Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2011 по делу N А57-11414/2011 (судья Большедворская Е.Л.)
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
к жилищно-строительному кооперативу "Юбилейный", г. Саратов,
о взыскании задолженности по арендной плате, пени за просрочку платежей,
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
при участии представителей в заседании:
КУИ Саратовской области - Кушалина А.В., действующая на основании доверенности от 20.01.2011 N 226а,
ЖСК "Юбилейный" - Вяткина О.В., действующая на основании доверенности от 30.11.2011,
Администрации - Парамонова Т.Н., действующая на основании доверенности от 25.05.2011 N 01-4/38,
Комитета по землепользованию и градостроительству - Парамонова Т.Н., действующая на основании доверенности от 14.12.2011 N 02-08/05-18532,
Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"- не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области, Комитет) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к жилищно-строительному кооперативу "Юбилейный" (далее - ЖСК "Юбилейный", Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 29.12.2006 г. N 681 за период с третьего квартала 2008 года по третий квартал 2009 года включительно в сумме 977 558,73 руб., пени за просрочку платежа в размере 297 916,34 руб. (л.д. 79).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "29" ноября 2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
КУИ Саратовской области не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", ЖСК "Юбилейный" считают решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление N 77704 7 о вручении корреспонденции). Комитет явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 27 декабря 2011 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-1376-р от 08.12.2006 г. Лапшиной Зое Васильевне предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:00 00 00:0244, общей площадью 6353 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район для размещения объекта социально-бытового обслуживания населения, в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению кадастровом плане земельного участка от 04.12.2006 г. N 48/06-13204.
29 декабря 2006 года между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (Арендодатель), с одной стороны и Лапшиной Зоей Васильевной (Арендаторы), с другой стороны, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-1376-р от 08.12.2006 был заключен договор аренды земельного участка N 681.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.12.2006 г. N 681 проведена государственная регистрация ограничения (обременения) аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, что подтверждается уведомлением о проведенной государственной регистрации N 01/097/2007-430 от 18.04.2007 г.
08 апреля 2008 года между Лапшиной З.В. (передающая сторона) и Камбуровым Иваном Ивановым (принимающая сторона) заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с которым передающая сторона уступила, в принимающая сторона приняла на себя права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 г.
В силу пункта 3 договора от 08.04.2008 года принимающая сторона занимает место передающей стороны и становится арендатором земельного участка площадью 6 353 кв. м из земель поселений в договоре аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 года в результате замены стороны в обязательстве в связи с заключением настоящего договора. Во всем остальном, кроме замены стороны, вышеуказанный договор аренды земельного участка остается неизменным.
Договор замены стороны в обязательстве от 08.04.2008 года зарегистрирован 24.04.2008 г. в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, что подтверждается уведомлением о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) аренды от 24.04.2008 г. N 11/212/2008-233.
29 апреля 2008 года между Камбуровым И.И. (передающая сторона) и ЖСК "Юбилейный" (принимающая сторона) заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с условиями которого ЖСК "Юбилейный" принял на себя права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 г.
На основании пункта 3 принимающая сторона занимает место передающей стороны и становится арендатором земельного участка площадью 6 353 кв. м из земель поселений в договоре аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 года, в соответствии с договором замены стороны в обязательстве от 08.04.2008 года, в результате замены стороны в обязательстве, в связи с заключением настоящего договора от 29.04.2008 года. Во всем остальном, кроме замены стороны, вышеуказанный договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка остается неизменным.
Согласно пункту 8 настоящего договора, с момента вступления в силу настоящего договора передающая сторона не несет ответственности перед государственными органами за надлежащее и своевременное исполнение обязательств по уплате арендных платежей принимающей стороной. Принимающая сторона с момента регистрации настоящего договора несет ответственность за надлежащее исполнение всех обязательств и мероприятий, предусмотренных договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 года, распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-1376-р от 08.12.2006 года.
Договор замены стороны в обязательстве от 29.04.2008 года зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, что подтверждается уведомлением о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) аренды от 08.05.2008 г. N 64-64-11/294/2008-083.
Согласно пункту 5.2.3. договора аренды земельного участка N 681, арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и на условиях, установленных Договором.
Однако сроки внесения платежей ответчиком - ЖСК "Юбилейный" неоднократно нарушались, арендная плата не вносилась, что послужило основанием для обращения КУИ Саратовской области в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г., в связи, с чем Комитет по управлению имуществом Саратовской области является ненадлежащим истцом по заявленному иску.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель предоставляет, в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:00 00 00:0244, находящийся по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, для размещения объекта социально-бытового обслуживания населения, в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению кадастровом плане земельного участка от 04.12.2006 г. N 48/06-13204, площадь 6353 кв. м.
Данный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" (в редакции от 26.06.2006 г. N 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области.
Таким органом на момент заключения договора N 681 от 29.12.2006 года в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 19.09.2006 года N 284-П "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" являлся Комитет по управлению имуществом Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО статья 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" признана утратившей силу.
Следовательно, с 19.10.2009 г. после вступления в законную силу пункта 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании "Город Саратов" осуществляет орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Администрация муниципального образования "Город Саратов" входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Таким образом, в связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, признавшей статью 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" утратившей силу, к Администрации муниципального образования "Город Саратов" перешли права уполномоченного органа по договору N 681 от 29.12.2006 г. независимо от его переоформления в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о том, что поскольку в данном случае не происходит распоряжения земельным участком, Комитет является надлежащим истцом по взысканию платы за период, предшествующий 19.10.2009 г.
Суд первой инстанции верно отметил, что рассматриваемые правоотношения имеют сложный субъектный состав. Хозяйствующий субъект вступил в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. На основании нормативного акта один уполномоченный орган в процессе реализации данных правоотношений был заменен другим. Произошла передача представительских полномочий, а не гражданских прав на землю.
Таким образом, правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона Комитет выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору N 681 от 29.12.2006 г. перешли к Администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г.
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени Администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ - Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса РФ, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
На территории Саратовской области формирование бюджета осуществляет Управление Федерального казначейства по Саратовской области, которое в установленном законом порядке осуществляет распределение денежных средств в соответствии с бюджетной классификацией, а именно: 80 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативам; 20 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется бюджеты субъектов Российской Федерации.
Административным регламентом Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности предусмотрено, что непосредственно исполняющим государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, является Федеральное казначейство, управления Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК). Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2009 года" от 26.11.2008 г. в статье 3 утвержден перечень главных администраторы доходов областного бюджета и главные администраторы источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год., где согласно приложению N 2 Комитет по имуществу Саратовской области администрировал бюджетный код, указанный в строке N 3 - 1 1105010 04 0000 120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков".
Законом Саратовской области от 26.11.2009 N 181-ЗСО указанная выше строка исключена.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2010 год", принятым Саратовской областной Думой 25 ноября 2009 года, и Законом Саратовской области от 26.11.2010 г. N 201-ЗСО "Об областном бюджете на 2011 год", принятым Саратовской областной Думой 24 ноября 2010 года, код бюджетной классификации Комитета по управлению имуществом Саратовской области по статье "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", не предусмотрен.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 г. N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" и Решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 года N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2011 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" возложены полномочия главного администратора.
Следовательно, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратова" является главным администратором доходов по плате за спорный земельный участок.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные Комитетом требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2011 по делу N А57-11414/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2012 ПО ДЕЛУ N А57-11414/2011
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2012 г. по делу N А57-11414/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2011 по делу N А57-11414/2011 (судья Большедворская Е.Л.)
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
к жилищно-строительному кооперативу "Юбилейный", г. Саратов,
о взыскании задолженности по арендной плате, пени за просрочку платежей,
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
при участии представителей в заседании:
КУИ Саратовской области - Кушалина А.В., действующая на основании доверенности от 20.01.2011 N 226а,
ЖСК "Юбилейный" - Вяткина О.В., действующая на основании доверенности от 30.11.2011,
Администрации - Парамонова Т.Н., действующая на основании доверенности от 25.05.2011 N 01-4/38,
Комитета по землепользованию и градостроительству - Парамонова Т.Н., действующая на основании доверенности от 14.12.2011 N 02-08/05-18532,
Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"- не явился, извещен,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области, Комитет) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к жилищно-строительному кооперативу "Юбилейный" (далее - ЖСК "Юбилейный", Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 29.12.2006 г. N 681 за период с третьего квартала 2008 года по третий квартал 2009 года включительно в сумме 977 558,73 руб., пени за просрочку платежа в размере 297 916,34 руб. (л.д. 79).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "29" ноября 2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
КУИ Саратовской области не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", ЖСК "Юбилейный" считают решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление N 77704 7 о вручении корреспонденции). Комитет явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 27 декабря 2011 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-1376-р от 08.12.2006 г. Лапшиной Зое Васильевне предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:00 00 00:0244, общей площадью 6353 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район для размещения объекта социально-бытового обслуживания населения, в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению кадастровом плане земельного участка от 04.12.2006 г. N 48/06-13204.
29 декабря 2006 года между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (Арендодатель), с одной стороны и Лапшиной Зоей Васильевной (Арендаторы), с другой стороны, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-1376-р от 08.12.2006 был заключен договор аренды земельного участка N 681.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.12.2006 г. N 681 проведена государственная регистрация ограничения (обременения) аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, что подтверждается уведомлением о проведенной государственной регистрации N 01/097/2007-430 от 18.04.2007 г.
08 апреля 2008 года между Лапшиной З.В. (передающая сторона) и Камбуровым Иваном Ивановым (принимающая сторона) заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с которым передающая сторона уступила, в принимающая сторона приняла на себя права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 г.
В силу пункта 3 договора от 08.04.2008 года принимающая сторона занимает место передающей стороны и становится арендатором земельного участка площадью 6 353 кв. м из земель поселений в договоре аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 года в результате замены стороны в обязательстве в связи с заключением настоящего договора. Во всем остальном, кроме замены стороны, вышеуказанный договор аренды земельного участка остается неизменным.
Договор замены стороны в обязательстве от 08.04.2008 года зарегистрирован 24.04.2008 г. в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, что подтверждается уведомлением о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) аренды от 24.04.2008 г. N 11/212/2008-233.
29 апреля 2008 года между Камбуровым И.И. (передающая сторона) и ЖСК "Юбилейный" (принимающая сторона) заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с условиями которого ЖСК "Юбилейный" принял на себя права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 г.
На основании пункта 3 принимающая сторона занимает место передающей стороны и становится арендатором земельного участка площадью 6 353 кв. м из земель поселений в договоре аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 года, в соответствии с договором замены стороны в обязательстве от 08.04.2008 года, в результате замены стороны в обязательстве, в связи с заключением настоящего договора от 29.04.2008 года. Во всем остальном, кроме замены стороны, вышеуказанный договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка остается неизменным.
Согласно пункту 8 настоящего договора, с момента вступления в силу настоящего договора передающая сторона не несет ответственности перед государственными органами за надлежащее и своевременное исполнение обязательств по уплате арендных платежей принимающей стороной. Принимающая сторона с момента регистрации настоящего договора несет ответственность за надлежащее исполнение всех обязательств и мероприятий, предусмотренных договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 681 от 29.12.2006 года, распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-1376-р от 08.12.2006 года.
Договор замены стороны в обязательстве от 29.04.2008 года зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, что подтверждается уведомлением о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) аренды от 08.05.2008 г. N 64-64-11/294/2008-083.
Согласно пункту 5.2.3. договора аренды земельного участка N 681, арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и на условиях, установленных Договором.
Однако сроки внесения платежей ответчиком - ЖСК "Юбилейный" неоднократно нарушались, арендная плата не вносилась, что послужило основанием для обращения КУИ Саратовской области в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г., в связи, с чем Комитет по управлению имуществом Саратовской области является ненадлежащим истцом по заявленному иску.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель предоставляет, в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:00 00 00:0244, находящийся по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, для размещения объекта социально-бытового обслуживания населения, в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению кадастровом плане земельного участка от 04.12.2006 г. N 48/06-13204, площадь 6353 кв. м.
Данный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" (в редакции от 26.06.2006 г. N 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области.
Таким органом на момент заключения договора N 681 от 29.12.2006 года в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 19.09.2006 года N 284-П "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" являлся Комитет по управлению имуществом Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО статья 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" признана утратившей силу.
Следовательно, с 19.10.2009 г. после вступления в законную силу пункта 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании "Город Саратов" осуществляет орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Администрация муниципального образования "Город Саратов" входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Таким образом, в связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 г. N 144-ЗСО, признавшей статью 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" утратившей силу, к Администрации муниципального образования "Город Саратов" перешли права уполномоченного органа по договору N 681 от 29.12.2006 г. независимо от его переоформления в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о том, что поскольку в данном случае не происходит распоряжения земельным участком, Комитет является надлежащим истцом по взысканию платы за период, предшествующий 19.10.2009 г.
Суд первой инстанции верно отметил, что рассматриваемые правоотношения имеют сложный субъектный состав. Хозяйствующий субъект вступил в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. На основании нормативного акта один уполномоченный орган в процессе реализации данных правоотношений был заменен другим. Произошла передача представительских полномочий, а не гражданских прав на землю.
Таким образом, правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона Комитет выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору N 681 от 29.12.2006 г. перешли к Администрации муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к Администрации муниципального образования "Город Саратов", к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009 г.
Кроме того, согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010 г.) комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени Администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом РФ - Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса РФ, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
На территории Саратовской области формирование бюджета осуществляет Управление Федерального казначейства по Саратовской области, которое в установленном законом порядке осуществляет распределение денежных средств в соответствии с бюджетной классификацией, а именно: 80 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативам; 20 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется бюджеты субъектов Российской Федерации.
Административным регламентом Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности предусмотрено, что непосредственно исполняющим государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, является Федеральное казначейство, управления Федерального казначейства по субъектам РФ (далее - УФК). Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2009 года" от 26.11.2008 г. в статье 3 утвержден перечень главных администраторы доходов областного бюджета и главные администраторы источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год., где согласно приложению N 2 Комитет по имуществу Саратовской области администрировал бюджетный код, указанный в строке N 3 - 1 1105010 04 0000 120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков".
Законом Саратовской области от 26.11.2009 N 181-ЗСО указанная выше строка исключена.
Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2010 год", принятым Саратовской областной Думой 25 ноября 2009 года, и Законом Саратовской области от 26.11.2010 г. N 201-ЗСО "Об областном бюджете на 2011 год", принятым Саратовской областной Думой 24 ноября 2010 года, код бюджетной классификации Комитета по управлению имуществом Саратовской области по статье "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", не предусмотрен.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 г. N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" и Решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 года N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2011 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" возложены полномочия главного администратора.
Следовательно, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратова" является главным администратором доходов по плате за спорный земельный участок.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные Комитетом требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2011 по делу N А57-11414/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)