Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Ренгольд Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре С.А.
рассмотрела в судебном заседании 22 февраля 2012 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Седельниковского районного суда Омской области от 28.12.2011, которым постановлено:
"В исковых требованиях П. отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с заявлением к Администрации муниципального района в обоснование иска указав, что она с 1956 по 1992 года работала в муниципальных учреждениях культуры, а с 1957 по 1992 года до выхода на пенсию осуществляла трудовую деятельность в Седельниковской центральной библиотеке в должности старшего библиотекаря детского отделения. В период работы и впервые годы после ухода на пенсию ей предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг.
Просила признать незаконным бездействие Администрации района по не предоставлению мер социальной поддержки и обязать предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и электроэнергии жилого помещения за период 2009 - 2011 годы.
В судебном заседании П. требования поддержала. Просила предоставить ей меры социальной поддержки за период с 01.01.2009 года по 28.12.2011 года в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, в том числе с учетом приборов учета тепловой энергии и электроэнергии.
Представитель Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Р. исковые требования не признала, указав, что правовых оснований для обязания Администрации осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных учреждений культуры не имеется.
Представитель Администрации Седельниковского муниципального района Омской области С.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Руководитель Комитета по культуре администрации Седельниковского муниципального района Омской области М. возражала против исковых требований, указав, что акты, устанавливающие меры социальной поддержки работников культуры на федеральном уровне и на уровне муниципального района отсутствуют. Действие статей 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" приостановлено.
Представители заинтересованного лица Министерства финансов Омской области, Министерства культуры Омской области в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе, дополнении к ней П. просит отменить решение суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность, а также на нарушение норм материального права. Указывает, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений относится к вопросам местного значения муниципального района. Также недостаточность собственных доходов на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Таким образом, отсутствие денежных средств не является основанием для не предоставления мер социальной поддержки.
В отзыве на жалобу представитель Министерства финансов Омской области К. поддерживает доводы Администрации Седельниковского муниципального района Омской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 84).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, отзыва на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, что П. в настоящее время находится на пенсии.
С 27.08.1956 работала в Седельниковском отделе культуры в должности заведующей Тимофеевским сельским клубом; 16.02.1957 переведена на должность заведующей Денисовской сельской библиотекой: 30.07.1962 переведена в Тарский отдел культуры в связи с упразднением района; 02.04.1964 переведена в Седельниковский отдел культуры зав. Денисовской библиотекой; 02.01.1968 переведена на должность инспектора районного отдела культуры; 03.09.1968 переведена библиотекарем районной библиотеки; 01.10.1978 переведена на должность старшего библиотекаря детского отделения Седельниковской ЦБС; 11.03.1992 уволена с занимаемой должности в связи с уходом на пенсию и сокращением штата (л.д. 10 - 12).
П. проживает в доме с печным отоплением по адресу: <...> (л.д. 9).
Согласно уставу "Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека" является муниципальным учреждением культуры, учредителем указанного учреждения является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет Администрация Седельниковского муниципального района Омской области.
Судом установлено, что П. пользовалась льготами по коммунальным услугам в 2005, 2007, 2008 годах, за период 2006 г. льготы не предоставлялись по причине отсутствие необходимого пакета документов; в период январь, февраль, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, апрель - сентябрь 2010 года также пользовалась субсидией на коммунальные услуги и оплату жилья, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья.
Согласно справке Комитета по культуре администрации Седельниковского муниципального района от 12.12.2011 г. N 205 работникам учреждений культуры с 2009 года по 2011 год льготы по коммунальным платежам не выплачивались из-за отсутствия финансирования.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия из того, что до 1 января 2005 года жилищно-коммунальные льготы в сельской местности работающим квалифицированным специалистам, в том числе работникам культуры, предоставлялись на основании ранее действовавших союзных, федеральных и республиканских нормативных правовых актов.
Пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусматривалось, что квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках" предписывалось обеспечить предоставление льгот в соответствии с пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года клубным и библиотечным работникам. Указанное Постановление не содержало ссылок на наименование и объем предоставляемых льгот, в Постановлении содержался лишь перечень должностей, которым предоставлялись льготы согласно пункта 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельских местностях и рабочих поселках" признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках", а также предписывалось обеспечить предоставление льгот в соответствии с пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года клубным, библиотечным и музейным работникам. Указанное Постановление также не содержало ссылок на наименование и объем предоставляемых льгот, в Постановлении содержался лишь перечень должностей, которым предоставлялись льготы согласно пункта 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года.
Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" признано утратившим силу.
Поскольку Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 было принято для обеспечения льгот, предусмотренных пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года, в связи с признанием последнего утратившим силу, также не подлежало применению с указанной даты и Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31.
Особенности правового статуса организаций культуры и их работников в настоящее время установлены Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", действующая редакция которого не предусматривает права работников культуры на получение каких-либо компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. До 01.01.2005 г. частью 6 ст. 55 указанных Основ предусматривалось, что специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
Данная норма являлась отсылочной и не содержала ни перечня лиц, которых следовало относить к специалистам организаций культуры, ни характера и размера установленных для них льгот, ни указаний на органы, обязанные предоставить такие льготы.
Аналогичную отсылочную норму содержал и действовавший также до 01.01.2005 г. Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села", статья 24 которого предусматривала, что на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, в том числе по первоочередному обеспечению жильем, продуктами питания. Конкретные виды льгот для работников культуры были указаны только статье 8 этого Закона, которой было закреплено право на бесплатное обеспечение топливом по действующим нормам за счет местного бюджета специалистам культуры, направляемым по заявкам хозяйств и сельских Советов, на период первых двух лет.
Статья 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Данная норма также являлась отсылочной, не устанавливала категорий специалистов, имеющих право на соответствующие льготы, и не возлагала на органы местного самоуправления обязанность предоставлять такие льготы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 г. был признан утратившим силу Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села", а также внесены изменения в ст. 55 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", из которой были исключены положения о правах специалистов организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, на льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
При этом каких-либо норм, возлагающих обязанность на органы местного самоуправления предоставлять иные меры социальной поддержки специалистам организаций культуры, этим законом не было предусмотрено.
Согласно подпункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. То есть предоставление мер социальной поддержки не отнесено к компетенции органов местного самоуправления, что и подтверждено положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющими их компетенцию.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что на 31.12.2004 г. обязанность органов местного самоуправления обеспечить предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением специалистам учреждений культуры, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, федеральными нормативными актами не была предусмотрена. В связи с этим доводы жалобы о том, что судом неправильно применена ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в отсутствие вышеуказанной обязанности на момент внесения соответствующих изменений в федеральные законодательные акты у органов местного самоуправления и не могла возникнуть обязанность по сохранению за специалистами учреждений культуры уровня социальных гарантий не ниже уровня, существовавшего до 31.12.2004 г.
В указанный заявителем период 2009 - 2011 годов федеральных нормативных актов, предусматривавших обязанность органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки работникам культуры, также не имелось. Действие ст. 37 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", согласно которой полномочия по предоставлению указанных заявителем мер социальной поддержки работникам учреждений культуры передавалось органам местного самоуправления, в указанный период было приостановлено Законами Омской области от 24 ноября 2008 г. N 1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" и от 9 декабря 2010 г. N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", и в этой части вышеуказанные законы не отменялись и не признавались недействующими. Денежные средства для реализации соответствующих государственных полномочий администрации Седельниковского муниципального района Омской области из вышестоящих бюджетов не передавались.
Установление мер социальной поддержки, обязанность предоставлять которые прямо не возложена федеральными законами или законами субъектов федерации на органы местного самоуправления, является правом последних. В данном случае действующим на территории Седельниковского района Омской области Положением об организации культурной деятельности на территории Седельниковского муниципального района Омской области, утвержденным Решением Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 1 марта 2011 г. N 9, также не предусмотрено право работников муниципальных учреждений культуры на компенсацию расходов по отоплению и освещению жилых помещений. Пунктом 9.2 этого Положения установлено только, что работникам муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельской местности, устанавливаются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Омской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации Седельниковского муниципального района Омской области обязанности предоставить П. компенсацию расходов по оплате отопления и электроосвещения занимаемого ею жилого помещения за период с 01.01.2009 г. по 06.12.2011 г.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Поскольку фактов нарушения прав заявителя в результате неисполнения Администрацией Седельниковского района возложенных не нее нормативными актами обязанностей, не было установлено, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Доводы подателя жалобы о неознакомлении с протоколом судебного заседания, не могут служить основанием к отмене решения, так как срок и порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и подачи на него замечаний был разъяснен сторонам (л.д. 57). Ознакомление с отзывом ответчика в день судебного заседания, также не служит основанием к отмене решения, так как истица не заявляла ходатайств о необходимости отложения дела.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и применены соответствующие нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Седельниковского районного суда Омской области от 28.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-993/2012
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2012 г. по делу N 33-993/2012
Председательствующий: Ренгольд Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре С.А.
рассмотрела в судебном заседании 22 февраля 2012 года дело по апелляционной жалобе П. на решение Седельниковского районного суда Омской области от 28.12.2011, которым постановлено:
"В исковых требованиях П. отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с заявлением к Администрации муниципального района в обоснование иска указав, что она с 1956 по 1992 года работала в муниципальных учреждениях культуры, а с 1957 по 1992 года до выхода на пенсию осуществляла трудовую деятельность в Седельниковской центральной библиотеке в должности старшего библиотекаря детского отделения. В период работы и впервые годы после ухода на пенсию ей предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг.
Просила признать незаконным бездействие Администрации района по не предоставлению мер социальной поддержки и обязать предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и электроэнергии жилого помещения за период 2009 - 2011 годы.
В судебном заседании П. требования поддержала. Просила предоставить ей меры социальной поддержки за период с 01.01.2009 года по 28.12.2011 года в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, в том числе с учетом приборов учета тепловой энергии и электроэнергии.
Представитель Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Р. исковые требования не признала, указав, что правовых оснований для обязания Администрации осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных учреждений культуры не имеется.
Представитель Администрации Седельниковского муниципального района Омской области С.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Руководитель Комитета по культуре администрации Седельниковского муниципального района Омской области М. возражала против исковых требований, указав, что акты, устанавливающие меры социальной поддержки работников культуры на федеральном уровне и на уровне муниципального района отсутствуют. Действие статей 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" приостановлено.
Представители заинтересованного лица Министерства финансов Омской области, Министерства культуры Омской области в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе, дополнении к ней П. просит отменить решение суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность, а также на нарушение норм материального права. Указывает, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений относится к вопросам местного значения муниципального района. Также недостаточность собственных доходов на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Таким образом, отсутствие денежных средств не является основанием для не предоставления мер социальной поддержки.
В отзыве на жалобу представитель Министерства финансов Омской области К. поддерживает доводы Администрации Седельниковского муниципального района Омской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 84).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, отзыва на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, что П. в настоящее время находится на пенсии.
С 27.08.1956 работала в Седельниковском отделе культуры в должности заведующей Тимофеевским сельским клубом; 16.02.1957 переведена на должность заведующей Денисовской сельской библиотекой: 30.07.1962 переведена в Тарский отдел культуры в связи с упразднением района; 02.04.1964 переведена в Седельниковский отдел культуры зав. Денисовской библиотекой; 02.01.1968 переведена на должность инспектора районного отдела культуры; 03.09.1968 переведена библиотекарем районной библиотеки; 01.10.1978 переведена на должность старшего библиотекаря детского отделения Седельниковской ЦБС; 11.03.1992 уволена с занимаемой должности в связи с уходом на пенсию и сокращением штата (л.д. 10 - 12).
П. проживает в доме с печным отоплением по адресу: <...> (л.д. 9).
Согласно уставу "Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека" является муниципальным учреждением культуры, учредителем указанного учреждения является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет Администрация Седельниковского муниципального района Омской области.
Судом установлено, что П. пользовалась льготами по коммунальным услугам в 2005, 2007, 2008 годах, за период 2006 г. льготы не предоставлялись по причине отсутствие необходимого пакета документов; в период январь, февраль, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, апрель - сентябрь 2010 года также пользовалась субсидией на коммунальные услуги и оплату жилья, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья.
Согласно справке Комитета по культуре администрации Седельниковского муниципального района от 12.12.2011 г. N 205 работникам учреждений культуры с 2009 года по 2011 год льготы по коммунальным платежам не выплачивались из-за отсутствия финансирования.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия из того, что до 1 января 2005 года жилищно-коммунальные льготы в сельской местности работающим квалифицированным специалистам, в том числе работникам культуры, предоставлялись на основании ранее действовавших союзных, федеральных и республиканских нормативных правовых актов.
Пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусматривалось, что квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках" предписывалось обеспечить предоставление льгот в соответствии с пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года клубным и библиотечным работникам. Указанное Постановление не содержало ссылок на наименование и объем предоставляемых льгот, в Постановлении содержался лишь перечень должностей, которым предоставлялись льготы согласно пункта 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельских местностях и рабочих поселках" признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих в сельской местности и рабочих поселках", а также предписывалось обеспечить предоставление льгот в соответствии с пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года клубным, библиотечным и музейным работникам. Указанное Постановление также не содержало ссылок на наименование и объем предоставляемых льгот, в Постановлении содержался лишь перечень должностей, которым предоставлялись льготы согласно пункта 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года.
Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" признано утратившим силу.
Поскольку Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 было принято для обеспечения льгот, предусмотренных пунктом 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года, в связи с признанием последнего утратившим силу, также не подлежало применению с указанной даты и Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31.
Особенности правового статуса организаций культуры и их работников в настоящее время установлены Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", действующая редакция которого не предусматривает права работников культуры на получение каких-либо компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. До 01.01.2005 г. частью 6 ст. 55 указанных Основ предусматривалось, что специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
Данная норма являлась отсылочной и не содержала ни перечня лиц, которых следовало относить к специалистам организаций культуры, ни характера и размера установленных для них льгот, ни указаний на органы, обязанные предоставить такие льготы.
Аналогичную отсылочную норму содержал и действовавший также до 01.01.2005 г. Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села", статья 24 которого предусматривала, что на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, в том числе по первоочередному обеспечению жильем, продуктами питания. Конкретные виды льгот для работников культуры были указаны только статье 8 этого Закона, которой было закреплено право на бесплатное обеспечение топливом по действующим нормам за счет местного бюджета специалистам культуры, направляемым по заявкам хозяйств и сельских Советов, на период первых двух лет.
Статья 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Данная норма также являлась отсылочной, не устанавливала категорий специалистов, имеющих право на соответствующие льготы, и не возлагала на органы местного самоуправления обязанность предоставлять такие льготы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 г. был признан утратившим силу Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села", а также внесены изменения в ст. 55 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", из которой были исключены положения о правах специалистов организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, на льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
При этом каких-либо норм, возлагающих обязанность на органы местного самоуправления предоставлять иные меры социальной поддержки специалистам организаций культуры, этим законом не было предусмотрено.
Согласно подпункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. То есть предоставление мер социальной поддержки не отнесено к компетенции органов местного самоуправления, что и подтверждено положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющими их компетенцию.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что на 31.12.2004 г. обязанность органов местного самоуправления обеспечить предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением специалистам учреждений культуры, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, федеральными нормативными актами не была предусмотрена. В связи с этим доводы жалобы о том, что судом неправильно применена ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в отсутствие вышеуказанной обязанности на момент внесения соответствующих изменений в федеральные законодательные акты у органов местного самоуправления и не могла возникнуть обязанность по сохранению за специалистами учреждений культуры уровня социальных гарантий не ниже уровня, существовавшего до 31.12.2004 г.
В указанный заявителем период 2009 - 2011 годов федеральных нормативных актов, предусматривавших обязанность органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки работникам культуры, также не имелось. Действие ст. 37 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", согласно которой полномочия по предоставлению указанных заявителем мер социальной поддержки работникам учреждений культуры передавалось органам местного самоуправления, в указанный период было приостановлено Законами Омской области от 24 ноября 2008 г. N 1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" и от 9 декабря 2010 г. N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", и в этой части вышеуказанные законы не отменялись и не признавались недействующими. Денежные средства для реализации соответствующих государственных полномочий администрации Седельниковского муниципального района Омской области из вышестоящих бюджетов не передавались.
Установление мер социальной поддержки, обязанность предоставлять которые прямо не возложена федеральными законами или законами субъектов федерации на органы местного самоуправления, является правом последних. В данном случае действующим на территории Седельниковского района Омской области Положением об организации культурной деятельности на территории Седельниковского муниципального района Омской области, утвержденным Решением Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 1 марта 2011 г. N 9, также не предусмотрено право работников муниципальных учреждений культуры на компенсацию расходов по отоплению и освещению жилых помещений. Пунктом 9.2 этого Положения установлено только, что работникам муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельской местности, устанавливаются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Омской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации Седельниковского муниципального района Омской области обязанности предоставить П. компенсацию расходов по оплате отопления и электроосвещения занимаемого ею жилого помещения за период с 01.01.2009 г. по 06.12.2011 г.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Поскольку фактов нарушения прав заявителя в результате неисполнения Администрацией Седельниковского района возложенных не нее нормативными актами обязанностей, не было установлено, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Доводы подателя жалобы о неознакомлении с протоколом судебного заседания, не могут служить основанием к отмене решения, так как срок и порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и подачи на него замечаний был разъяснен сторонам (л.д. 57). Ознакомление с отзывом ответчика в день судебного заседания, также не служит основанием к отмене решения, так как истица не заявляла ходатайств о необходимости отложения дела.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и применены соответствующие нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Седельниковского районного суда Омской области от 28.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)