Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А68-8658/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А68-8658/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Байрамовой Н.Ю., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления администрации города Тулы по Советскому району на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.12.2012 по делу N А68-8658/2012 (судья - Андреева Е.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сеничевой Я.Ю. (г. Тула, ИНН 710709539341, ОГРН 311715420700171) к территориальному управлению администрации города Тулы по Советскому району (г. Тула, ИНН 7106522874, ОГРН 1127154021840) о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Советского района территориального управления администрации города Тулы по Советскому району от 26.09.2012 N 1468 о привлечении к административной ответственности, о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, при участии от индивидуального предпринимателя - Есипова В.Ю. (доверенность от 15.10.2013), от территориального управления администрации города Тулы по Советскому району - Грибкова А.В. (доверенность от 10.01.2013),

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Сеничева Я.Ю. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Советского района территориального управления администрации города Тулы по Советскому району (далее - административная комиссия) от 26.09.2012 N 1468 о привлечении к административной ответственности по статье 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области", о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб. (т. 1, л.д. 5-6).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.2.2012 требования удовлетворены, постановление административной комиссии признано незаконным и отменено, с территориального управления взысканы судебные расходы в размере 5 тыс. руб.
Не согласившись с принятым решением в части взыскания судебных расходов, территориальное управление администрации города Тулы по Советскому району (далее - администрация, территориальное управление) подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда области, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что административная комиссия является коллегиальным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, но не обладает при этом статусом юридического лица. В соответствии с Законом Тульской области от 07.12.2005 N 655-ЗТО (в редакции от 15.12.2011) "Об административных комиссиях в Тульской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий" комиссия не создавалась территориальным управлением администрации города Тулы по Советскому району и не является его структурным подразделением, ввиду изложенного, судебные расходы не подлежат взысканию с территориального управления.
Поскольку территориальное управление оспаривает решение суда только в части взыскания судебных расходов и ни одна из сторон в судебном заседании не заявила возражений, законность и обоснованность судебного акта проверяется в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 31.08.2012 заместитель начальника Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы в присутствии предпринимателя Сеничевой Я.Ю. составил протокол об административном правонарушении N 1375, согласно которому 29.08.2012 в 11 часов 45 минут по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 24, выявлен факт отсутствия у индивидуального предпринимателя Сеничевой Я.Ю. договора на вывоз твердых бытовых отходов в нарушение пунктов 8.5.6.2 и 8.5.7 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, т.е. предпринимателем совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области" (далее - Закон Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО) (т. 1, л.д. 10).
Административная комиссия Советского района территориального управления администрации города Тулы по Советскому району 26.09.2012, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 1375 в присутствии предпринимателя Сеничевой Я.Ю., вынесла постановление N 1468 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО в виде взыскания штрафа в размере 5 тыс. руб. (т. 1, л.д. 9).
Не согласившись с решением административной комиссии, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене вышеназванного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление административной комиссии подлежит признанию незаконным и отмене, поскольку административный орган не доказал наличие состава административного правонарушения в действиях индивидуального предпринимателя, при этом исходил из следующего.
В соответствии со статьей 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО совершение иных действий, запрещенных правилами благоустройства территорий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Статьей 2.1 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются в пределах установленных полномочий, в том числе административными комиссиями в Тульской области, создаваемыми в соответствии с законом области.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.11 настоящего Закона (статья 2.2 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО).
Согласно пункту 8.5.6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938, отсутствие заключенных договоров на вывоз отходов является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 8.5.7 Правил собственники частных домовладений, собственники помещений в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования, обязаны заключать договоры на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов со специализированными организациями и предприятиями, от имени собственников помещений в многоквартирных жилых домах - уполномоченные собственниками помещений в многоквартирном доме организации, если иное не предусмотрено договором; собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов - самостоятельно; от имени предприятий, учреждений организаций - руководители предприятий, учреждений, организаций.
Из материалов дела усматривается, что Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы в ходе проверки был выявлен факт нарушения индивидуальным предпринимателем Сеничевой Я.Ю. пунктов 8.5.6.2 и 8.5.7 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, а именно: у предпринимателя отсутствует договор на вывоз твердого бытового мусора по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 24.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие договора на вывоз отходов не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО. Объективной стороной данного административного правонарушения является совершение иных действий, запрещенных Правилами по благоустройству, тогда как индивидуальному предпринимателю вменяется бездействие в связи с отсутствием договора. Кроме того, территориальным управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что именно предприниматель Сеничева Я.Ю. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 24, а не ООО "Страховой Универмаг".
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказано в отношении предпринимателя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.11 Закона Тульской области от 09.06.2003 N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области", и отменил постановление как незаконное.
Удовлетворяя требования индивидуального предпринимателя о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 тыс. руб. с территориального управления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу частей 1 и 2 статьи 110 вышеназванного Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В подтверждение факта оказания заявителю юридических услуг, связанных с рассмотрением в Арбитражном суде Тульской области заявления о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 26.09.2012 N 1468, индивидуальным предпринимателем представлен договор об оказании услуг адвоката от 26.09.2012, заключенный ИП Сеничевой Я.Ю. и адвокатом НП "Межрегиональная коллегия адвокатов" Тульской областной адвокатской палаты Есиповым В.Ю. Оплата услуг адвокату подтверждена квитанцией (л.д. 43).
Апелляционная инстанция считает, что суд в полной мере учел критерий разумности при определении суммы взыскиваемых в пользу индивидуального предпринимателя судебных расходов в размере 5 тыс. руб. Доказательства неразумности взысканной суммы территориальное управление не представило.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что судебные расходы неправомерно взысканы с территориального управления администрации г. Тулы по Советскому району, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1.3.1 КоАП РФ законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким вопросам, в частности, законодатель относит создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 37 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку административная комиссия - это коллегиальный орган, созданный для рассмотрения дел об административных правонарушениях, не является юридическим лицом и не имеет отдельного финансирования, все финансовые обязательства, вытекающие из деятельности административной комиссии, должны нести соответствующие главные распорядители бюджетных средств (лицо, которое финансирует ее деятельность). Такая правовая позиция изложена в рекомендациях НКС при Федеральном арбитражном суде Центрального округа от 21-24 июня 2011 года.
Административная комиссия создана при территориальном управлении администрации города Тулы по Советскому району.
В соответствии с решением Тульской городской думы от 22.12.2011 N 38/763 о бюджете муниципального образования города Тулы на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов был утвержден перечень главных распорядителей бюджетных средств бюджета города Тулы, в который входит территориальное управление администрации города Тулы по Советскому району.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал судебные расходы с территориального управления администрации г. Тулы по Советскому району, поскольку администрация является главным распорядителем средств бюджета, в том числе направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности административных комиссий.
С учетом изложенного апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ отмену судебного акта в любом случае, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 17 декабря 2012 года по делу N А68-8658/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА

Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)