Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.09.2011 ПО ДЕЛУ N А57-15395/2010

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. по делу N А57-15395/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис", г. Вольск Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.03.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011
по делу N А57-15395/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис", г. Вольск Саратовской области (ИНН 6441015964, ОГРН 1066441032558) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области, г. Вольск, об оспаривании решения налогового органа, при участии заинтересованных лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, администрации г. Вольска Саратовской области, администрации Вольского муниципального района Саратовской области,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (далее - инспекция) от 29.09.2010 N 41 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 252 140 рублей налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.03.2011 заявленные требования удовлетворены в части, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части начисления и предложения уплатить 20 583 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
По результатам выездной налоговой проверки общества инспекцией принято оспариваемое решение о доначислении 252 140 рублей налога на добавленную стоимость.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик, применяя упрощенную систему налогообложения, оказывал населению услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирных домах по ценам, включающим налог на добавленную стоимость. В связи с этим он обязан выручку от реализации данных услуг включить в налогооблагаемую базу по названному налогу, исчислить и уплатить налог в бюджет.
Не согласившись с принятым решением в обжалуемой части, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворения заявления в части, суды правомерно исходили из следующего.
Из анализа норм подпункта 1 пункта 1 статьи 146, подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 05.10.2007 N 57, следует, что в облагаемую налогом на добавленную стоимость налоговую базу не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением (плата за наем). Услуги же по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в таком доме подлежит обложению данным налогом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и оказывающий услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, в стоимость которых включен налог на добавленную стоимость, в соответствии с положениями статьи 173 Кодекса, обязан исчислить и уплатить налог в бюджет с сумм, полученных от населения за оказанные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 153 Кодекса, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 173 Кодекса определено, что сумма налога подлежит уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками в случае взимания платы за услуги с налогом на добавленную стоимость.
В рассматриваемом случае, общество в 2008 и 2009 годах оказывала услуги населению по управлению, содержанию и текущему ремонту жилых помещений в многоквартирных домах на основании договоров на управление многоквартирными домами от 01.01.2008 и от 01.01.2009, заключенных между заявителем и Управлением муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района (собственник жилых помещений муниципальной собственности), и договоров управления общим имуществом многоквартирного дома, заключенных между заявителем и собственниками жилых помещений.
В силу пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Главы администрации Вольского муниципального района от 04.12.2007 N 3812 "Об утверждении размера платы за жилое помещение на 2008 год" размер платы за содержание и ремонт помещения установлен в размере 7 рублей 44 копеек с учетом налога на добавленную стоимость.
Постановлением Главы администрации Вольского муниципального района от 28.11.2008 N 3127 "Об утверждении размера платы за жилое помещение на 2009 год" размер платы за содержание и ремонт помещения установлен в размере 8 рублей 44 копеек с учетом налога на добавленную стоимость.
Протоколами общего собрания собственников многоквартирных домов, проводимого в форме заочного голосования, был утвержден размер платы за содержание общего имущества для собственников жилья в 2008 году в размере, полностью соответствующем размеру, утвержденному органом местного самоуправления. Размер платы на 2009 год также утвержден в размере, соответствующем размеру, утвержденному органом местного самоуправления, за минусом услуги по санитарной очистке придомовой территории, которая не оказывалась организации.
Согласно показаниям бухгалтера общества Карташовой В.Ю., начисление за оказанные услуги нанимателям и собственникам производилось на основании постановления Главы администрации Вольского муниципального района от 04.12.2007 N 3812. В 2009 году размер платы за содержание и ремонт был оставлен на уровне 2008 года, то есть 7 рублей 44 копеек в связи с тем, что населению не оказывалась услуга по санитарной уборке жилищного фонда.
Поскольку стоимость услуги по содержанию и ремонту жилья включала в себя налог на добавленную стоимость, то, суммы, уплаченные нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за оказанные услуги, содержали в себе налог на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах, судами сделан обоснованный вывод о наличии у заявителя обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость по услугам, оказываемым собственникам жилых помещении.
Доначисление налога произведено налоговым органом из расчета за 1 кв. м. 7 рублей 44 копейки и за 2008 и за 2009 год, так как обществом размер платы в указанные периоды был оставлен на уровне 2008 года - 7 рублей 44 копейки.
Ссылки заявителя жалобы на протоколы общих собраний собственников обслуживаемых домов, в соответствии с которыми собственниками принимался тариф без налога на добавленную стоимость, не состоятельны, поскольку спор идет о суммах налога, уплаченных не собственниками жилых помещений, а нанимателями, которые, как указывалось выше, оплачивают услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в размере, установленном органом местного самоуправления.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, им не противоречат и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.03.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А57-15395/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 25.07.2011 N 240.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)