Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2008 ПО ДЕЛУ N А75-3564/2008

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2008 г. по делу N А75-3564/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Рябухиной Н.А., Гладышевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4618/2008) открытого акционерного общества "Сургутгаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.07.2008 по делу N А75-3564/2008 (судья Лысенко Г.П.), принятое по иску открытого акционерного общества "Сургутгаз" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" о взыскании 683155 руб. 72 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Сургутгаз" - Кравецкая О.В., доверенность N 28 от 15.05.2008;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" - не явились;

- установил:

Открытое акционерное общество "Сургутгаз" (далее - ОАО "Сургутгаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" (далее - ООО "УК ДЕЗ ЦЖР") о взыскании 683155 руб. 72 коп. задолженности по оплате выполненных работ по замене дефектных участков газопроводов-вводов многоквартирных домов.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.07.2008 по делу N А75-3564/2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, ОАО "Сургутгаз" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт о взыскании задолженности в заявленном размере, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, направленных в суд апелляционной инстанции, ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителя ответчика.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции требование, изложенное в апелляционной жалобе, поддержал.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и возражения на нее, а также выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил, что на основании договора N 151-В на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 18.03.2007 (в редакции протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий от 18.04.2007) ОАО "Сургутгаз" в соответствии с требованиями "Технической эксплуатации газораспределительных систем" (ОСТ 153-39.3-051-2003) производит работы по техническому обслуживанию газового оборудования, установленного в жилых домах, находящихся в управлении ООО "УК ДЕЗ ЦЖР". Границей обслуживания на газовых сетях газифицированных крупнопанельных жилых домов является второе резьбовое соединение после крана на вводы в подъезды газифицированных жилых домов, находящихся в управлении ООО "УК ДЕЗ ЦЖР".
Актом от 27.04.2007, подписанным сторонами, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по газопроводам низкого давления от ГРП N 1, находящихся на балансе ОАО "Сургутгаз", и внутридомовому газовому оборудованию домов, находящихся в управлении ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" (пр. Набережный, дома NN 46, 48, 50, 51, 53, 66, 68, 70, 72, 74, 76, 78, 80; ул. Энтузиастов дома NN 37, 39, 45, 47, 51, 53; ул. 60 лет Октября дома NN 2,13,14) определена для ОАО "Сургутгаз" по вторым резьбовым соединениям кранов на вводах в подъезды домов, для ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" - после вторых резьбовых соединений кранов на вводах в подъезды домов.
Согласно подразделам 5.3 и 5.4 раздела 5 "Эксплуатация объектов газораспределения и газопотребления" Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 N 9, установлена обязанность эксплуатирующей организации осуществлять осмотр газового оборудования и в случае выявления нарушений осуществлять необходимый ремонт газового оборудования.
При выполнении плановых работ по испытанию газопровода низкого давления комиссией в составе работников истца и ответчика было выявлено, что в микрорайоне НГДУ в результате длительной эксплуатации переходы вводов через наружные стены жилых домов подверглись сильной коррозии и дальнейшая их эксплуатация грубо нарушает все требования безопасности в газовом хозяйстве.
По результатам комиссионного обследования истцом и ответчиком было принято решение о замене дефектных участков газопроводов-вводов по адресам, указанным в акте от 08.08.2007.
С целью предупреждения аварийной ситуации истец согласно комиссионному акту от 06.11.2007 выполнил замену дефектных участков газопроводов-вводов по следующим адресам: г. Сургут, пр. Набережный, дома NN 74 (4 подъезда), 66 (4 подъезда), 68 (6 подъездов), 70 (4 подъезда), 72 (6 подъездов), 78 (6 подъездов), 80 (6 подъездов); ул. Энтузиастов, дома NN 51 (6 подъезда), 53 (4 подъезда), 47 (6 подъездов); ул. 60 лет Октября, дом N 3 (6 подъездов).
Ведомость объемов работ на замену газопровода-ввода в жилой дом утверждена директором ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" (л.д. 15).
Стоимость выполнения объема работ по замене дефектных участков вводов газопровода определена локальным сметным расчетом N 113, утвержденным ОАО ИЦ "Сургутстройцена".
Как следует из искового заявления, стоимость выполненных истцом работ составила 683155 руб. 72 коп.
Однако направленный истцом в адрес ответчика договор на изготовление и замену дефектных участков вводов газопровода в жилые дома N 166 от 01.08.2007, а также акты о приемке выполненных работ N 2 от 15.05.2008 на сумму 532266 руб. (без НДС) и N 3 от 15.05.2008 на сумму 55081 руб. 80 коп. ответчиком не подписаны.
Счета-фактуры N 00001116 от 15.05.2008 на сумму 628073 руб. 88 коп. и N 00001117 от 15.05.2008 на сумму 55081 руб. 80 коп. ответчиком не оплачены.
Претензия истца от 27.02.2008 N 154 оставлена ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по оплате выполненных работ в размере 683155 руб. 72 коп.
Отказ в иске суд первой инстанции мотивировал отсутствием правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению расходов истца.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, истец в апелляционной жалобе указал, что обязанность ответчика оплатить работы вытекает из положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Ответчик считает, что между сторонами отсутствуют договорные обязательства относительно оплаты произведенных истцом работ и обязанность ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" по оплате работ непосредственно из закона не вытекает.
По мнению ответчика, затраты на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в г. Сургуте подлежат возмещению за счет средств местного бюджета.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции с учетом доводов и возражений сторон принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
В силу ст. 158 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве собственности на это имущество. Данная обязанность исполнятся путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающем в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, капитальный ремонт общего имущества (п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
При этом согласно ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Плата за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (ст. 158 ЖК РФ).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества. Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа (п. 21, п. 22, п. 23 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В силу п. 20 названных Правил, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
Согласно п. 12, п. 16 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ.
При передаче функций управления многоквартирным домом управляющей организации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (ч. 2 ст. 158 ЖК РФ).
Из материалов настоящего дела следует, что необходимость капитального ремонта (замены) участков газопроводов-вводов в границах ответственности управляющей организации - ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" была вызвана возможностью возникновения аварийной ситуации и производилась в целях обеспечения безопасности эксплуатации газового оборудования.
Судом установлено, что проведение работ на газопроводах-вводах жилых домов по пр. Набережный, дома NN 74 (4 подъезда), 66 (4 подъезда), 68 (6 подъездов), 70 (4 подъезда), 72 (6 подъездов), 78 (6 подъездов), 80 (6 подъездов); ул. Энтузиастов, дома NN 51 (6 подъезда), 53 (4 подъезда), 47 (6 подъездов); ул. 60 лет Октября, дом N 3 (6 подъездов) в г. Сургуте и объемы работ были согласованы с ответчиком как с организацией, которой собственники поручили управление многоквартирными домами.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие отдельного решения собственников помещений в многоквартирных домах о проведении капитального ремонта общего имущества не может послужить основанием к отказу в оплате фактически выполненных работ.
Возражений относительно объема и стоимости выполненных истцом работ ответчиком не было заявлено.
Поэтому по смыслу приведенных правовых норм суд апелляционной инстанции считает, что ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" как организация, обеспечивающая управление и надлежащую эксплуатацию жилых домов в интересах собственников, обязана оплатить выполненные истцом работы по ремонту общего имущества многоквартирных домов с отнесением соответствующих расходов на собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Если ответчик считает, что органы местного самоуправления на основании ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" должны компенсировать расходы на капитальный ремонт (замену) участков газопровода, ответчик вправе предъявить им соответствующие требования.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "Сургутгаз" подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 (п. 2), 270 (п. 3 ч. 1, п. 4 ч. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.07. 2008 по делу N А75-3564/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования открытого акционерного общества "Сургутгаз" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" в пользу открытого акционерного общества "Сургутгаз" 683155 руб. 72 коп. долга и 13331 руб. 56 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" в пользу открытого акционерного общества "Сургутгаз" 1000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сургутгаз" из бюджета 1000 руб. 00 коп., уплаченных в качестве государственной пошлины по платежному поручению N 966 от 18.08.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Д.В.ИЛЬНИЦКАЯ

Судьи
Н.А.РЯБУХИНА
Е.В.ГЛАДЫШЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)