Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.10.2013 N 33-10033

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. N 33-10033


Судья: Воронович О.А.
Докладчик Корытникова Г.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Корытниковой Г.А.,
судей: Лавник М.В., Кандаковой Л.Ю.,
С участием прокурора Чичина С.С.
при секретаре Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А.,
гражданское дело по апелляционному представлению И.о. прокурора Центрального района г. Новокузнецка А.Г. Саранского
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 июля 2013 года,
по иску прокурора Центрального района г. Новокузнецка,
действующего в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Левый берег" о понуждении к совершению действий

установила:

Истец прокурор Центрального района г. Новокузнецка, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТСЖ "Левый берег" о понуждении к совершению действий и просил обязать ТСЖ "Левый берег" назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>; установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до дата
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения товариществами собственников жилья федерального законодательства были выявлены нарушения в деятельности ТСЖ "Левый берег". Действующее законодательство возлагает на собственника жилого помещения (в том числе в многоквартирном жилом доме) обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также осуществлять регистрацию иных граждан в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения. Прокурорской проверкой установлено, что в ТСЖ "Левый берег" отсутствуют лица, ответственные за регистрацию, уполномоченные на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту пребывания и по месту жительства в многоквартирном жилом доме по <адрес>. На оказание паспортно-учетных услуг ТСЖ "Левый берег" заключен договор с ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" от дата N П-301/11. Обращение прокурора района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц вызвано тем, что нарушаются права лиц, проживающих в доме по <адрес> на получение благоприятных условий проживания. Круг собственников в доме не является постоянным, квартиры в данном доме являются объектами купли-продажи, мены, дарения. Смена собственников не позволяет четко определить их постоянных круг и количество.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика были привлечены ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", Управление Федеральной миграционной службы РФ по Кемеровской области в г. Новокузнецке.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка Казарова А.А. уточнила требования в части срока просила установить срок до дата, на остальных требованиях настаивала.
Представитель ответчика ТСЖ "Левый берег" в суд не явился.
Представитель третьего лица ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" Е.Д., действующий на основании доверенности, в суде против иска возражал.
Представитель третьего лица Управление Федеральной миграционной службы РФ по Кемеровской области в г. Новокузнецке в суд не явился.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 июля 2013 года постановлено:
В удовлетворении иска прокурора Центрального района г. Новокузнецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Левый берег" о понуждении к совершению действий отказать.
В апелляционном представлении И.о. прокурора района А.Г. Саранский указывает, что суд не учел характер рассматриваемых отношений, а в связи с этим положения пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса о неприменении к административным отношениям гражданского законодательства.
Считает, что судом, при принятии данного решения было неверно применены нормы материального права.
Просит решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 11.07.2013 отменить и принять по делу новое решение.
На представление прокурора принесены возражения ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" в лице представителя Е.Д. (л.д. 76 - 77).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и.о. прокурора Центрального района г. Новокузнецка А.Г. Саранского, возражения ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" в лице представителя Е.Д., заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичина С.С., поддержавшего апелляционное представление, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик ТСЖ "Левый берег" осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Для исполнения обязанности по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, дата между ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" и ТСЖ "Левый берег" был заключен договор N П-301/11 на оказание паспортно-учетных услуг.
По условиям данного договора, исполнитель принял на себя обязанность организовывать прием граждан по вопросам постановки на регистрационный учет и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства; осуществлять прием и выдачу документов по вопросам, связанным с регистрацией и снятием граждан Российской Федерации с регистрационного учета и по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований прокурору Центрального района г. Новокузнецка, суд первой инстанции исходил из того, что ТСЖ "Левый берег" как ответственное лицо за регистрацию граждан (как определено вышеперечисленными нормами права) и исполнитель данной услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, принял меры по реализации обязанности связанной с регистрацией граждан по месту жительства и месту пребывания посредством заключения договора на оказание паспортно-учетных услуг с ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", при этом, обязанности по назначению ответственных лиц за регистрацию граждан в нормативных актах Российской Федерации на управляющую компанию не возложено.
Судебная коллегия не согласна с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Так, согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, определено, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, к таким лицам относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288.
Согласно пунктам 82 - 84 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по форме N 9 (карточка регистрации), поквартирных карточек по форме N 10.
Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, либо сведения о нем в заявлении о регистрации по месту жительства, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.
На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Как следует из материалов дела, в ТСЖ "Левый берег", осуществляющим управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> указанное должностное лицо не назначено.
Доказательств того, что в ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей" назначено должностное лицо ответственное за регистрацию граждан в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> суду первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
ТСЖ "Левый берег", выполняющее в силу ст. 161 ЖК РФ функции управления указанными многоквартирными домами, в соответствии с приведенными нормами права обязано осуществлять полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан, и не имело право передавать эти функции ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", у которого отсутствуют полномочия по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.
Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Кроме того, для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин представляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в пунктах 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные.
В соответствии с пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, относятся к сведениям конфиденциального характера, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 и частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных (любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев обязательного предоставления данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, ТСЖ "Левый берег", возложило на ООО "Городской центр расчетов коммунальных платежей", которое таковые функции осуществлять не может ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, а исковые требования прокурора Центрального района г. Новокузнецка подлежат удовлетворению, с возложением на ТСЖ "Левый берег" обязанности назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту жительства и месту пребывания в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> в срок до дата
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать ТСЖ "Левый берег" назначить лиц, ответственных за регистрацию, уполномоченных на осуществление сбора, приема, учета документов, необходимых для регистрации по месту жительства и по месту пребывания в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> в срок до дата

Председательствующий
Г.А.КОРЫТНИКОВА

Судьи
М.В.ЛАВНИК
Л.Ю.КАНДАКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)