Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.12.2010 N Ф09-10537/10-С5 ПО ДЕЛУ N А60-9056/2010-С7

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2010 г. N Ф09-10537/10-С5


Дело N А60-9056/2010-С7

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Гайдука А.А., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" (далее - общество "Регионгаз-инвест") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2010 по делу N А60-9056/2010-С7 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Горкоммунэнерго" (далее - общество "Горкоммунэнерго") - Кошкарова А.В. (доверенность от 08.09.2010 N 10);
- общества "Регионгаз-инвест" - Звонарев А.С. (доверенность от 11.01.2010 N 2).

Общество "Горкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Регионгаз-инвест" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения от 01.11.2009 N Нев8-4451/09, относительно принятия п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1.1, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11, 3.1.12, 3.2.1, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 5.2, 5.3, 5.5, 5.6, 5.9, 6.1, 6.2.2, 8.1, 8.2, 10.1, 10.2, 10.6, 10.7, 10.12, приложений N 1, 2 к договору в редакции истца.
Стороны подписали протокол согласования разногласий от 08.07.2010, в связи с чем судом рассмотрен спор относительно согласования п. 2.2, 3.1.12, 3.3.8, 4.3, 5.2, 5.5, 9.1 договора теплоснабжения.
Решением суда от 15.07.2010 (судья Зорина Н.Л.) п. 1.1, 1.2, 2.1, 3.1.1, 3.2.1, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.5, 3.3.7, 3.3.9, 3.3.11, 3.4.3, 4.1, 4.4, 4.5, 4.7, 4.8, 5.3, 5.6, 5.9, 6.1, 6.2.2, 8.1, 8.2, 10.4, 10.6, 10.7, 10.12 договора теплоснабжения от 01.11.2009 N Нев8-4451/09 приняты в редакции протокола согласования разногласий от 08.07.2010. Договор теплоснабжения дополнен п. 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11, 4.9, 4.10, 4.11, 6.4 в редакции протокола согласования разногласий от 08.07.2010 г. Пункты 2.3, 9.2, 10.2, 10.8 исключены из текста договора.
Пункт 3.3.8 договора принят в редакции протокола разногласий.
Пункт 4.3 договора принят в следующей редакции: "В случае неисправности или отсутствия узлов коммерческого учета у абонента количество тепловой энергии, горячего водоснабжения и специально подготовленного теплоносителя, выработанное теплоснабжающей организацией и принятое абонентом, определяется в соответствии с подп. а, б п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307)".
Пункт 5.2 договора принят в следующей редакции: "Величина корректировки платы за количество тепловой энергии и горячего водоснабжения в платежах учитывается следующим образом:
а) если величина корректировки платы, выполненной в соответствии с п. 4.3, п. 4.4 настоящего договора, имеет отрицательное значение, то теплоснабжающая организация засчитывает сумму переплаты в счет оплаты исполнителем коммунальных услуг в счет следующего расчетного периода;
б) если величина корректировки платы, выполненной в соответствии с п. 4.3, 4.4 настоящего договора, имеет положительное значение, то теплоснабжающая организация учитывает эту величину при выставлении исполнителю коммунальных услуг счета за следующий расчетный период".
Пункт 5.5 договора принят в следующей редакции: "В тарифах на тепловую энергию не учтены расходы на специально подготовленный теплоноситель при его невозврате и (или) разборе из открытых или закрытых систем теплоснабжения, в том числе при использовании на заполнение или подпитку сетей и присоединенных тепловых энергоустановок (системы отопления и т.д.) абонента. Цены специально подготовленного теплоносителя определяются в соответствии с калькуляцией стоимости приготовления специально подготовленного теплоносителя (приложение N 5), которые составляют на момент заключения договора 21 руб. / куб. м по котельной, расположенной по адресу: ул. Ленина, 1, и 14 руб. 53 коп. / куб. м по котельной, расположенной по адресу: ул. Чапаева, 18а (кроме того, 18% НДС)".
Пункт 9.1 договора принят в следующей редакции: "Настоящий договор распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.11.2009 и действует по 31.08.2010, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 (судьи Дружинина Л.В., Виноградова Л.Ф., Рубцова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в части принятия п. 4.3. договора теплоснабжения в редакции истца, принять спорный пункт в редакции ответчика. По мнению общества "Регионгаз-инвест", при неисправности или отсутствии коммерческих приборов учета расчет количества отпускаемой энергии производится согласно Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105). К отношениям сторон не подлежат применению Правила N 307.

Поскольку заявителем кассационной жалобы судебные акты обжалуются только в части требований принятия п. 4.3. договора в редакции ответчика, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между обществом "Горкоммунэнерго" и обществом "Регионгаз-инвест" возник спор при заключении договора теплоснабжения от 01.11.2009 N Нев8-4451/09.
Поскольку стороны не согласовали редакцию его спорных пунктов, истец в порядке ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском об урегулировании преддоговорного спора.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 539, 544, п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили исковые требования в части принятия п. 4.3 договора в редакции истца, согласно которой в случае неисправности или отсутствия узлов коммерческого учета абонента количество тепловой энергии, горячего водоснабжения и специально подготовленного теплоносителя, выработанное теплоснабжающей организацией и принятое абонентом, определяется в соответствии с подп. а, б п. 19 Правил N 307.
Ответчик настаивает на принятии данного пункта в своей редакции: "В случае неисправности или отсутствия узлов учета у абонента количество тепловой энергии, горячего водоснабжения и специально подготовленного теплоносителя вследствие нормативной утечки из тепловой сети, выработанное теплоснабжающей организацией и переданное абоненту, определяется в соответствии с Методикой N 105".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в части принятия п. 4.3 договора теплоснабжения в редакции истца, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор, при заключении которого между сторонами возник спор, в силу ст. 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичному, поэтому на него распространяются требования, предусматривающие применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
На основании п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
К таким правилам относятся Правила N 307.
Указанная правовая позиция о распространении на публичные отношения подзаконных актов, в том числе постановлений Правительства Российской Федерации, изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08, от 22.09.2009 N 5290/09.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В связи с этим отклоняется довод общества "Регионгаз-инвест" о том, что к правоотношениям сторон не подлежат применению Правила N 307.
В силу подп. а, б п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Следовательно, согласование в договоре теплоснабжения условия об определении в соответствии с подп. а, б п. 19 Правил N 307 объема потребленной тепловой энергии в случае неисправности или отсутствия у абонента узлов коммерческого учета обоснованно признано судом не противоречащим ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке оплаты поставленного ресурса и соответствующим издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, которые в силу п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
С учетом изложенного суды обоснованно приняли п. 4.3 договора теплоснабжения от 01.11.2009 N Нев8-4451/09 в редакции истца.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при отсутствии приборов учета объем тепловой энергии необходимо определять по Методике N 105, отклоняется. В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, определение количества тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2010 по делу N А60-9056/2010-С7 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕРБЕНКО Т.Л.

Судьи
ГАЙДУК А.А.
ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)