Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2013 N 06АП-3994/2013 ПО ДЕЛУ N А04-2471/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. N 06АП-3994/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Головниной Е.Н., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Энергия 3": Крапива Е.Ю., представителя по доверенности от 01.04.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия 3"
на решение от 06.06.2013
по делу N А04-2471/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Кравцовым А.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергия 3"
к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области
о взыскании 5 300 213, 49 рубля,
третьи лица Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, общество с ограниченной ответственностью "Тепло 21", Правительство Амурской области, Администрация Зейского района Амурской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергия 3" (ОГРН 105280031227, ИНН 2815006199 (далее - ООО "Энергия 3")) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618 (далее - Министерство)) о взыскании 5 300 213, 49 рубля убытков, возникших в результате ограничения размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, общество с ограниченной ответственностью "Тепло 21", Правительство Амурской области, Администрация Зейского района Амурской области.
Решением суда от 06.06.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным решением, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение от 06.06.2013 отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель полагает, что им выполнены все предусмотренные Постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 требования для предоставления субсидии, в связи, с чем не мог быть лишен права на ее получение. Считает, что поскольку из материалов дела видно, что ответчиком не обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат ООО "Энергия 3", предоставляющего населению соответствующие услуги, тем самым ответчиком не исполнена обязанность по финансированию межтарифной разницы, в связи с чем у истца возникли убытки.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивал.
В связи с отсутствием возможности в назначенное время направить в апелляционный суд своих представителей, Правительство Амурской области и Администрация Зейского района Амурской области заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания явку своих представителей не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалобы рассмотрена в отсутствие в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно материалам дела 01.01.2012 между ООО "Энергия 3" (абонент) и ООО "Тепло 21" (теплоснабжающая организация) заключен договор N 20/21-А, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалось поставлять в жилые дома, находящиеся в управлении абонента тепловую энергию, а последний принимать и оплачивать ее стоимость по следующим тарифам, утвержденным Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 244-пр/т от 21.12.2011:
- - с 01.01.2012 по 30.06.2012-3 585,21 руб. /Гкал;
- - с 01.07.2012 по 31.08.2012-3 833,67 руб. /Гкал;
- - с 01.09.2012 по 31.12.2012-3 991,07 руб. /Гкал. п. 3.4. договора.
Приказом ФСТ РФ от 06.10.2011 N 242-э/7 для Амурской области на 2012 год установлен предельный максимальный уровень тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в размере 103,2% - на период с 01.09.2012 по 31.12.2012.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" введено понятие "предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги", которым должен соответствовать размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В части 2 статьи 6 настоящего Закона определено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Согласно приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24.10.2011 N 173-пр установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Амурской области на 2012 год, согласно которому для города Зеи Амурской области установлен индекс в размере 112% на период с 01.07.2012 по 31.12.2012.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.06.2010 N 224-р "Об утверждении размеров платы граждан за коммунальные услуги" рекомендовано органам регулирования муниципальных образований Амурской области ежегодно, до начала очередного финансового года, устанавливать размеры платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Зейским городским Советом народных депутатов 25.10.2012 принято решение N 85/125, которым утверждены размеры платы граждан за коммунальные услуги на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 в зависимости от вида дома и наличия общедомового прибора учета тепловой энергии.
Из материалов дела также следует, что поскольку Постановлением Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 215 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов), возникающих в связи с ограничением размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом (далее - Порядок N 215), ООО "Энергия 3" обратилось с заявлением к Министерству жилищно - коммунального хозяйства Амурской области (далее - Министерство ЖКХ) о возмещении выпадающих доходов за 3 и 4 кварталы 2012 года.
Пунктом 2 Порядка N 215 установлено, что субсидии предоставляются в целях возмещения затрат (недополученных доходов), возникающих при оказании коммунальных услуг населению в период с 1 января до 1 декабря текущего года, в связи с ограничением органами местного самоуправления размера платы граждан за коммунальные услуги предельным индексом.
Субсидии предоставляются юридическим лицам (далее - получатели), в том числе, ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных услуг на основании договора с потребителем, при условии, что данные ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги в муниципальном образовании, которому ранее не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (за исключением расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании договора с потребителем (исполнителем).
Пунктом 4 данного порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
- - оказание коммунальных услуг населению (отопление, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение);
- - отсутствие проведения в отношении юридических лиц процедуры банкротства или процедуры ликвидации;
- - ежеквартальное подтверждение выпадающих доходов в размере, установленном на дату принятия решения о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 6 Порядка N 215 министерство жилищно-коммунального хозяйства области в течение 20 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пункте 5 данного Порядка, рассматривает их, для чего приказом создает комиссию из своего состава и выносит решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоблюдение требований пунктов 3, 4 Порядка N 215.
Из письма Министерство ЖКХ от 14.03.2013 N 02-36-766/421 следует, что заявление истца возвращается ввиду того, что у министерства отсутствуют полномочия на возмещение недополученных выпадающих доходов за 2012 год.
Невозмещение истцу межтарифной разницы послужило основанием для обращения последнего в суд с иском по данному делу.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующего представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством их установления в экономически обоснованном размере или предельном уровне.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Кроме того, по смыслу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.
По материалам дела апелляционным судом установлено, что заявитель по делу в спорных отношениях является потребителем коммунальных услуг, а не их поставщиком (снабжающей организацией).
Поскольку истец отвечает по своим обязательствам за поставку тепловой энергии в пределах обязательств граждан по оплате отопления и подогрева воды в многоквартирном доме, ее обязательства по оплате тепловой энергии ограничиваются размером платы за коммунальные услуги, установленной для граждан, из чего следует, что истец не вправе требовать с ответчика возмещения межтарифной разницы.
В силу указанных обстоятельств апелляционным судом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о выполнении им всех предусмотренных Порядком предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат (недополученных доходов) требований для получения спорной субсидии.
При изложенных обстоятельствах обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют. Доводов, основанных на доказательствах и влекущих отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной жалобы, подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 06.06.2013 года по делу А04-2174/2013 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
С.Б.РОТАРЬ

Судьи
Е.Н.ГОЛОВНИНА
А.И.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)