Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Лукьянова В.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Свердловской области (ИНН: 6661004608, ОГРН: 1026605256589; далее - Минфин СО) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2012 по делу N А60-36667/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Минфина СО: - Захаров Н.В. (доверенность от 09.01.2013 N 2), Коптелов А.А. (доверенность от 23.01.2013 N 18);
- Администрации Тавдинского городского округа - Баранов К.Г. (Решение Думы Тавдинского городского округа от 28.03.2013 N 17/5 о назначении Главой Администрации), Перевера Т.К. (доверенность от 20.05.2013 N 01-05/4165.
Администрация Тавдинского городского округа (ИНН: 6634002739, ОГРН: 1026601907034; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Минфину СО о признании недействительным предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий Администрации по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и возврата указанных средств в областной бюджет (с учетом изменения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Финансовое управление в Тавдинском городском округе; муниципальное унитарное предприятие Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" (далее - МУП "Тавдинские коммунальные системы"); Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2012 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 (судьи Васева Е.Е., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Минфин СО просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда, ссылаясь на то, что обжалуемый судебный акт не соответствует закону, выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в 2011 году пересмотр и приведение платы граждан Тавдинского городского округа в соответствие с утвержденными предельными индексами органами местного самоуправления не производилось, что свидетельствует о соответствии размера платы граждан данного муниципального образования за коммунальные услуги утвержденным Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) предельным индексам. Следовательно, ограничение роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами не могло являться причиной возникновения в 2011 году не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг Тавдинского городского округа. Таким образом, имеющиеся у муниципального предприятия убытки не связаны с применением на территории муниципального образования предельных индексов.
По мнению Минфина СО незаконность обжалуемого судебного акта также состоит в применении ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая не подлежала применению при квалификации действий Администрации как нецелевого использования бюджетных денежных средств.
Как следует из материалов дела Минфином СО на основании приказа от 02.02.2012 N 18 проведена внеплановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных Тавдинскому городскому округу в 2011 году.
В ходе проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 11 451 500 руб., в том числе средств областного бюджета на сумму 9 886 800 тыс. руб.
Так, установлено, что вместо финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения, возникших вследствие изношенности тепловых сетей и оборудования котельных, неэффективного использования энергетических ресурсов и отсутствия приборов учета, в сумме 9 010 900 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте (л. д. 15 - 22).
Минфином СО в адрес Администрации вынесено предупреждение от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указано на выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации и Свердловской области, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 10 370 200 руб., выделенных из областного и местного бюджетов в качестве софинансирования, главе Тавдинского городского округа предложено разработать и представить в Министерство финансов Свердловской области план мероприятий по устранению нарушений, выявленных проверкой, рассмотреть возможность возврата в областной бюджет средств в сумме 9 653 600 руб., израсходованных не по целевому назначению (л. д. 200 - 202).
В названном предупреждении, Минфин Свердловской области, в частности указал, что субсидии, выделенные Администрацией МУП "Тавдинские коммунальные системы" являются нецелевым использованием средств областного бюджета, поскольку МУП "Тавдинские коммунальные системы" исполнителем коммунальных услуг не является, вместо финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Не согласившись с предупреждением от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий Администрации по предоставлению субсидий МУП "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и возврата указанных средств в областной бюджет, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" не соответствует определению "исполнитель коммунальных услуг", содержащемуся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), соответственно исполнителем коммунальных услуг не является, поэтому не может являться адресатом субсидий, предназначенных к получению из областного бюджета именно исполнителями коммунальных услуг в целях финансирования расходов, не компенсируемых платежами населения. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году не превысило предельный индекс, в связи с чем оснований для предоставления МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидий, выделяемых на финансирование не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, не имелось.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из доказанности того факта, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" в 2011 году являлось ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирных домов, управление которым осуществлялось через управляющие организации, товарищества собственников жилья, а также - предоставляло коммунальные услуги непосредственно владельцам индивидуальных жилых домов. Из установленных обстоятельств апелляционный суд сделал вывод о том, что организацией, у которой возникли убытки, не компенсированные платежами населения за коммунальные услуги, является именно МУП "Тавдинские коммунальные системы".
Анализ нормативных актов, регулирующих правоотношения в части тарифов на коммунальные услуги в Тавдинском городском округе и оценка имеющихся в деле доказательств явились основанием для вывода апелляционного суда о недоказанности лицом, принявшим оспариваемый ненормативный правовой акт (Минфин СО) отсутствия у МУП "Тавдинские коммунальные системы" расходов, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами.
Соответственно, апелляционный суд признал незаконным оспариваемое предупреждение от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий Администрации по предоставлению субсидий МУП "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции полагает постановление апелляционного суда законным, обоснованным и не находит оснований для его отмены в связи со следующим.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно подп. 70 п. 8 Положения о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области осуществляет на территории Свердловской области государственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Свердловской области условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Пунктом 15 Положения о Министерстве финансов Свердловской области установлено, что министр и его заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право выносить предупреждение главным распорядителям и получателям средств областного бюджета о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В силу ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Исходя из анализа приведенных норм права, суды правомерно указал, что оспариваемое предупреждение вынесено уполномоченным органом, содержит указание на принятие мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем возврата в областной бюджет средств, израсходованных не по целевому назначению, следовательно, предупреждение может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" утверждены объемы межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов), в том числе на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП утверждены Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределение межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год (далее - Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов).
Средства, выделяемые из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, расходуются по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье 5210318 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения".
Согласно п. 8 Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов средства, полученные из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в 2011 году из бюджета Свердловской области бюджету Тавдинского городского округа предоставлены межбюджетные трансферты на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения в размере 9 010 924,30 руб.
31.10.2011 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Тавдинским городским округом в целях возмещения недополученных организациями жилищно-коммунального хозяйства доходов от реализации гражданам коммунальных услуг в 2011 году в связи с принятием указа Губернатора Свердловской области от 27.12.2010 N 1390-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", постановления РЭК Свердловской области от 01.10.2010 N 119-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год" заключено соглашение N 5/27, определяющее порядок взаимодействие сторон при предоставлении в 2011 году межбюджетных трансфертов. Согласно п. 1.2 указанного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2011) объем межбюджетных трансфертов на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, предоставляемых в 2011 году местному бюджету Тавдинского городского округа по коду 0505 5210318 011 251 из областного бюджета составляет 9 010 924,30 руб. и направляется для финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области.
Главным распорядителем - Администрацией бюджетные ассигнования в указанной сумме доведены до получателя средств - МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" справками об изменении росписи расходов от 10.11.2011 N 346 в сумме 6 076 856 руб., от 28.12.2011 N 481 в сумме 2 934 068,30 руб.
Постановлениями администрации Тавдинского городского округа от 10.11.2011 N 1936, от 27.12.2011 N 2257 принято решение о предоставлении МУП "Тавдинские коммунальные системы" из средств местного бюджета для возмещения не компенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, субсидии в размере 9 010 924,30 руб.
Между МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" и МУП "Тавдинские коммунальные системы" заключены договоры от 10.11.2011 N 263, от 28.12.2011 N 284, предметом которых явилось предоставление МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидии из средств местного бюджета для возмещения не компенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших за 9 месяцев, в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области в общей сумме 9 010 924,30 руб.
Субсидия в общей сумме 9 010 924,30 руб. перечислена МУП "Тавдинские коммунальные системы" платежными поручениями от 10.11.2011 N 753, от 28.12.2011.
Из вышеуказанных установленных фактических обстоятельств дела апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что порядок и условия, предусмотренные ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации были Администрацией при предоставлении субсидии соблюдены.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
При этом термин "исполнитель коммунальных услуг" Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов не разъясняет.
В силу положений ст. 44, 136, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от избранного собственниками жилых помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом, ответственность перед собственниками за надлежащее предоставление коммунальных услуг несут лица, которые легитимно избраны собственниками для осуществления управления многоквартирным домом. Такие лица в правоотношениях с лицами, проживающими в указанных жилых помещениях, в соответствии с действовавшими в спорном периоде Правилами предоставления коммунальных услуг являются исполнителями коммунальных услуг.
Вместе с тем в соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом лица, поименованные в Правилах предоставления коммунальных услуг, как исполнители коммунальных услуг, рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями по тарифам, используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Системный анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что понятия "исполнитель коммунальных услуг", использованные законодателем в Правилах предоставления коммунальных услуг и в нормативном акте Правительства Свердловской области (Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов) не являются идентичными.
В данном конкретном случае Минфин СО неправомерно не учел, что в контексте Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов исполнителем коммунальных услуг является лицо, у которого непосредственно возникли расходы в связи с производством и поставкой коммунальных услуг, не компенсированные платежами населения ввиду несоответствия реальных расходов и размера утвержденных тарифов для граждан.
Как видно из материалов дела, МУП "Тавдинские коммунальные системы" в 2011 году осуществляло поставку тепловой энергии потребителям Тавдинского городского округа как непосредственно жителям индивидуальных жилых домов, так и управляющим организациям, товариществам собственников жилья в целях снабжения услугами многоквартирных жилых домов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что получатель субсидии - МУП "Тавдинские коммунальные системы" определен администрацией правильно.
Основанием для принятия оспариваемого предупреждения послужили также выводы Минфина СО о том, что Администрацией вместо финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Однако апелляционным судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК для МУП "Тавдинские коммунальные системы" установлены тарифы на тепловую энергию в размере 1258,14 руб./Гкал без НДС для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, 1484,61 руб./Гкал с НДС для населения.
Указанный тариф на 2011 год установлен с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области и исходя из установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12 норматива потребления тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал / кв. м в год.
Апелляционный суд принял ко вниманию, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" в материалы дела представлены доказательства фактического потребления тепловой энергии потребителями коммунальных услуг, значительно превышающего установленный норматив потребления.
Согласно расчетам РЭК Свердловской области нормативы потребления тепловой энергии на отопление для Тавдинского городского округа в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, составят для многоквартирных домов или жилых домов до 1999 года постройки включительно в зависимости от этажности зданий 0,409, 0,446, 0,307, 0,277 Гкал / кв. м в год, для многоквартирных домов коридорного или секционного типа до 1999 года постройки включительно - 0,447, 0,333 Гкал / кв. м в год (л. д. 146 - 149, 219). В случае установления указанных нормативов рост платы для населения в 2011 году составил бы от 115 до 185 процентов.
Сохранение норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12, вызвано ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области. Всего недополученный доход МУП "Тавдинские коммунальные системы" при применении норматива тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал / кв. м в год составил 29 633 810 руб.
Поскольку обратное Минфином СО не доказано, апелляционный суд, руководствуясь ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно сделал вывод о недоказанности названным государственным органом законности и обоснованности принятого им ненормативного правового акта - предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877.
В силу ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Апелляционный суд правильно отметил, что администрация полученные межбюджетные трансферты направила надлежащему лицу, с указанием на целевое назначение, соответствующее пункту 6 Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов. Иным способом администрация полученные денежные средства не использовала.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отменил решение суда и удовлетворил требования администрации о признании недействительным оспариваемого предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации по предоставлению субсидий МУП "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у МУП "Тавдинские коммунальные системы" не имелось в спорном периоде убытков, вызванных разницей между утвержденными тарифами и реальными расходами на производство и поставку коммунальных услуг, не могут быть приняты, поскольку они направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, правомерно установленных апелляционным судом в ходе рассмотрения спора по существу (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы суд кассационной инстанции отклоняет как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А60-36667/2012 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
В.А.ЛУКЬЯНОВ
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.05.2013 N Ф09-4419/13 ПО ДЕЛУ N А60-36667/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. N Ф09-4419/13
Дело N А60-36667/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Лукьянова В.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Свердловской области (ИНН: 6661004608, ОГРН: 1026605256589; далее - Минфин СО) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2012 по делу N А60-36667/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Минфина СО: - Захаров Н.В. (доверенность от 09.01.2013 N 2), Коптелов А.А. (доверенность от 23.01.2013 N 18);
- Администрации Тавдинского городского округа - Баранов К.Г. (Решение Думы Тавдинского городского округа от 28.03.2013 N 17/5 о назначении Главой Администрации), Перевера Т.К. (доверенность от 20.05.2013 N 01-05/4165.
Администрация Тавдинского городского округа (ИНН: 6634002739, ОГРН: 1026601907034; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Минфину СО о признании недействительным предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий Администрации по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и возврата указанных средств в областной бюджет (с учетом изменения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Финансовое управление в Тавдинском городском округе; муниципальное унитарное предприятие Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" (далее - МУП "Тавдинские коммунальные системы"); Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2012 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 (судьи Васева Е.Е., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Минфин СО просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда, ссылаясь на то, что обжалуемый судебный акт не соответствует закону, выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в 2011 году пересмотр и приведение платы граждан Тавдинского городского округа в соответствие с утвержденными предельными индексами органами местного самоуправления не производилось, что свидетельствует о соответствии размера платы граждан данного муниципального образования за коммунальные услуги утвержденным Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) предельным индексам. Следовательно, ограничение роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами не могло являться причиной возникновения в 2011 году не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг Тавдинского городского округа. Таким образом, имеющиеся у муниципального предприятия убытки не связаны с применением на территории муниципального образования предельных индексов.
По мнению Минфина СО незаконность обжалуемого судебного акта также состоит в применении ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая не подлежала применению при квалификации действий Администрации как нецелевого использования бюджетных денежных средств.
Как следует из материалов дела Минфином СО на основании приказа от 02.02.2012 N 18 проведена внеплановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных Тавдинскому городскому округу в 2011 году.
В ходе проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 11 451 500 руб., в том числе средств областного бюджета на сумму 9 886 800 тыс. руб.
Так, установлено, что вместо финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения, возникших вследствие изношенности тепловых сетей и оборудования котельных, неэффективного использования энергетических ресурсов и отсутствия приборов учета, в сумме 9 010 900 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте (л. д. 15 - 22).
Минфином СО в адрес Администрации вынесено предупреждение от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указано на выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации и Свердловской области, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 10 370 200 руб., выделенных из областного и местного бюджетов в качестве софинансирования, главе Тавдинского городского округа предложено разработать и представить в Министерство финансов Свердловской области план мероприятий по устранению нарушений, выявленных проверкой, рассмотреть возможность возврата в областной бюджет средств в сумме 9 653 600 руб., израсходованных не по целевому назначению (л. д. 200 - 202).
В названном предупреждении, Минфин Свердловской области, в частности указал, что субсидии, выделенные Администрацией МУП "Тавдинские коммунальные системы" являются нецелевым использованием средств областного бюджета, поскольку МУП "Тавдинские коммунальные системы" исполнителем коммунальных услуг не является, вместо финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Не согласившись с предупреждением от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий Администрации по предоставлению субсидий МУП "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и возврата указанных средств в областной бюджет, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" не соответствует определению "исполнитель коммунальных услуг", содержащемуся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), соответственно исполнителем коммунальных услуг не является, поэтому не может являться адресатом субсидий, предназначенных к получению из областного бюджета именно исполнителями коммунальных услуг в целях финансирования расходов, не компенсируемых платежами населения. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году не превысило предельный индекс, в связи с чем оснований для предоставления МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидий, выделяемых на финансирование не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, не имелось.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из доказанности того факта, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" в 2011 году являлось ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирных домов, управление которым осуществлялось через управляющие организации, товарищества собственников жилья, а также - предоставляло коммунальные услуги непосредственно владельцам индивидуальных жилых домов. Из установленных обстоятельств апелляционный суд сделал вывод о том, что организацией, у которой возникли убытки, не компенсированные платежами населения за коммунальные услуги, является именно МУП "Тавдинские коммунальные системы".
Анализ нормативных актов, регулирующих правоотношения в части тарифов на коммунальные услуги в Тавдинском городском округе и оценка имеющихся в деле доказательств явились основанием для вывода апелляционного суда о недоказанности лицом, принявшим оспариваемый ненормативный правовой акт (Минфин СО) отсутствия у МУП "Тавдинские коммунальные системы" расходов, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами.
Соответственно, апелляционный суд признал незаконным оспариваемое предупреждение от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий Администрации по предоставлению субсидий МУП "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции полагает постановление апелляционного суда законным, обоснованным и не находит оснований для его отмены в связи со следующим.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно подп. 70 п. 8 Положения о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области осуществляет на территории Свердловской области государственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Свердловской области условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Пунктом 15 Положения о Министерстве финансов Свердловской области установлено, что министр и его заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право выносить предупреждение главным распорядителям и получателям средств областного бюджета о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В силу ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Исходя из анализа приведенных норм права, суды правомерно указал, что оспариваемое предупреждение вынесено уполномоченным органом, содержит указание на принятие мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем возврата в областной бюджет средств, израсходованных не по целевому назначению, следовательно, предупреждение может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" утверждены объемы межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов), в том числе на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП утверждены Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределение межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год (далее - Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов).
Средства, выделяемые из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, расходуются по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье 5210318 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения".
Согласно п. 8 Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов средства, полученные из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в 2011 году из бюджета Свердловской области бюджету Тавдинского городского округа предоставлены межбюджетные трансферты на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения в размере 9 010 924,30 руб.
31.10.2011 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Тавдинским городским округом в целях возмещения недополученных организациями жилищно-коммунального хозяйства доходов от реализации гражданам коммунальных услуг в 2011 году в связи с принятием указа Губернатора Свердловской области от 27.12.2010 N 1390-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", постановления РЭК Свердловской области от 01.10.2010 N 119-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год" заключено соглашение N 5/27, определяющее порядок взаимодействие сторон при предоставлении в 2011 году межбюджетных трансфертов. Согласно п. 1.2 указанного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2011) объем межбюджетных трансфертов на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, предоставляемых в 2011 году местному бюджету Тавдинского городского округа по коду 0505 5210318 011 251 из областного бюджета составляет 9 010 924,30 руб. и направляется для финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области.
Главным распорядителем - Администрацией бюджетные ассигнования в указанной сумме доведены до получателя средств - МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" справками об изменении росписи расходов от 10.11.2011 N 346 в сумме 6 076 856 руб., от 28.12.2011 N 481 в сумме 2 934 068,30 руб.
Постановлениями администрации Тавдинского городского округа от 10.11.2011 N 1936, от 27.12.2011 N 2257 принято решение о предоставлении МУП "Тавдинские коммунальные системы" из средств местного бюджета для возмещения не компенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, субсидии в размере 9 010 924,30 руб.
Между МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" и МУП "Тавдинские коммунальные системы" заключены договоры от 10.11.2011 N 263, от 28.12.2011 N 284, предметом которых явилось предоставление МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидии из средств местного бюджета для возмещения не компенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших за 9 месяцев, в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области в общей сумме 9 010 924,30 руб.
Субсидия в общей сумме 9 010 924,30 руб. перечислена МУП "Тавдинские коммунальные системы" платежными поручениями от 10.11.2011 N 753, от 28.12.2011.
Из вышеуказанных установленных фактических обстоятельств дела апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что порядок и условия, предусмотренные ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации были Администрацией при предоставлении субсидии соблюдены.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
При этом термин "исполнитель коммунальных услуг" Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов не разъясняет.
В силу положений ст. 44, 136, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от избранного собственниками жилых помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом, ответственность перед собственниками за надлежащее предоставление коммунальных услуг несут лица, которые легитимно избраны собственниками для осуществления управления многоквартирным домом. Такие лица в правоотношениях с лицами, проживающими в указанных жилых помещениях, в соответствии с действовавшими в спорном периоде Правилами предоставления коммунальных услуг являются исполнителями коммунальных услуг.
Вместе с тем в соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом лица, поименованные в Правилах предоставления коммунальных услуг, как исполнители коммунальных услуг, рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями по тарифам, используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Системный анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что понятия "исполнитель коммунальных услуг", использованные законодателем в Правилах предоставления коммунальных услуг и в нормативном акте Правительства Свердловской области (Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов) не являются идентичными.
В данном конкретном случае Минфин СО неправомерно не учел, что в контексте Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов исполнителем коммунальных услуг является лицо, у которого непосредственно возникли расходы в связи с производством и поставкой коммунальных услуг, не компенсированные платежами населения ввиду несоответствия реальных расходов и размера утвержденных тарифов для граждан.
Как видно из материалов дела, МУП "Тавдинские коммунальные системы" в 2011 году осуществляло поставку тепловой энергии потребителям Тавдинского городского округа как непосредственно жителям индивидуальных жилых домов, так и управляющим организациям, товариществам собственников жилья в целях снабжения услугами многоквартирных жилых домов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что получатель субсидии - МУП "Тавдинские коммунальные системы" определен администрацией правильно.
Основанием для принятия оспариваемого предупреждения послужили также выводы Минфина СО о том, что Администрацией вместо финансирования не компенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Однако апелляционным судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК для МУП "Тавдинские коммунальные системы" установлены тарифы на тепловую энергию в размере 1258,14 руб./Гкал без НДС для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, 1484,61 руб./Гкал с НДС для населения.
Указанный тариф на 2011 год установлен с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области и исходя из установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12 норматива потребления тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал / кв. м в год.
Апелляционный суд принял ко вниманию, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" в материалы дела представлены доказательства фактического потребления тепловой энергии потребителями коммунальных услуг, значительно превышающего установленный норматив потребления.
Согласно расчетам РЭК Свердловской области нормативы потребления тепловой энергии на отопление для Тавдинского городского округа в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, составят для многоквартирных домов или жилых домов до 1999 года постройки включительно в зависимости от этажности зданий 0,409, 0,446, 0,307, 0,277 Гкал / кв. м в год, для многоквартирных домов коридорного или секционного типа до 1999 года постройки включительно - 0,447, 0,333 Гкал / кв. м в год (л. д. 146 - 149, 219). В случае установления указанных нормативов рост платы для населения в 2011 году составил бы от 115 до 185 процентов.
Сохранение норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12, вызвано ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области. Всего недополученный доход МУП "Тавдинские коммунальные системы" при применении норматива тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал / кв. м в год составил 29 633 810 руб.
Поскольку обратное Минфином СО не доказано, апелляционный суд, руководствуясь ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно сделал вывод о недоказанности названным государственным органом законности и обоснованности принятого им ненормативного правового акта - предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877.
В силу ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Апелляционный суд правильно отметил, что администрация полученные межбюджетные трансферты направила надлежащему лицу, с указанием на целевое назначение, соответствующее пункту 6 Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов. Иным способом администрация полученные денежные средства не использовала.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отменил решение суда и удовлетворил требования администрации о признании недействительным оспариваемого предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации по предоставлению субсидий МУП "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у МУП "Тавдинские коммунальные системы" не имелось в спорном периоде убытков, вызванных разницей между утвержденными тарифами и реальными расходами на производство и поставку коммунальных услуг, не могут быть приняты, поскольку они направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, правомерно установленных апелляционным судом в ходе рассмотрения спора по существу (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы суд кассационной инстанции отклоняет как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А60-36667/2012 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
В.А.ЛУКЬЯНОВ
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)