Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2010 ПО ДЕЛУ N А57-19140/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2010 г. по делу N А57-19140/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в заседании:
от Товарищества собственников жилья "Тайна" - Милушев Д.Ф., доверенность б/н от 20.02.2009 г.,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области -
Просина А.Н., доверенность N 7 от 11.01.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Тайна" (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2009 года по делу
N А57-19140/2009, принятое судьей Бобуновой Е.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Тайна" (г. Саратов)
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Саратовской области

о признании незаконным решения N 11/793/2008-30 от 28.04.2009 г.,

установил:

В арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья "Тайна" (далее - ТСЖ "Тайна", заявитель, товарищество) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области (далее - УФРС по Саратовской области, Управление, регистрирующий орган) от 28.04.2009 г. N 11/793/2008-30 об отказе в государственной регистрации права собственности ТСЖ "Тайна" на объект недвижимого имущества - подземное здание (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенное по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6. Также заявитель просил суд обязать УФРС по Саратовской области произвести государственную регистрацию права собственности ТСЖ "Тайна" на объект недвижимого имущества - подземное здание (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенное по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6 в соответствии с заявлением от 04 декабря 2008 г. N 11/793/2008-30.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество собственников жилья "Тайна", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области считает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.12.2008 г. ТСЖ "Тайна" обратилось к УФРС по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации права собственности ТСЖ "Тайна" на объект недвижимого имущества - подземное здание (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенное по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6.
28.04.2009 г. УФРС по Саратовской области приняло решение, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации N 11/793/2008-30 права собственности ТСЖ "Тайна" на объект недвижимого имущества - подземное здание (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенное по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6.
Считая названный отказ незаконным и ссылаясь на предоставление всех предусмотренных законом документов в подтверждение наличия права собственности товарищества в отношении подземного здания (хозблок), ТСЖ "Тайна" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия регистрирующего органа являются основанными на положениях пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится по заявлению правообладателя на основании документов, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Тайна" к заявлению о регистрации права были приложены: государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N Сар-39-04-001082, выданный Администрацией г. Саратова; постановление администрации г. Саратова N 180-106 от 18.04.1994 г., технический паспорт от 14.12.2006 г., выданный МУП "Городское бюро технической инвентаризации" г. Саратова, чек-ордер от 07.11.2009 г. на сумму 7500 руб.
16.12.2008 г. УФРС по Саратовской области государственная регистрация приостановлена, уведомление N 11793/2008-30 от 16.12.2008 г. о приостановлении государственной регистрации получено представителем ТСЖ "Тайна" Дуксиным П.А. 17.12.20098 г., о чем имеется его подпись на уведомлении.
15.01.2009 г. УФРС по Саратовской области государственная регистрация приостановлена с 15.01.2009 г. по 15.04.2009 г. на основании заявления представителя ТСЖ "Тайна" N 11/027/2009-44 Дуксина П.А. для представления дополнительных документов.
17.03.2009 г. ТСЖ "Тайна" представило на основании заявления N 11/150/2009-7 на регистрацию дополнительные документы: копию выписки из протокола общего собрания собственников ЖСК "Тайна" N 1 от 12.07.2006 г., выданную председателем ТСЖ "Тайна"; копию постановления администрации г. Саратова N 180-106 от 18.04.1994 г., копию решения исполкома Ленинского районного совета депутатов трудящихся г. Саратова N 224 от 24.07.1974 г.; технический паспорт от 14.12.2006 г., выданный МУП "Городское бюро технической инвентаризации г. Саратова"; дубликат государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N Сар-39-04-001082, выданный Администрацией г. Саратова от 16.12.2008 г.
В результате проведенной в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о госрегистрации) правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию ТСЖ "Тайна", регистрирующий орган установил, что ТСЖ "Тайна" не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности ТСЖ "Тайна" на объект - подземное здание (хозблок), общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенное по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6, послужило непредставление заявителем документа, подтверждающего отвод земельного участка под строительство подземного здания (хозблок) общей площадью 420,90 кв. м, литер Б; документов, свидетельствующих о введении в эксплуатацию подземных хозблоков в соответствии с решением Исполнительного комитета Ленинского районного совета депутатов трудящихся г. Саратова N 224 от 24.07.1974 г.
соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ценив в совокупности, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция считает, что отказ регистрирующего органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в силу нижеследующего.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Исходя из представленного на государственную регистрацию технического паспорта объекта капитального строительства, изготовленного МУП "Городское бюро технической инвентаризации" 14.12.2006 г., здание (хозблок) построено в 1973 году.
В пункте 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Росрегистрации от 08.06.2007 г. N 113 указано, что при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой.
Как следует из Постановления СНК РСФСР от 22.05.1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" на момент возведения упомянутого здания строительство должно было вестись после принятия исполнительными комитетами городских и поселковых Советов депутатов решения об отводе земельных участков. Отвод земельных участков государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным и общественным организациям производился в соответствии с проектами планировки и застройки города или поселка.
Согласно вышеуказанному постановлению к компетенции комитетов городских и поселковых Советов депутатов относилась выдача разрешения на приступ к строительству на отведенных земельных участках.
В качестве документов, подтверждающих возведение спорного объекта недвижимости, в регистрирующий орган были представлены решение Исполнительного комитета районного Совета народных депутатов трудящихся города Саратова от 24.07.1974 г. N 224, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N Сар-39-04-001082 о предоставлении ТСЖ "Тайна" земельного участка площадью 0,42 га, фактически занимаемого 9 этажным домом, в бессрочное пользование по 1 проезду Строителей, 6 в Ленинском районе на основании постановления администрации г. Саратова от 18.04.1994 г. N 180-106.
При этом документы, подтверждающие права ТСЖ "Тайна" на соответствующий земельный участок на момент строительства подземного здания (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенного по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6, в регистрирующий орган заявителем не были представлены.
Из решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов трудящихся города Саратова от 24.07.1974 г. N 224 следует, что "строительство подземных хозблоков произвести в соответствии с утвержденным проектом и к эксплуатации приступить только после сдачи объекта отделу коммунального хозяйства".
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13.07.1970 г. N 538 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения" законченные строительством (реконструкцией) объекты жилищно-гражданского назначения предъявляются заказчиками (застройщиками) государственным приемочным комиссиям к приемке в эксплуатацию после выполнения всех строительно-монтажных работ и работ по благоустройству территории в полном соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами.
Как следует из материалов дела, документы, свидетельствующие о введении в эксплуатацию подземных хозблоков в соответствии с данным порядком, в регистрирующий орган заявителем представлены не были.
В настоящее время порядок ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов регламентирован Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, и возможность его эксплуатации является оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства градостроительная документация (разрешение на ввод в эксплуатацию)
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Разрешение на ввод в эксплуатацию имеет строго установленную законом форму, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 г. N 698. Согласно пункту 30 Решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", разрешение на строительство выдается функциональным структурным подразделением администрации города по вопросам архитектуры и градостроительства. Разрешение подписывается заместителем главы администрации города, курирующим вопросы градостроительства и землепользования.
Представленное заявителем в материалы дела заключение N 117/07 от 10.04.2007 г., в котором инспекция государственного строительного надзора Саратовской области считает возможным принять спорный объект в эксплуатацию, выдано органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, а не органом местного самоуправления.
Кроме того, в пункте 2 данного заключения Инспекции государственного строительного надзора указано, что разрешение на строительство отсутствует, постановление на земельный участок отсутствует, а заключение выдано для признания права собственности в судебном порядке; не указан субъект, которому выдано данное заключение.
Таким образом, документы, подтверждающие введение в эксплуатацию подземного здания (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенного по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в регистрирующий орган заявителем не представлены.
Кроме того, в п. 1 вышеуказанного решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов трудящихся города Саратова от 24.07.1974 N 224, указано: "разрешить жителям дома N 6 по 1 проезду Строителей строительство подземных хозблоков в количестве 72 отделений".
Из указанного следует, что разрешение на строительство подземных хозблоков выдавалось жителям дома N 6, а не ТСЖ "Тайна" (ранее ЖСК "Тайна"), которое согласно Уставу является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместно управления этого комплекса.
Кроме того, согласно Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.01.1968 N 83, регистрацию прав на недвижимое имущество на территории г. Саратова до 07.07.1997 г. осуществляло МУП БТИ г. Саратова, в которое Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области был направлен запрос в МУП "Городское бюро технической инвентаризации" с просьбой сообщить: регистрировалось ли право собственности ЖСК "Тайна" на подземное здание (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенное по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6.
Согласно письму МУП "Городское бюро технической инвентаризации" N 3667 от 11.01.2009 сведений о зарегистрированном праве собственности ЖСК "Тайна" на вышеуказанный объект недвижимости в МУП ГБТИ не имеется.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
При рассмотрении дела судами установлено, что члены ЖСК "Тайна", полностью внесли свои паевые взносы за хозблоки, расположенные в вышеуказанном здании, что подтверждает вывод УФРС по Саратовской области об отсутствии у ТСЖ "Тайна" права собственности на спорный объект недвижимости.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о том, что отсутствие акта ввода в эксплуатацию является признаком самовольной постройки. Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, одним из условий признания объекта самовольной постройкой является - создание данного объекта без получения на это необходимых разрешений (т.е. без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию). Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Исходя из представленных ТСЖ "Тайна" в регистрирующий орган и в суд документов, спорный объект недвижимости - подземное здание (хозблок) имеет следующие признаки самовольной постройки: объект создан на земельном участке, не отведенном для этих целей. На государственную регистрацию не представлено решение об отводе земельного участка для целей строительства хозблоков. Согласно представленному на регистрацию государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения от 18.04.1994 г., целевое назначение использования предоставляемой земли - для 9-ти этажного жилого дома, т.е. земельный участок был предоставлен под существующий 9-ти этажный дом; спорный объект создан без получения на это необходимых разрешений, а именно без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (либо приемки в эксплуатацию).
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что представленные заявителем регистрирующему органу и суду документы не подтверждают в установленном законом порядке введение в эксплуатацию подземных хозблоков и отвод земельного участка под строительство подземного здания (хозблока), следовательно, вывод регистрирующего органа о том, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой является верным и соответствует закону.
Довод заявителя о том, что отсутствие акта ввода в эксплуатацию означает, что объект незавершен строительством, апелляционная инстанция считает несостоятельным в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, что представитель ТСЖ "Тайна" Дуксин П.А. обращался в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - подземное здание (хозблок), общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенный по вышеуказанному адресу.
Согласно представленному на государственную регистрацию техническому паспорту объекта капитального строительства, выданного МУП Городское БТИ 14.12.2006, учетный статус объекта - завершенный строительством, в связи с чем суд правомерно сделал вывод о том что спорный объект не является объектом незавершенного строительства.
Согласно пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Непредставление документов, необходимых в соответствии с названным законом для государственной регистрации прав, в соответствии со статьей 20 Закона о государственной регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации права.
Поскольку заявителем на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие наличие права собственности ТСЖ "Тайна" на объект недвижимого имущества - подземное здание (хозблок) общей площадью 420,9 кв. м, литер Б, расположенное по адресу: г. Саратов, 1 проезд Строителей, д. 6, документы подтверждающие введение в эксплуатацию подземных хозблоков в установленном законом порядке и доказательства отвода земельного участка под строительство подземного здания (хозблока) у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным отказа УФРС по Саратовской области в государственной регистрации права собственности на названный объект.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2009 года по делу N А57-19140/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Тайна" без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
И.И.ЖЕВАК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)