Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2012 ПО ДЕЛУ N А66-11684/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N А66-11684/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Радищева, 37" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 марта 2012 года по делу N А66-11684/2009 (судья Кольцова Т.В.),

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к товариществу собственников жилья "Радищева, 37" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - ТСЖ) о взыскании 1 047 260 руб. убытков, связанных с неисполнением ответчиком условий соглашения от 29.12.2008 N 73.
Определением суда от 04.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - Общество).
Решением суда от 01.03.2012 исковые требования удовлетворены.
ТСЖ с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просило решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
Судом не учтено, что в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии от 29.12.2008 N 73 Департамент должен проводить проверку целевого использования бюджетных средств, а результаты проверки оформлять актом и доводить до сведения получателя - ТСЖ. Факты нецелевого использования бюджетных средств, отраженные в акте проверки, являются основанием для применения к получателю мер ответственности, предусмотренных соглашением. Департаменту также предоставлено право приостановить предоставление субсидии в случаях отсутствия финансирования получателем доли расходов по капитальному ремонту дома, непредставления отчетности и документов дома, и документов, предусмотренных соглашением, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Однако данные обязанности Департамент на протяжении всего срока действия соглашения не выполнял. В связи с этим, у ТСЖ отсутствовала какая-либо информация о наличии данного соглашения. Кроме того, суд не учел, что определенные работы по ремонту крыши и фасада были проведены. Однако у ТСЖ отсутствовала информация о том, на основании чего, за счет каких денежных средств и кем непосредственно проводились данные работы, какой объем работ действительно проведен. Документы об установлении факта нецелевого использования субсидии Департамент не составил, до ТСЖ в установленном порядке данную информацию не довел.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Твери от 18.04.2008 N 1096 утверждена муниципальная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Твери на 2008 год.
Администрацией Тверской области (далее - Администрация) 30.06.2008 принято постановление "Об утверждении региональной программы "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год".
Во исполнение указанного постановления Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2008 год выделены средства на проведение капитального ремонта домов.
Постановлением главы администрации города Твери от 03.110.2008 N 2654 утвержден Порядок предоставления субсидий, полученных из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного фонда софинансирования расходов и бюджета города Твери.
Получателем средств определен Департамент, на которого возложена обязанность контролировать расходование предоставленных субсидий.
Суд первой инстанции установил, что Департамент и ТСЖ 29.12.2008 подписали соглашение N 73 о предоставлении субсидий.
Платежными поручениями от 30.12.2008 N 105, 1885, 1886 на специальный счет ТСЖ, открытый в ФКБ "Огни Москвы" Тверской" (город Тверь) Департамент перечислил 1 047 260 руб. во исполнение соглашения от 29.12.2008 N 73.
Ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих проведение работ по капитальному ремонту дома, невыполнение ответчиком обязательств, предусмотренных пунктом 5.2.4. соглашения от 29.12.2008 N 73, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру и удовлетворил иск.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд первой инстанции установил, что Департамент и ТСЖ 29.12.2008 подписали соглашение N 73 о предоставлении субсидий.
В пункте 1.1 указано, что настоящее соглашение регламентирует отношения по предоставлению Департаментом бюджетных средств ТСЖ на условиях долевого финансирования расходов по капитальному ремонту многоквартирного дома N 37 по бульвару Радищева в городе Твери.
Целью предоставления субсидий является оказание финансовой помощи на проведение капитального ремонта кровли, ремонта фасада. Вид капитального ремонта и сроки его проведения определены решением общего собрания собственников помещений от 01.11.2008, соответствуют требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и указаны в приложении N 1 к настоящему соглашению (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.3 Департамент предоставляет ТСЖ целевое финансирование в форме субсидии, которая направляется получателем на капитальный ремонт дома.
Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения получатель субсидий представляет в Департамент один экземпляр договора подряда в течение 10 рабочих дней с момента его подписания.
Условия и порядок предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг определены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 1 названной статьи, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением главы администрации города Твери от 03.110.2008 N 2654 утвержден Порядок предоставления субсидий, полученных из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного фонда софинансирования расходов и бюджета города Твери.
В соответствии с названным Порядком и заключенным сторонами соглашением от 29.12.2008 N 73 Администрация предоставила ТСЖ целевую субсидию на капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 1 047 260 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Администрация сослалась на нецелевое использование ТСЖ полученных им денежных средств.
Из материалов дела видно, что ТСЖ получило бюджетные средства в указанном размере на условиях долевого финансирования расходов по капитальному ремонту многоквартирного дома N 37 по бульвару Радищева в городе Твери.
В приложении N 1 к соглашению от 29.12.2008 N 73 стороны определили, что ремонт дома будет выполнен в следующие сроки: ремонт кровли - март 2009 года, ремонт фасада - июнь 2009 года.
Вместе с тем ответчик в порядке статьи 65 АПК РФ не представил объективных доказательств, свидетельствующих о целевом использовании полученных бюджетных средств, а также о выполнении капитальных работ по ремонту дома в соответствии с названным соглашением от 29.12.2008.
Доводы подателя жалобы о том, что какие-то работы были выполнены, не принимаются во внимание, поскольку не подтверждены документами.
Ссылки на утрату документов и их отсутствие не дают ответчику право на отказ в возврате полученных денежных средств, так как в силу соглашения от 29.12.2008 N 73, а также исходя из специфики данного финансирования следует, что именно ответчик обязан предоставить отчет о целевом расходовании полученных денежных средств.
Доводы подателя жалобы о том, что Департамент не предпринял действий по приостановлению финансирования, по контролю за их расходованием, также не принимаются во внимание, поскольку не освобождают получателя субсидий от обязанности соблюдать подписанное соглашение, расходовать полученные денежные средства на указанные цели и предоставить мотивированный отчет.
Данные действия ответчиком не выполнены. Каких-либо обоснованных пояснений относительно того, куда израсходованы бюджетные средства, он дать не смог.
Доводы относительно подписания документов не председателем ТСЖ, а иным лицом были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, в рамках дела суд назначил экспертизы и изучил представленные заключения.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, доказательств и иных выводов у апелляционной инстанции не имеется.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как несостоятельные. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 1 марта 2012 года по делу N А66-11684/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Радищева, 37" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)