлялась поставка некачественного коммунального ресурса - водоснабжения. Соответственно, истец должен был доказать реальные, фактические затраты, понесенные им на выработку спорной воды. Так как начисления по всем видам ЖКУ производило третье лицо, то с учетом заключенных агентских договоров перерасчет за некачественную услугу возможен только по требованию истца.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Юганскводоканал" просило оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОАО "ЖЭУ N 7", ОАО "РКЦ ЖКХ", извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела в обоснование возражений на доводы, изложенные в дополнении к жалобе, документов: заверенной копии письма Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 24-Исх-4135 от 16.11.2012; оригинала акта экспертного исследования N 12/11-0396, составленного 16.11.2012.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 268 АПК РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 АПК РФ, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции в целях соблюдения баланса интересов участников процесса приобщил к материалам дела указанные выше документы как представленные в порядке возражений на дополнения к апелляционной жалобе.
Представитель высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что себестоимость 1 куб. м реализованной ОАО "Юганскводоканал" в 2011 году воды составляет 23,62 руб., тогда как тариф на холодную воду установлен равным 21,83 руб./куб. м. Следовательно, истец правомерно предъявил требование о взыскании задолженности за оказанные услуги исходя из тарифа, установленного Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Указал, что при определении тарифа уже было учтено состояние системы очистных сооружений, и, соответственно, качество поставляемой воды.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями и отзыв на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ЖЭУ-7" является управляющей организацией в отношении следующих многоквартирных домов в г. Нефтеюганске: 12 микрорайон - дома N 1-21, 23, 26-52, 54-56, 59, 16 микрорайон: дома N 1, 10, 14, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 3, 30, 31, 32, 36, 37, 38, 39, 4, 40, 42, 45, 5, 6, 7, 8, 9.
Факт управления указанными многоквартирными домами ответчиком не оспаривается.
Истец за период с февраля по декабрь 2011 года оказал услуги по отпуску воды и приему сточных вод собственникам квартир этих жилых домов, при этом договор на водопотребление и водоотведение указанных домов между управляющей компанией и ОАО "ЮВК" в указанный период не был заключен, в связи с чем ОАО "ЮВК" заключен агентский договор с ОАО "РКЦ ЖКХ г. Нефтеюганска" от 14.12.2010 N 8 по приему от собственников помещений многоквартирных домов платежей за оказанные услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
ОАО "РКЦ ЖКХ" начислило и предъявило собственникам спорных многоквартирных домов плату за коммунальные услуги с учетом индивидуальных приборов учета за водоснабжение и водоотведение за период с 01 февраля по 30 июня 2011 года в сумме 16 650 767 руб. 12 коп.
На поставленные в указанный период коммунальные ресурсы ОАО "ЮВК" направило в адрес ответчика акты выполненных работ и счета-фактуры, предъявив к оплате разницу между платой за потребленную воду и принятые сточные воды, исчисленной по нормативам водопотребления, и платой, исчисленной на основании показаний индивидуальных приборов учета воды.
Согласно расчету истца плата за водоснабжение и водоотведение, исчисленная исходя из нормативов водопотребления и количества жителей, составила за спорный период 22 574 941 руб. 44 коп.
Разница между платой за потребленную холодную воду и принятые сточные воды, исчисленной исходя из нормативов водопотребления с учетом степени благоустройства и количества жителей, и платой, исчисленной на основании показаний индивидуальных приборов учета воды, составила 5 924 174 руб. 32 коп., а после произведенного истцом перерасчета - 4 918 985 руб. 55 коп., в связи с чем истец уточнил исковые требования.
Отказ ответчика от оплаты указанной суммы явился основанием для обращения ОАО "ЮВК" в суд с настоящим иском.
Удовлетворение заявленных требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Возражения ОАО "ЖЭУ N 7" относительно выводов суда первой инстанции о том, что отсутствие подписанного между сторонами договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить фактически принятые потребителями услуги, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В пункте 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации предусмотрено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам.
В данном случае такой организацией является ОАО "Юганскводоканал", что сторонами не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: а) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; б) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; в) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, возлагают, в частности, в пункте 49, на управляющую организацию обязанность предоставления коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства дома. Во исполнение указанной обязанности управляющая компания обязана заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов, в том числе и водоснабжения.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Исходя из вышеуказанных норм права, договор на водоснабжение и водоотведение является публичным договором, заключение которого является обязательным для обеих сторон: как для управляющей компании, так и для ресурсоснабжающей организации.
Однако договор на водоснабжение и водоотведение между сторонами настоящего спора заключен не был.
Отсутствие подписанного между сторонами договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, вопреки позиции ответчика, не освобождает управляющую компанию от обязанности оплачивать фактически принятые потребителями услуги.
В силу пункта 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации
Таким образом, именно на управляющей компании лежит обязанность учитывать объем приобретенного ресурса собственниками помещений в многоквартирном доме и оплатить его в любом предусмотренном законом порядке.
Более того, факт управления ОАО "ЖЭУ N 7" домами (частично) подтвержден вступившим в законную силу решением по делу N А75-3816/2011, в этом же решении установлена обязанность ответчика оплачивать коммунальный ресурс (январь 2011 года).
Порядок расчета размера данной платы за поставленные коммунальные ресурсы регламентируется Правилами N 307.
В пункте 22 Правил N 307 указано, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Собственник помещения, установивший индивидуальный прибор учета, обязан рассчитываться с управляющей организацией не только исходя из его показаний.
Действующее в спорный период нормативное регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения объем водоснабжения и водоотведения должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
В рассматриваемой ситуации стоимость внутриквартирного потребления собственники помещений оплачивают напрямую ресурсоснабжающей организации, и данная сумма исключается из расчетов между поставщиком и управляющей организацией, а также из расчетов между управляющей организацией и собственниками помещений. Вторая часть общего платежа (разница между оплаченной стоимостью внутриквартирного потребления и объема потребления, рассчитанного исходя из нормативов водопотребления и количества граждан ввиду отсутствия общедомового прибора учета) должна быть оплачена управляющей организацией.
То обстоятельство, что собственники квартир в многоквартирном доме по условиям заключенного между ОАО "ЮВК" и третьим лицом - ОАО "РКЦ ЖКХ", агентского договора N 8 от 14.12.2010, перечисляют плату за коммунальные услуги на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, не исключает обязанности управляющей организации оплатить задолженность в спорной сумме.
Право ресурсоснабжающей организации получать с собственников и нанимателей жилых помещений плату за водоснабжение и водоотведение не означает, что она становится стороной в обязательствах по обеспечению граждан водой. Эти обязательства сохраняются за лицом, осуществляющим функции управления жилым домом, как и обязанность по оплате водоотведения и водопотребления.
В свою очередь, правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией регулируются нормами ГК РФ и подзаконными актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. На основании пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Доводы ответчика о том, что истцом осуществлялась поставка некачественного коммунального ресурса - водоснабжения, соответственно, ОАО "ЮВК" должно было доказать реальные, фактические затраты, понесенные им на выработку спорной воды, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Согласно статье 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявленных к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом, энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ), но при этом не вправе использовать энергию, отпускаемую с нарушением условий о качестве.
Разделом VIII Правил N 307 определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Правилам N 307 отклонение состава свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за весь период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
В силу того, что ответчик на основании пункта 3 Правил N 167 является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению, на него возлагается обязанность по корректировке платежей за коммунальные услуги в случае оказания услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном положениями действующего законодательства.
Несоответствие качества поставляемого истцом потребителям ресурса требованиям гигиенических нормативов по химическим показателям по содержанию железа, цветности подтверждается материалами дела и не оспаривается ОАО "ЮВК" (том 4 л. 88-132).
Определением от 11.10.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истребовал от Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Государственный доклад "О санитарном и эпидемиологическом благополучии населения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре в г. Нефтеюганске за 2011 год".
Письмом от 31.10.2012 N 01-04/4387 Управление Роспотребнадзора предоставило в суд соответствующие документы (том 4 л. 88-103), согласно которым по результатам исследования водопроводной холодной воды, проведенным в контрольных точках, регистрируется превышение содержания железа, не соответствует по показателям -цветность и запах требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества".
Из материалов дела следует, что истец обеспечивает население г. Нефтеюганска холодной питьевой водой из скважин, находящихся в ведении истца, при отсутствии альтернативных источников водоснабжения. Право пользования истца недрами с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения предоставлено лицензией на пользование недрами ХМН 02536 ВЭ (том 4 л.д. 29-37). Согласно приложения N 6 к Лицензии по химическому составу подземные воды эксплуатируемого водоносного горизонта преимущественно гидрокарбонатные натриево-магниевые, пресные, с содержанием железа до 1,74 мг/ куб. дм, цветностью до 29,5 градусов. Использование подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения согласовано с Нефтеюганским районным центром Госсанэпиднадзора (том 4 л. 43).
Истец знал о несоответствии качества питьевой воды положениям СанПиН 2.1.4.1074-01 и необходимости приведения ее в соответствие с требованиями названных Правил и проводил соответствующие мероприятия, однако в отсутствие станции обезжелезивания питьевая вода, поступающая в распределительную сеть жилых домов, поставлялась с содержанием железа, превышающим требования СанПиН.
Вместе с тем уполномоченными государственными органами (Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по ХМАО - Югре) заключение о невозможности подачи воды и необходимом прекращении ее подачи по причине несоответствия установленным требованиям к качеству, в спорный период вынесено не было.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ОАО "ЖЭУ N 7" в отсутствие заключенного между сторонами договора в спорный период использовало поставляемый истцом ресурс (холодную питьевую воду), не предъявляя никаких претензий относительно качества поставляемого ресурса, при этом потребители производили оплату за поставленную воду согласно показаниям квартирных счетчиков также без претензий относительно качества поставляемого ресурса.
В выписке из протокола N 25 от 16.11.2010 заседания Правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ООО "ЮВК" (том 2 л. 7-30) указано, что ввиду того, что станция обезжелезивания не введена в эксплуатацию, подземная вода от артезианских скважин (26 шт.) 1-го подъема по водосборному коллектору подается в резервуар чистой воды (2 шт. по 5 000 куб. м). На входе в резервуар чистой воды производится обеззараживание по средствам смешения исходной воды с хлорной водой; от резервуара вода поступает на насосную станцию 2-го подъема для подачи в городскую водопроводную сеть.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при установлении тарифа на 2011 год была учтена система очистки воды.
В предоставленном суду апелляционной инстанции письме Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 24-Исх-4135 от 15.11.2010 указано, что для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2011 год ОАО "ЮВК" в соответствии с Постановлением были представлены все необходимые документы, содержащие подробные расшифровки по статьям затрат предприятия с приложением подтверждающих документов (договоры, расчеты, счета-фактуры и т.д.), в том числе и расшифровки по затратам, относящимся к стадии технологического процесса "очистка" по услугам водоснабжение и водоотведение.
Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2010 N 85-нп "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса с 01.01.2011 по 31.12.2011 были установлены тарифы на услуги ОАО "ЮВК" для всех категорий потребителей в размере (без учета НДС): холодная вода: полный комплекс - 21,83 руб./ куб. м; водоотведение: полный комплекса - 21,56 руб./куб. м (в том числе стадия "очистка" - 7,04 руб. куб. м).
В представленном в материалы дела акте экспертного исследования N 12/11-0396 установлено, что фактическая стоимость объемов поставки питьевой воды ОАО "ЮВК" населению и промышленным предприятиям города Нефтеюганска в 2011 году составила 23,62 руб./куб. м. Тогда как тариф на холодную воду на 2011 год установлен в меньшем размере - 21,83 руб./куб. м.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности применения истцом при расчете стоимости услуг за водоснабжение тарифа, установленного приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2010 N 85-нп. Произведенный истцом расчет задолженности прав ответчика не нарушает, а исчисление стоимости услуг по водоснабжению исходя из себестоимости 1 куб. м, отражающей реальные затраты истца, понесенные на выработку воды ненадлежащего качества, приведет к увеличению задолженности ОАО "ЖЭУ N 7".
Таким образом, материалами дела подтверждается оказание истцом услуг в заявленном размере, поставленная истцом в спорный период холодная вода фактически использована абонентом. Количество поставленной воды и ее стоимость подтверждены материалами дела.
Ответчик, в свою очередь, не представил доказательств того, что в полном объеме исполнил обязательства по оплате. Между тем, в силу статьи 544 ГК РФ заявитель обязан оплатить полученный объем энергии полностью.
При таких обстоятельствах, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-4916/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры области правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-4916/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
Н.А.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2013 ПО ДЕЛУ N А75-4916/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. по делу N А75-4916/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Семеновой Т.П., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Копосовой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-783/2013) открытого акционерного общества "Жилищно-Эксплуатационный Участок - 7" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2012 года по делу N А75-4916/2012 (судья Членова Л.А.) по иску открытого акционерного общества "Юганскводоканал" (ОГРН 1108619002128, ИНН 8604048909) к открытому акционерному обществу "Жилищно-Эксплуатационный Участок - 7" (ОГРН 1088604000110, ИНН 8604042400), третье лицо: открытое акционерное общество "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Нефтеюганска" о взыскании 5 924 174 руб. 32 коп.,
- при участии в судебном заседании представителя ОАО "Юганскводоканал" Маташковой В.В. по доверенности от 28.11.2012 сроком на 1 год;
-
установил:
установил:
открытое акционерное общество "Юганскводоканал" (далее - ОАО "ЮВК", истец) 19.05.2011 обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Жилищно-эксплуатационный участок N 7" (далее - ОАО "ЖЭУ N 7", ответчик) о взыскании 5 924 174 руб. 32 коп. задолженности за оказанные услуги по отпуску воды и приему сточных вод собственникам жилых квартир жилых домов, находящихся в управлении ОАО "ЖЭУ-7".
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность в размере 4 918 985 руб. 55 коп., в том числе: 1 836 020 руб. 40 коп. задолженность за услуги водоснабжения и 3 082 965 руб. 15 коп. за услуги водоотведения (том 1 л. 116-117; том 3 л. 109-115).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Нефтеюганска" (далее - ОАО "РКЦ ЖКХ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-4916/2012 с ООО "ЖЭУ N 7" в пользу ОАО "Юганскводоканал" взыскано 4 918 985 руб. 55 коп. за поставленную в феврале - июне 2011 года коммунальную услугу и 43 675 руб. 32 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, ОАО "ЖЭУ N 7" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней ответчик указывает, что наличие недопустимых отклонений в данном случае это превышение показателя по железу, цветности, аммиаку. Указывает на то, что истцом осуществлялась поставка некачественного коммунального ресурса - водоснабжения. Соответственно, истец должен был доказать реальные, фактические затраты, понесенные им на выработку спорной воды. Так как начисления по всем видам ЖКУ производило третье лицо, то с учетом заключенных агентских договоров перерасчет за некачественную услугу возможен только по требованию истца.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Юганскводоканал" просило оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОАО "ЖЭУ N 7", ОАО "РКЦ ЖКХ", извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела в обоснование возражений на доводы, изложенные в дополнении к жалобе, документов: заверенной копии письма Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 24-Исх-4135 от 16.11.2012; оригинала акта экспертного исследования N 12/11-0396, составленного 16.11.2012.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 268 АПК РФ документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 АПК РФ, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции в целях соблюдения баланса интересов участников процесса приобщил к материалам дела указанные выше документы как представленные в порядке возражений на дополнения к апелляционной жалобе.
Представитель высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что себестоимость 1 куб. м реализованной ОАО "Юганскводоканал" в 2011 году воды составляет 23,62 руб., тогда как тариф на холодную воду установлен равным 21,83 руб./куб. м. Следовательно, истец правомерно предъявил требование о взыскании задолженности за оказанные услуги исходя из тарифа, установленного Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Указал, что при определении тарифа уже было учтено состояние системы очистных сооружений, и, соответственно, качество поставляемой воды.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями и отзыв на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ЖЭУ-7" является управляющей организацией в отношении следующих многоквартирных домов в г. Нефтеюганске: 12 микрорайон - дома N 1-21, 23, 26-52, 54-56, 59, 16 микрорайон: дома N 1, 10, 14, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 3, 30, 31, 32, 36, 37, 38, 39, 4, 40, 42, 45, 5, 6, 7, 8, 9.
Факт управления указанными многоквартирными домами ответчиком не оспаривается.
Истец за период с февраля по декабрь 2011 года оказал услуги по отпуску воды и приему сточных вод собственникам квартир этих жилых домов, при этом договор на водопотребление и водоотведение указанных домов между управляющей компанией и ОАО "ЮВК" в указанный период не был заключен, в связи с чем ОАО "ЮВК" заключен агентский договор с ОАО "РКЦ ЖКХ г. Нефтеюганска" от 14.12.2010 N 8 по приему от собственников помещений многоквартирных домов платежей за оказанные услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
ОАО "РКЦ ЖКХ" начислило и предъявило собственникам спорных многоквартирных домов плату за коммунальные услуги с учетом индивидуальных приборов учета за водоснабжение и водоотведение за период с 01 февраля по 30 июня 2011 года в сумме 16 650 767 руб. 12 коп.
На поставленные в указанный период коммунальные ресурсы ОАО "ЮВК" направило в адрес ответчика акты выполненных работ и счета-фактуры, предъявив к оплате разницу между платой за потребленную воду и принятые сточные воды, исчисленной по нормативам водопотребления, и платой, исчисленной на основании показаний индивидуальных приборов учета воды.
Согласно расчету истца плата за водоснабжение и водоотведение, исчисленная исходя из нормативов водопотребления и количества жителей, составила за спорный период 22 574 941 руб. 44 коп.
Разница между платой за потребленную холодную воду и принятые сточные воды, исчисленной исходя из нормативов водопотребления с учетом степени благоустройства и количества жителей, и платой, исчисленной на основании показаний индивидуальных приборов учета воды, составила 5 924 174 руб. 32 коп., а после произведенного истцом перерасчета - 4 918 985 руб. 55 коп., в связи с чем истец уточнил исковые требования.
Отказ ответчика от оплаты указанной суммы явился основанием для обращения ОАО "ЮВК" в суд с настоящим иском.
Удовлетворение заявленных требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Возражения ОАО "ЖЭУ N 7" относительно выводов суда первой инстанции о том, что отсутствие подписанного между сторонами договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить фактически принятые потребителями услуги, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В пункте 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации предусмотрено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам.
В данном случае такой организацией является ОАО "Юганскводоканал", что сторонами не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: а) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; б) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; в) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, возлагают, в частности, в пункте 49, на управляющую организацию обязанность предоставления коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства дома. Во исполнение указанной обязанности управляющая компания обязана заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов, в том числе и водоснабжения.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Исходя из вышеуказанных норм права, договор на водоснабжение и водоотведение является публичным договором, заключение которого является обязательным для обеих сторон: как для управляющей компании, так и для ресурсоснабжающей организации.
Однако договор на водоснабжение и водоотведение между сторонами настоящего спора заключен не был.
Отсутствие подписанного между сторонами договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, вопреки позиции ответчика, не освобождает управляющую компанию от обязанности оплачивать фактически принятые потребителями услуги.
В силу пункта 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации
Таким образом, именно на управляющей компании лежит обязанность учитывать объем приобретенного ресурса собственниками помещений в многоквартирном доме и оплатить его в любом предусмотренном законом порядке.
Более того, факт управления ОАО "ЖЭУ N 7" домами (частично) подтвержден вступившим в законную силу решением по делу N А75-3816/2011, в этом же решении установлена обязанность ответчика оплачивать коммунальный ресурс (январь 2011 года).
Порядок расчета размера данной платы за поставленные коммунальные ресурсы регламентируется Правилами N 307.
В пункте 22 Правил N 307 указано, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Собственник помещения, установивший индивидуальный прибор учета, обязан рассчитываться с управляющей организацией не только исходя из его показаний.
Действующее в спорный период нормативное регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения объем водоснабжения и водоотведения должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
В рассматриваемой ситуации стоимость внутриквартирного потребления собственники помещений оплачивают напрямую ресурсоснабжающей организации, и данная сумма исключается из расчетов между поставщиком и управляющей организацией, а также из расчетов между управляющей организацией и собственниками помещений. Вторая часть общего платежа (разница между оплаченной стоимостью внутриквартирного потребления и объема потребления, рассчитанного исходя из нормативов водопотребления и количества граждан ввиду отсутствия общедомового прибора учета) должна быть оплачена управляющей организацией.
То обстоятельство, что собственники квартир в многоквартирном доме по условиям заключенного между ОАО "ЮВК" и третьим лицом - ОАО "РКЦ ЖКХ", агентского договора N 8 от 14.12.2010, перечисляют плату за коммунальные услуги на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, не исключает обязанности управляющей организации оплатить задолженность в спорной сумме.
Право ресурсоснабжающей организации получать с собственников и нанимателей жилых помещений плату за водоснабжение и водоотведение не означает, что она становится стороной в обязательствах по обеспечению граждан водой. Эти обязательства сохраняются за лицом, осуществляющим функции управления жилым домом, как и обязанность по оплате водоотведения и водопотребления.
В свою очередь, правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией регулируются нормами ГК РФ и подзаконными актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. На основании пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Доводы ответчика о том, что истцом осуществлялась поставка некачественного коммунального ресурса - водоснабжения, соответственно, ОАО "ЮВК" должно было доказать реальные, фактические затраты, понесенные им на выработку спорной воды, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Согласно статье 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявленных к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом, энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ), но при этом не вправе использовать энергию, отпускаемую с нарушением условий о качестве.
Разделом VIII Правил N 307 определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Правилам N 307 отклонение состава свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за весь период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
В силу того, что ответчик на основании пункта 3 Правил N 167 является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению, на него возлагается обязанность по корректировке платежей за коммунальные услуги в случае оказания услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном положениями действующего законодательства.
Несоответствие качества поставляемого истцом потребителям ресурса требованиям гигиенических нормативов по химическим показателям по содержанию железа, цветности подтверждается материалами дела и не оспаривается ОАО "ЮВК" (том 4 л. 88-132).
Определением от 11.10.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истребовал от Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Государственный доклад "О санитарном и эпидемиологическом благополучии населения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре в г. Нефтеюганске за 2011 год".
Письмом от 31.10.2012 N 01-04/4387 Управление Роспотребнадзора предоставило в суд соответствующие документы (том 4 л. 88-103), согласно которым по результатам исследования водопроводной холодной воды, проведенным в контрольных точках, регистрируется превышение содержания железа, не соответствует по показателям -цветность и запах требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества".
Из материалов дела следует, что истец обеспечивает население г. Нефтеюганска холодной питьевой водой из скважин, находящихся в ведении истца, при отсутствии альтернативных источников водоснабжения. Право пользования истца недрами с целью добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения предоставлено лицензией на пользование недрами ХМН 02536 ВЭ (том 4 л.д. 29-37). Согласно приложения N 6 к Лицензии по химическому составу подземные воды эксплуатируемого водоносного горизонта преимущественно гидрокарбонатные натриево-магниевые, пресные, с содержанием железа до 1,74 мг/ куб. дм, цветностью до 29,5 градусов. Использование подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения согласовано с Нефтеюганским районным центром Госсанэпиднадзора (том 4 л. 43).
Истец знал о несоответствии качества питьевой воды положениям СанПиН 2.1.4.1074-01 и необходимости приведения ее в соответствие с требованиями названных Правил и проводил соответствующие мероприятия, однако в отсутствие станции обезжелезивания питьевая вода, поступающая в распределительную сеть жилых домов, поставлялась с содержанием железа, превышающим требования СанПиН.
Вместе с тем уполномоченными государственными органами (Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по ХМАО - Югре) заключение о невозможности подачи воды и необходимом прекращении ее подачи по причине несоответствия установленным требованиям к качеству, в спорный период вынесено не было.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ОАО "ЖЭУ N 7" в отсутствие заключенного между сторонами договора в спорный период использовало поставляемый истцом ресурс (холодную питьевую воду), не предъявляя никаких претензий относительно качества поставляемого ресурса, при этом потребители производили оплату за поставленную воду согласно показаниям квартирных счетчиков также без претензий относительно качества поставляемого ресурса.
В выписке из протокола N 25 от 16.11.2010 заседания Правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ООО "ЮВК" (том 2 л. 7-30) указано, что ввиду того, что станция обезжелезивания не введена в эксплуатацию, подземная вода от артезианских скважин (26 шт.) 1-го подъема по водосборному коллектору подается в резервуар чистой воды (2 шт. по 5 000 куб. м). На входе в резервуар чистой воды производится обеззараживание по средствам смешения исходной воды с хлорной водой; от резервуара вода поступает на насосную станцию 2-го подъема для подачи в городскую водопроводную сеть.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при установлении тарифа на 2011 год была учтена система очистки воды.
В предоставленном суду апелляционной инстанции письме Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 24-Исх-4135 от 15.11.2010 указано, что для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2011 год ОАО "ЮВК" в соответствии с Постановлением были представлены все необходимые документы, содержащие подробные расшифровки по статьям затрат предприятия с приложением подтверждающих документов (договоры, расчеты, счета-фактуры и т.д.), в том числе и расшифровки по затратам, относящимся к стадии технологического процесса "очистка" по услугам водоснабжение и водоотведение.
Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2010 N 85-нп "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса с 01.01.2011 по 31.12.2011 были установлены тарифы на услуги ОАО "ЮВК" для всех категорий потребителей в размере (без учета НДС): холодная вода: полный комплекс - 21,83 руб./ куб. м; водоотведение: полный комплекса - 21,56 руб./куб. м (в том числе стадия "очистка" - 7,04 руб. куб. м).
В представленном в материалы дела акте экспертного исследования N 12/11-0396 установлено, что фактическая стоимость объемов поставки питьевой воды ОАО "ЮВК" населению и промышленным предприятиям города Нефтеюганска в 2011 году составила 23,62 руб./куб. м. Тогда как тариф на холодную воду на 2011 год установлен в меньшем размере - 21,83 руб./куб. м.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности применения истцом при расчете стоимости услуг за водоснабжение тарифа, установленного приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2010 N 85-нп. Произведенный истцом расчет задолженности прав ответчика не нарушает, а исчисление стоимости услуг по водоснабжению исходя из себестоимости 1 куб. м, отражающей реальные затраты истца, понесенные на выработку воды ненадлежащего качества, приведет к увеличению задолженности ОАО "ЖЭУ N 7".
Таким образом, материалами дела подтверждается оказание истцом услуг в заявленном размере, поставленная истцом в спорный период холодная вода фактически использована абонентом. Количество поставленной воды и ее стоимость подтверждены материалами дела.
Ответчик, в свою очередь, не представил доказательств того, что в полном объеме исполнил обязательства по оплате. Между тем, в силу статьи 544 ГК РФ заявитель обязан оплатить полученный объем энергии полностью.
При таких обстоятельствах, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-4916/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры области правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-4916/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
Н.А.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)