Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2010 ПО ДЕЛУ N А74-5173/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2010 г. по делу N А74-5173/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Кирилловой Н.А., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
- от истца МУП "Тепловые сети" - представителя Шурыгиной Е.Д. по доверенности от 01.01.2010, Краснопеевой Г.А. по доверенности от 20.01.2010;
- от ответчика ООО "Жилищный фонд Заводской" - Олейник Г.Ф. на основании решения единственного учредителя N 1 от 20.10.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд Заводской"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 31 мая 2010 года по делу N А74-5173/2009, принятое судьей Струковой Г.И.,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" г. Саяногорска, обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд "Заводской" о взыскании 10 007 937 рублей задолженности за потребленную электроэнергию на основании договора на поставку и пользование тепловой энергией в горячей воде N 733 от 26.01.2009.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 февраля 2010 года производство по делу приостановлено в связи с назначением экспертизы, проведение которой поручено специалистам общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки и аудита" - оценщикам Голощаповой Татьяне Васильевне, Голощапову Виктору Александровичу. Срок проведения экспертизы 31 марта 2010 года.
Определением от 31 марта 2010 года производство по делу было возобновлено в связи с рассмотрением ходатайства экспертного учреждения о продлении срока проведения экспертизы.
Определением от 02 апреля 2010 года срок проведения экспертизы продлен до 20 апреля 2010 года, производство по делу приостановлено.
Определением от 21 апреля 2010 года производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 мая 2010 года иск удовлетворен. С общества с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд Заводской", г. Саяногорск в пользу Муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Саяногорска, взыскано 10 007 937 рублей задолженности, 47 488 расходов по государственной пошлине, 20 000 рублей расходов на оплату услуг эксперта. С общества с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд Заводской", г. Саяногорск, в доход федерального бюджета взыскано 14 051 рубль 69 копеек государственной пошлины. С общества с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд Заводской", г. Саяногорск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки и аудита", г. Черногорск, взыскано 11 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 31 мая 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим основаниям:
- - при определении объемов потребления тепловой энергии ООО "Жилищный фонд Заводской" за 2009 год экспертами, а также судом первой инстанции нарушен установленный Правилами N 307 порядок, так как при расчетах за ноябрь и декабрь приняты во внимание данные по общедомовым приборам учета (которые были установлены в октябре 2009 года). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер оплаты за отопление определяется по формуле 1, то есть по нормативу (подпункт 2 приложения N 2 к постановлению N 307);
- - общий объем тепловой энергии на отопление (по нормативу потребления) за 2009 года жилыми домами в г. Саяногорске принадлежащими ООО "Жилищный фонд "Заводской" составляет 22 170 Гкал, что составляет: 1847,5 х 743,48 х 1,18 х 12 = 19 450 935,65 рублей.
- Общий объем потребления химически очищенной воды (по нормативу потребления) за 2009 год жилыми домами в г. Саяногорске принадлежащими ООО "Жилищный фонд "Заводской" потребил 222 593,5 куб. м, что составляет: 222 593,5 х 6,13 х 1,18 = 1 610 107,82 рублей;
- - судом неправильно применена норма материального права, а именно - неправильно рассчитана сумма подлежащая оплате за потребление ООО "ЖФ Заводской" химически очищенной воды за 2009 год. В нарушение требований законодательства Российской Федерации расчет произведен путем умножения объема потребления на цену (тариф) на горячую воду - 59,87 руб. за 1 куб. м (с учетом НДС);
- - Тариф на горячую воду в размере 59,87 руб./1 куб. м с учетом НДС для МУП "Тепловые сети" г. Саяногорска не утверждался;
- - судом необоснованно отклонены доводы истца о проведении корректировки, предусмотренной пунктом 19 Правил N 307. Формулы корректировки (подпункты 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам) предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Единоличное определение ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается;
- - Переписка с РСО, Администрацией города Саяногорска, письма в Прокуратуру г. Саяногорска и акты замера параметров теплоносителя, представленные ООО "Жилищный фонд Заводской" в качестве доказательств подтверждают факт ненадлежащего качества поставляемой тепловой энергии в течение всего 2009 года;
- - суд не принял доводы ответчика о применении в расчетах с РСО показаний индивидуальных приборов учета жителей, не принял во внимание пункт 16 Правил 307, тогда как ответчик в течение всего года вел расчеты с населением по нормативам потребления коммунальных услуг, составившим по горячей воде - 3,733 мЗ/чел. в месяц с учетом установленных по квартирам граждан индивидуальных приборов учета.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 26 мая 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям:
- - тарифы, нормативы в установленном законном порядке не оспорены, не признаны недействительными, а потому правомерно приняты истцом при расчетах объемов отпущенного коммунального ресурса за 2009 год. Сумма иска, а также порядок расчетов в применение тарифов при взаиморасчетах истца и ответчика подтвержден заключением экспертизы;
- - корректировку размера платы гражданам производит исполнитель, то есть управляющая компания, а не энергоснабжающая организация. Исходя из смысла и содержания корректировки размела платы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 в редакции подпункта 2 пункта 1 Приложения N 2 следует, что корректировка размера платы представляет собой разницу размера платы фактической потребленной тепловой энергии, рассчитанной энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией расчетным методом и разницей оплаченной тепловой энергией по нормативам потребления коммунальных услуг, установленных для населения органом местного самоуправления. В связи с принятым решением Президиума ВАС РФ о методе определения энергоснабжающей организацией количества тепловой энергии по нормативам потребления коммунальных услуг и истец предъявляет населению по нормативу потребления коммунальных услуг, корректировка размера платы невозможна;
- - в Письме Министерства регионального развития N 12529-АД/07 от 23.05.2008 г. дано разъяснение, что при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал)... приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам... не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих установленного тарифа на горячую воду;
- - доводы ответчика о необходимости снижения размера платы в связи с ненадлежащим предоставления коммунальных услуг, необоснованны, так как пунктом 9.2. договора на поставку и пользование тепловой энергией в горячей воде N 733 от 26.01.2009 предусмотрено, что энергоснабжающая организации не несет материальной ответственности перед Потребителем за недопоставку тепловой энергии, вызванной по вине самого Потребителя, в т.ч. при невыполнении соответствующего предписания инспектора Энергоснабжающей организации в указанный в акте срок, а также не несет экономической и имущественной ответственности а
- последствия ограничения и прекращения подачи тепловой энергии при неоплате за потребленную тепловую энергию";
- - ответчик не производил своевременно оплату за тепловую энергию, и химически-очищенную воду, о чем ему неоднократно напоминалось. Следовательно, в силу пункта 9.2 договора энергоснабжающая организация вправе не производить перерасчетов;
- - из имеющихся актов, подписанных обеими сторонами, нет данных для проведения перерасчета по Приложению N 1 Правил N 307 или есть данные, но перерасчет не предусмотрен, так как параметры входит в допустимые отклонения. Акты по определению периода некачественного предоставления коммунальных услуг отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 31 мая 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что при определении объемов потребления тепловой энергии ООО "Жилищный фонд Заводской" за 2009 год судом нарушен порядок определения объема потребления тепловой энергии на отопление и химически очищенной воды, установленный правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Размер оплаты за отопление определяется по нормативу.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что задолженность ответчика перед истцом составляет 9835951 рубль 20 копеек.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Согласно Уставу МУП "Тепловые сети" предметом деятельности является выработка и транспортировка тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения потребителей, ремонт и техническое обслуживание тепловых сетей и инженерной инфраструктуры гор. Саяногорска (том 1 л.д. 19-27).
В соответствии с Уставом ООО "Жилищный фонд Заводской" является коммерческой организацией, осуществляет виды деятельности управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, уборка придомовых территорий, оказание коммунальных услуг, т.п.
Обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг состоит в заключении с ресурсоснабжающей организацией договора или самостоятельно произвести коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе приобрести тепловую энергию, горячую воду для целей поставки гражданам (подпункт "в" пункта 49 Правил N 307).
26.01.2009 г. истец (ресурсоснабжающая организация) и ответчик ООО "Жилищный фонд Заводской" (Потребитель) заключили договор на поставку и пользование тепловой энергией в горячей воде N 733 (с учетом протокола согласования разногласий), в соответствии с которым истец обязался подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности, а ответчик (потребитель) обязался принимать и оплачивать принятую тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Пунктами 2.3,5.6,9.2 договора N 733 предусмотрено, что РСО (истец) обязуется поддерживать среднесуточную температуру на границе эксплуатационной ответственности с учетом потерь в сетях в соответствии с температурным графиком на источнике (котельной "СаянТеплоКом", котельной ООО "Теплоресурс"), а потребитель (ответчик) имеет право требовать возмещения убытков за перерывы в подаче, недопоставки тепловой энергии по вине энергоснабжающей организации с составлением 2-х стороннего акта. Энергоснабжающая организация не несет материальной ответственности перед Потребителем за недопоставку тепловой энергии, вызванной по вине самого Потребителя, в т.ч. при невыполнении соответствующего предписания инспектора РОС в указанный в договоре срок. А также не несет экономической и имущественной ответственности за последствия ограничения и прекращения подачи тепловой энергии при неоплате за потребленную теплоэнергию.
В приложениях NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 к договору определены максимально-часовые нагрузки на отопление жилых домов, нормируемые потери внутренних систем ГВС, численность; расчет потребления тепловой энергии жилыми домами, обслуживаемыми ответчиком; расчет потребления химически очищенной воды жилыми домами, обслуживаемыми ответчиком; акт раздела границ; методика расчета увеличения циркуляционного расхода теплоносителя в системе отопления, методика расчета величины утечки сетевой воды и потерь тепловой энергии, методика расчета недоиспользованной тепловой энергии обратной сетевой воды.
В Приложениях N 2, 3 к договору N 733 приведен расчет потребления тепловой энергии жилыми домами, обслуживаемых ООО "Жилищный фонд Заводской", согласно которому всего за год должно быть поставлено ориентировочно 38 765,4 Гкал, химочищенной воды 217 254,6 куб. м (том 1 л.д. 8-16).
Истец для оплаты услуг по договору по передаче тепловой энергии жилым домам, обслуживаемым ответчиком, в период с января 2009 года по декабрь 20090 года, предъявил ответчику к оплате счета и счета-фактуры N 167 от 31.01.2009 на сумму 5264 276,27 руб., N 595 от 28.02.2009 на сумму 4 646 101,26 руб., N 1112 от 31.03.2009 на сумму 3 784 074,04 руб., N 1591 от 30.04.2009 на сумму 2 549 404,37 руб., N 2062 от 31.05.2009 на сумму 1 358 563,51 руб., N 2511 от 30.06.2009 на сумму 645 344,08 руб., N 2915 от 31.07.2009 на сумму 601 781,28 руб., N 3205 от 31.08.2009 на сумму 866 843,61 руб., N 3549 от 30.09.2009 на сумму 1173 497,43 руб., N 3928 от 31.10.2009 на сумму 2 768 352,28 руб., N 4423 от 30.11.2009 на сумму 2 678 568,45 руб., N 4935 от 31.12.2009 на сумму 4508 608,71 руб., всего на сумму 30 845 415,3 руб. К счетам-фактурам приложены расчеты потребления по каждому дому (помесячно) (том 1 л.д. 33-55).
Истцом представлены в материалы дела Акты допуска приборов учета тепловой энергии и счетчиков ГВС в эксплуатацию по объектам (жилой дом N 44, 45, 51, 55, 56, 27 (1 узел), 27 (2 узел).
Итого, истцом начислено за переданный коммунальный ресурс - отопление и ГВС в сумме 33 333 523 рублей.
В период с февраля по март 2009 г. ответчиком произведена оплата по договору N 733 на общую сумму 23 325 586 рублей, что подтверждается материалами дела.
Также стороны произвели зачеты на сумму 268 767,35 руб.
Ссылаясь на то, что ответчиком задолженность в сумму 10 007 937 рублей ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) определено, что исполнителем коммунальных услуг являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (в спорных правоотношениях - ответчик); ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (ООО "Красноярская Теплоэнергетическая компания" - истец); потребителем признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (население).
В соответствии с абзацем первым пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Статьей 8 Правил N 307 определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
- бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
- бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенной нормы, утверждение названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондирует с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме, сбросе сточных вод), в частности, регулирующих: права и обязанности сторон договора; порядок подачи коммунальных ресурсов и водоотведения, требования к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения, условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения, в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов; ответственность сторон договора, основания и порядок приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов с целью недопущения нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договорами.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Фактическое потребление применительно к энергоснабжению определяется принадлежностью сетей, через которые подается энергия (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В качестве правового основания предъявленного иска истец ссылается на договор N 733 на поставку и пользование тепловой энергией в горячей воде от 26.01.2009 г., который в силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ относится к публичным договорам, в связи с чем, на него распространяются требования пункта 3 статьи 539 Кодекса, в соответствии с которым предусмотрено применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированных Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями (РСО) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.
Положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых исполнителем коммунальных услуг с РСО, и основанных на Правилах обязательств исполнителей услуг перед собственниками помещений в многоквартирных домах и потребителями. Из указанных норм права следует, что ответчик (исполнитель коммунальных услуг) является посредником между РСО (истцом по настоящему делу) и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ответчика.
В силу пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифа для жилищных организаций производится аналогично расчету тарифной группы "население".
К отношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил оказания коммунальных услуг, в связи с чем вопрос о порядке определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:
P = S x N x T,
где -
- S - общая площадь I-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кВ.м.);
- T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./Гкал).
- для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения " к настоящим Правилам по формуле:
- P = n x N x T;
- где:
- n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для горячего водоснабжения - куб. м в месяц на 1 чел.);
- T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (для горячего водоснабжения - руб./куб. м).
Согласно решению президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.06.2009 вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии общедомовых приборов учета должен решаться при предъявлении оплаты за коммунальный ресурс исходя из установленных органом местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
С 01.01.2007 на территории муниципального образования г. Саяногорска принято постановление Администрации от 21.11.2006 г. N 1926 " Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в месяц", которым были утверждены нормативы на отопление в размере 0,0171 Гкал/1 кв. м общей площади жилья и на горячее водоснабжение в объеме 3,733 куб. м в месяц на 1 проживающего гражданина (том 1 л.д. 74-78).
Решением Саяногорского Совета депутатов от 25.11. 2008 г. N 216 "Об утверждении цен (тарифов) муниципальных унитарных предприятий за коммунальные услуги и об утверждении размера платы граждан на 2009 год в пределах полномочий органов местного самоуправления города Саяногорск" установлен тарифы, в том числе на горячую воду в размере 59,87 руб./1 куб. м с учетом НДС (том 1 л.д. 58-59).
Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ от 08.12.2008 г. N 121 утвержден и введен в действие с 01 января 2009 г. для МУП "Тепловые сети" среднерасчетный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, а размере 817,11 руб./Гкал. (без НДС).
Постановлением Госкомитета по тарифам РХ от 03.02.2009 г. внесено изменение в Постановление N 121, утвержден и введен в действие тариф для жилищного фонда, независимо от формы собственности и выбранной формы управления, населению в размере 743,48 руб./Гкал. (вступает в силу с 03.02.2009) (том 1 л.д. 56-57).
Перечисленные тарифы, нормативы в установленным законом порядке не обжалованы, не признаны недействительными, соответственно, правомерно приняты истцом в расчетах за 2009 г. и подтверждены в расчетах экспертным заключением.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на холодную и горячую воду. Согласно части 5 статьи 4 названного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифа на тепловую энергию.
Пунктами 47,48,49 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Письмом Минрегионразвития РФ от 23.05.2008 г. N 12529-АД/07 дано разъяснение, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или " на подогрев" (руб./Гкал.) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м). Органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210 с учетом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов и надбавок.
Как установлено в судебном заседании, истец отпускал коммунальный ресурс в виде как такового отопления, так и теплоэнергию для подогрева холодной воды, производил ее химочистку, а население жилых домов, управляемых обществом, потребляло горячую воду (открытая система теплоснабжения и разбора горячей воды).
По расчету платы граждан за коммунальные при утверждении тарифа на горячую воду учтен тариф на тепловую энергию (743,48 руб. без НДС), 0,06 Гкал/куб. м норматив на подогрев 1 куб. м холодной воды, ставка НДС 18%.
Таким образом, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м холодной воды, определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячую воду.
Материалы экспертного заключения подтверждают правильность расчетов истца по определению объемов поставки теплоэнергии, применения норматива на подогрев 1 м3 холодной воды. Каких-либо доказательств того, что количество Гкал (0,06 Гкал/м3), необходимых для подогрева 1 м3 холодной воды не является экономически обоснованным нормативом в суд первой инстанции не представлено. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что норматив тепловой энергии ГВС не утверждался, не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, пояснения заместителя Главы администрации Баранникова А.А. и выводы эксперта о применении при расчетах норматива тепловой энергии, необходимого для подогрева 1 м3 воды, как экономически обоснованного, подтверждается и постановлением N 1883 от 04.12.2009 "О внесении дополнений в Постановление от 21.11.2006 N 1926 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в месяц". Постановление от 21.11.2006 N 1926 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в месяц" дополнено пунктом об утверждении норматива тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 воды в размере 0,05984 Гкал/куб. м. Каких-либо оснований полагать, что при расчете стоимости горячей воды в спорный период не может быть применен указанный норматив (0,05984 Гкал/м3 или округлено 0,06) как экономически обоснованный, у суда первой инстанции не было.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о применении в расчетах с РСО показаний индивидуальных приборов учета по каждому жилому дому, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещаемых на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом (общедомовые приборы учета), либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водоснабжения. При этом объем отпущенного количества воды должен определяться на основании норматива потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Приведенная правовая позиция основывается на судебной практике, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.06.2009 г. по делу N 525/09, N 5290/09 от 22.09.2009 г.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости принятия показаний общедомовых приборов учета при расчетах за ноябрь - декабрь 2009 года не основаны на вышеуказанных нормах права.
Также судом правомерно не принят довод ответчика и в части возможности проведения односторонней корректировки с РСО, в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307 корректировка производится исполнителем коммунальных услуг в определенных случаях (разъяснение Минрегион развития РФ от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07).
По мнению ответчика, факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества по поставке тепловой энергии и ГВС МУП "Тепловые сети" в 2009 г. имел длящийся характер и основной причиной поставки коммунальных услуг ненадлежащего качества послужило то, что от ТНС-2 гидравлический режим подачи тепла и теплоносителя не выведен на рабочие параметры, в связи с чем, в системе теплоснабжения жилых домов 4-го микрорайона отсутствовал перепад давления, т.е. не обеспечивалась циркуляция теплоносителя. Стоимость снижения объема услуг из-за ненадлежащего качества по отоплению составляет 7877,93 Гкал х 743,48 руб./Гкал. х 1.18 (НДС) = 6 911 358,41 руб. Стоимость снижения объема услуг из-за ненадлежащего качества по ГВС составляет 2617,5 Гкалх 743,48 руб./Гкал х 1.18 = 2 296 349,5 руб.
Итого ответчик в одностороннем порядке произвел корректировку снижение оплаты оказанных ему услуг на общую сумму 9 207 707, 90 руб.
Арбитражный суд полагает, что указанная корректировка, проведенная ответчиком в одностороннем порядке, является неправомерной, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как установлено в статье 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. Пунктом 2 указанной статьи закона предусмотрено, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использовании такой энергии (п. 2 статьи 1105 Гражданского кодекса РФ)
Пунктами 2.3,5.6,9.2 договора N 733 предусмотрено, что РСО (истец) обязуется поддерживать среднесуточную температуру на границе эксплуатационной ответственности с учетом потерь в сетях в соответствии с температурным графиком на источнике (котельной "СаянТеплоКом", котельной ООО "Теплоресурс"), а потребитель (ответчик) имеет право требовать возмещения убытков за перерывы в подаче, недопоставки тепловой энергии по вине энергоснабжающей организации с составлением 2-х стороннего акта. Энергоснабжающая организация не несет материальной ответственности перед Потребителем за недопоставку тепловой энергии, вызванной по вине самого Потребителя, в т.ч. при невыполнении соответствующего предписания инспектора РОС в указанный в договоре срок. А также не несет экономической и имущественной ответственности за последствия ограничения и прекращения подачи тепловой энергии при неоплате за потребленную теплоэнергию.
Представленные ответчиком документы, а именно, переписка с РСО, акты замера параметров теплоносителя на вводах в тепловые узлы жилых домов свидетельствуют, что по причине наличия задолженности ответчика за потребленные коммунальные ресурсы в течение 2009 г. водились ограничения от котельной ООО "Теплоресурс" (том 1 л.д. 80-105).
В представленных ответчиком актах не имеется данных для проведения перерасчета по Приложению N 1. В указанных актах отсутствуют сведения по периоду оказанных услуг ненадлежащего качества, а также по температуре в жилых помещения, отапливаемых по присоединенной сети.
Согласно пункту 15 Приложения N 1 Правил N 307 температура воздуха в жилых помещениях должны быть не ниже + 18 град.С, в угловых комнатах + 20 град.С Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. В представленных ответчиком документах (актах) замеров параметров теплоносителя на вводах в жилые дома отсутствуют данные по продолжительности снижения температуры горячей воды в точках разбора и температуре воздуха в жилых помещениях. В заключении эксперта также указано, что согласно положений Правил N 307 при отсутствии данных о продолжительности снижения температуры горячей воды в точках разбора и температуре воздуха в жилых помещениях, проверить, правильно ли определен истцом и ответчиком размер снижения платы за оказанные коммунальные услуги надлежащего качества за период с января по декабрь 2009 года, не представляется возможным.
Ответчик встречный иск на основании пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса РФ не заявил. Расчет количества недопоставленных Гкал и их стоимость, представленных ответчиком, не является достоверным с учетом вышеприведенных доводов, в связи, с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о невозможности вычета стоимость некачественного товара при взыскании суммы долга.
Материалы экспертного заключения и пояснения экспертов в судебном заседании подтвердили правильность расчетов истца по определению объемов поставки теплоэнергии и применению норматива тепловой энергии, необходимого для подогрева 1 м 3.
В соответствии со статьями 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчеты истца, соглашается с доводами апелляционной жалобы о необоснованном применении тарифа на теплоэнергию в размере 817,11 руб. /Гкал за период январь, 2 дня февраля 2009 года, поскольку суд первой инстанции не учел изменения, внесенные Постановлением Государственном комитетом по тарифам Республики Хакасия N 5 от 03.02.2009 в Постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 08.12.2008 N 121 "О тарифах на тепловую энергию для МУП "Тепловые сети г. Саяногорска".
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 08.12.2008 N 121 (в редакции Постановления Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 03.02.2009 N 5) утвержден и введен в действие с 1 января 2009 года для МУП "Тепловые сети" г. Саяногорска среднерасчетный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, в размере 817,11 руб. /Гкал, в том числе жилищному фонду независимо от формы собственности и выбранной формы управления, населению в размере 743,48 руб./Гкал. Тариф указан без учета НДС. Тариф, установленный в пункте 1 настоящего Постановления, действует с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Истец и ответчик в суде апелляционной инстанции представили перерасчеты суммы долга с учетом тарифа 743,48 руб./Гкал. Расчеты истца и ответчика проверены судом апелляционной инстанции, признаются верными. Сумма долга с учетом перерасчета составила 9835951 рубль 20 копеек из расчета:
1. Стоимость 1847,5 Гкал по цене 743,48 руб. за январь 2009 года, составила 1620823 рубля 60 копеек, за 132 Гкал - 115804 рублей 40 копеек за 2 дня февраля 2009 года, всего 1736628 рублей.
2. Всего за указанный период необоснованно взыскано 171985 рублей 70 копеек (1908613,8 (сумма по тарифу 817,11 + НДС) - 1736628 руб. (сумма по тарифу 743,48 + НДС). Ответчик потребил тепловой энергии и горячей воды за 2009 год на сумму 33161537 рублей 20 копеек.
3. Оплата составила 23325586 рублей.
4. Задолженность составила 9835951,2 рублей (33161537,2 руб. - 23325586 руб.).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исковые требования удовлетворяются частично в сумме 9835951 рубль 20 копеек.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по иску, за рассмотрение апелляционной жалобы, а также за экспертизу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 мая 2010 года по делу N А74-5173/2009 изменить. Иск удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд Заводской", г. Саяногорск, в пользу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети", г. Саяногорск, задолженность в сумме 9835951 рубль 20 копеек, 19 656 рублей расходов на оплату услуг эксперта, 46396 рублей 04 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд Заводской", г. Саяногорск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 14051 рубль 69 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищный фонд Заводской", г. Саяногорск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки и аудита", г. Черногорск, расходы на проведение экспертизы в сумме 11 000 рублей 00 копеек.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
Н.А.КИРИЛЛОВА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)