Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Павликова М.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н.,
судей Семерневой Е.С., Козлова О.А.
при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 08.11.2011 кассационную жалобу Б. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.08.2011
по гражданскому делу по иску Б. к Федеральному государственному учреждению "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести корректировку платы за коммунальные услуги, взыскании убытков, обязании произвести действия по регистрации индивидуального прибора учета электроэнергии, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Козлова О.А., объяснения Б., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности Г., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с иском о защите прав потребителя к ФГУ "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" Министерства здравоохранения Российской Федерации" на праве оперативного управления (далее - ФГУ "УНИИОММ"), в котором просила:
- признать действия ответчика по начислению оплаты за коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление", "содержание жилья" необоснованными и незаконными;
- обязать ответчика произвести действия по регистрации индивидуального прибора учета электроэнергии в комнате <...>;
- обязать ответчика произвести корректировку платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление за период с 2008 по 2010 год;
- взыскать с ответчика излишне оплаченную сумму в размере <...> за необоснованно начисленные коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление" и "содержание жилья" за период с 2008 по 2010 год;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <...>.
В обоснование указано, что истец проживает в комнате <...>. Указанный дом является общежитием ФГУ "УНИИОММ". Статус общежития с дома до сих пор не снят, и в настоящий момент часть здания жилого назначения, с 1 по 8 этажи, находится в оперативном управлении ответчика. Коммунальные услуги истцу оказывает ФГУ "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества". Плату за жилое помещение и коммунальные услуги она вносит своевременно и в полном объеме, долгов по оплате не имеет. Однако, несмотря на надлежащее исполнение обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг, ответчиком допускаются нарушения ее прав как потребителя коммунальных услуг в части порядка и метода начисления оплаты за коммунальные услуги. О тарифах и нормах потребления коммунальных услуг в общежитии, ответчик стал уведомлять ее лишь с <...>. До этого времени такой возможности она не имела. Оплата за коммунальные услуги производилась в кассу ответчика в соответствии с обозначенными в устной форме суммами. До указанного периода времени каких-либо квитанций о начислениях за коммунальные услуги она не получала. Вместе с тем, индивидуальных приборов учета потребления электроэнергии, холодной и горячей воды в ее комнате, а равно как и в других жилых помещениях, где проживают граждане, не установлено. Оплату она вынуждена производить на основании показателей общедомовых приборов учета по расчетам, произведенным на основании разработанных ответчиком самостоятельно формул. Администрация ФГУ "УНИИОММ" не производит расчет стоимости потребленной ею электроэнергии на основании показаний установленного ею для учета потребляемой в комнате электроэнергии индивидуального прибора. Предусмотренную законом корректировку платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение - один раз в квартал, и (отопление - один раз в год, ответчик не производит.
В судебном заседании истец и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Г. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, указав, что расчет стоимости коммунальных услуг производится в соответствии с действующим законодательством, ответчик не является собственником общежития и не уполномочен решить вопрос об установке индивидуального прибора учета.
Третье лицо Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга о времени и месте рассмотрения дела извещалось, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Решением суда от 15.08.2011 в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением от 05.10.2011 постановлено: дополнить мотивировочную часть решения на листе 7 после пятого абзаца абзацем следующего содержания "Поскольку в удовлетворении других требований истице отказано, требование о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежит, поскольку является производным от этих требований".
В кассационной жалобе Б. просит решение как незаконное и необоснованное отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование указала, что суд необоснованно применил нормы, регулирующие вопрос оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, согласился с доводами представителя ответчика относительно применения коэффициента 1,18, который приводится в справках по начислению за проживание в общежитии. Не принят во внимание установленный факт двойного начисления НДС ответчиком при расчете стоимости услуг. Представленные акты не подтверждают доводы ответчика о произведенной корректировке стоимости услуг. При рассмотрении дела не были рассмотрены требования о компенсации морального вреда.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которые не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в поднаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 указанного Кодекса.
Отношения по пользованию специализированным жильем оформляются договором найма между собственником жилого помещения и гражданином, которому это жилье предоставляется.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с п. 4 ст. 12 указанного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно Постановлениям главы г. Екатеринбурга, в которых установлены ставки за содержание жилья, указываются суммы с уже начисленным НДС. Ответчик выставляет к оплате суммы с повторным начислением НДС.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанности нанимателя жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены законом.
В силу ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из \{нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной (власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 21 Правил).
Согласно п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома Коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно ответу Региональной энергетической комиссии Свердловской области о проверке тарифов на коммунальные услуги, данному на обращение истца, из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2010 года по адресу: <...> показал, что начисления производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец занимает комнату <...> в общежитии, расположенном в доме <...>. Данное общежитие является государственной собственностью, подвал и с 1 по 8 этажи находится на праве оперативного управления в ведении ФГУ "УНИИОММ", которым для общего учета потребляемой электроэнергии в здании общежития установлен двухтарифный счетчик учета электрической энергии.
<...> истцом для учета электроэнергии потребляемой в комнате <...>, установлен электрический счетчик, который ответчиком в эксплуатацию для использования по назначению в качестве индивидуального прибора учета электроэнергии не принят.
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по регистрации индивидуального прибора учета электроэнергии, суд обоснованно указал, что его самовольная установка в жилом помещении общежития законодательством не предусмотрена и не была согласована с собственником.
При разрешении требования о признании действий ответчика по начислению оплаты за коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление" и "содержание жилья" необоснованными и незаконными, суд установил, что расчет за данные виды услуг произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указание в справках по начислению суммы платы за проживание в общежитии с коэффициентом 1,18, не влияет конечную сумму произведенного по тарифу расчета. Коэффициент 1,44, приводимый в справках по начислению за проживание в общежитии, является ставкой платы на соответствующий период, для граждан, проживающих в коммунальных квартирах (при соотношении общей площади жилого помещения квартиры к жилой площади этой же квартиры меньше 1,6, но больше или равном 1,4), утвержденным Постановлением Главы г. Екатеринбурга на соответствующий период. Данные коэффициенты и размеры тарифов указаны в Приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 за N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Данный коэффициент 1,44 получен путем деления общей площади общежития на его общую жилую площадь.
Используемые ответчиком в расчете сведения об указанных площадях истцом не оспорены, доказательства незаконного включения в общую расчетную площадь площадей помещений, не входящих в состав общежития, истцом не представлены.
Доводы заявителя о необходимости расчета указанного коэффициента исходя из общей площади секции и площадей входящих в нее 4 жилых комнат несостоятельны, так как согласно схеме общими помещениями в данном общежитии также являются расположенные на этажах общие коридоры, кухни, комнаты для умывания и туалеты.
Поскольку оплата содержания жилья, в том числе общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг, является обязанностью нанимателя, нарушения порядка расчета стоимости данных видов коммунальных услуг в ходе рассмотрения дела не установлены, судом принято законное решение об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконными и необоснованными действий ответчика по начислению оплаты за коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление", "содержание жилья", а также о взыскании излишне уплаченной суммы <...>.
Так как в ходе рассмотрения дела истцом в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации какие-либо доказательства, опровергающие подтвержденные документально доводы ответчика о проведении им корректировок платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление за период с 2008 по 2010 годы не были представлены, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требования о возложении на ответчика соответствующей обязанности.
Доводы кассатора о том, что суд не произвел проверку данных доводов истца несостоятелен, так как не основан на положениях действующего гражданского процессуального законодательства (ст. ст. 12, 56, 57, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в соответствии с которыми правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при разрешении спора суд оказывает содействие сторонам в собирании и истребовании доказательств, оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на их исследовании, и принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По требованию о компенсации морального вреда судом в порядке ст. 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено дополнительное решение, поэтому довод истца о его неразрешении не обоснован.
Доводы кассационной жалобы указанные обстоятельства и выводы суда первой инстанции не опровергают, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права, а потому, не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска является законным и обоснованным.
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 363 и 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.08.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-15853/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2011 г. по делу N 33-15853/2011
Судья Павликова М.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н.,
судей Семерневой Е.С., Козлова О.А.
при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 08.11.2011 кассационную жалобу Б. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.08.2011
по гражданскому делу по иску Б. к Федеральному государственному учреждению "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести корректировку платы за коммунальные услуги, взыскании убытков, обязании произвести действия по регистрации индивидуального прибора учета электроэнергии, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Козлова О.А., объяснения Б., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика по доверенности Г., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с иском о защите прав потребителя к ФГУ "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" Министерства здравоохранения Российской Федерации" на праве оперативного управления (далее - ФГУ "УНИИОММ"), в котором просила:
- признать действия ответчика по начислению оплаты за коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление", "содержание жилья" необоснованными и незаконными;
- обязать ответчика произвести действия по регистрации индивидуального прибора учета электроэнергии в комнате <...>;
- обязать ответчика произвести корректировку платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление за период с 2008 по 2010 год;
- взыскать с ответчика излишне оплаченную сумму в размере <...> за необоснованно начисленные коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление" и "содержание жилья" за период с 2008 по 2010 год;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <...>.
В обоснование указано, что истец проживает в комнате <...>. Указанный дом является общежитием ФГУ "УНИИОММ". Статус общежития с дома до сих пор не снят, и в настоящий момент часть здания жилого назначения, с 1 по 8 этажи, находится в оперативном управлении ответчика. Коммунальные услуги истцу оказывает ФГУ "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества". Плату за жилое помещение и коммунальные услуги она вносит своевременно и в полном объеме, долгов по оплате не имеет. Однако, несмотря на надлежащее исполнение обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг, ответчиком допускаются нарушения ее прав как потребителя коммунальных услуг в части порядка и метода начисления оплаты за коммунальные услуги. О тарифах и нормах потребления коммунальных услуг в общежитии, ответчик стал уведомлять ее лишь с <...>. До этого времени такой возможности она не имела. Оплата за коммунальные услуги производилась в кассу ответчика в соответствии с обозначенными в устной форме суммами. До указанного периода времени каких-либо квитанций о начислениях за коммунальные услуги она не получала. Вместе с тем, индивидуальных приборов учета потребления электроэнергии, холодной и горячей воды в ее комнате, а равно как и в других жилых помещениях, где проживают граждане, не установлено. Оплату она вынуждена производить на основании показателей общедомовых приборов учета по расчетам, произведенным на основании разработанных ответчиком самостоятельно формул. Администрация ФГУ "УНИИОММ" не производит расчет стоимости потребленной ею электроэнергии на основании показаний установленного ею для учета потребляемой в комнате электроэнергии индивидуального прибора. Предусмотренную законом корректировку платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение - один раз в квартал, и (отопление - один раз в год, ответчик не производит.
В судебном заседании истец и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Г. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, указав, что расчет стоимости коммунальных услуг производится в соответствии с действующим законодательством, ответчик не является собственником общежития и не уполномочен решить вопрос об установке индивидуального прибора учета.
Третье лицо Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга о времени и месте рассмотрения дела извещалось, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Решением суда от 15.08.2011 в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением от 05.10.2011 постановлено: дополнить мотивировочную часть решения на листе 7 после пятого абзаца абзацем следующего содержания "Поскольку в удовлетворении других требований истице отказано, требование о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежит, поскольку является производным от этих требований".
В кассационной жалобе Б. просит решение как незаконное и необоснованное отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование указала, что суд необоснованно применил нормы, регулирующие вопрос оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, согласился с доводами представителя ответчика относительно применения коэффициента 1,18, который приводится в справках по начислению за проживание в общежитии. Не принят во внимание установленный факт двойного начисления НДС ответчиком при расчете стоимости услуг. Представленные акты не подтверждают доводы ответчика о произведенной корректировке стоимости услуг. При рассмотрении дела не были рассмотрены требования о компенсации морального вреда.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которые не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в поднаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 указанного Кодекса.
Отношения по пользованию специализированным жильем оформляются договором найма между собственником жилого помещения и гражданином, которому это жилье предоставляется.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с п. 4 ст. 12 указанного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно Постановлениям главы г. Екатеринбурга, в которых установлены ставки за содержание жилья, указываются суммы с уже начисленным НДС. Ответчик выставляет к оплате суммы с повторным начислением НДС.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанности нанимателя жилого помещения по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены законом.
В силу ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из \{нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной (власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 21 Правил).
Согласно п. 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома Коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно ответу Региональной энергетической комиссии Свердловской области о проверке тарифов на коммунальные услуги, данному на обращение истца, из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2010 года по адресу: <...> показал, что начисления производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец занимает комнату <...> в общежитии, расположенном в доме <...>. Данное общежитие является государственной собственностью, подвал и с 1 по 8 этажи находится на праве оперативного управления в ведении ФГУ "УНИИОММ", которым для общего учета потребляемой электроэнергии в здании общежития установлен двухтарифный счетчик учета электрической энергии.
<...> истцом для учета электроэнергии потребляемой в комнате <...>, установлен электрический счетчик, который ответчиком в эксплуатацию для использования по назначению в качестве индивидуального прибора учета электроэнергии не принят.
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по регистрации индивидуального прибора учета электроэнергии, суд обоснованно указал, что его самовольная установка в жилом помещении общежития законодательством не предусмотрена и не была согласована с собственником.
При разрешении требования о признании действий ответчика по начислению оплаты за коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление" и "содержание жилья" необоснованными и незаконными, суд установил, что расчет за данные виды услуг произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указание в справках по начислению суммы платы за проживание в общежитии с коэффициентом 1,18, не влияет конечную сумму произведенного по тарифу расчета. Коэффициент 1,44, приводимый в справках по начислению за проживание в общежитии, является ставкой платы на соответствующий период, для граждан, проживающих в коммунальных квартирах (при соотношении общей площади жилого помещения квартиры к жилой площади этой же квартиры меньше 1,6, но больше или равном 1,4), утвержденным Постановлением Главы г. Екатеринбурга на соответствующий период. Данные коэффициенты и размеры тарифов указаны в Приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 за N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Данный коэффициент 1,44 получен путем деления общей площади общежития на его общую жилую площадь.
Используемые ответчиком в расчете сведения об указанных площадях истцом не оспорены, доказательства незаконного включения в общую расчетную площадь площадей помещений, не входящих в состав общежития, истцом не представлены.
Доводы заявителя о необходимости расчета указанного коэффициента исходя из общей площади секции и площадей входящих в нее 4 жилых комнат несостоятельны, так как согласно схеме общими помещениями в данном общежитии также являются расположенные на этажах общие коридоры, кухни, комнаты для умывания и туалеты.
Поскольку оплата содержания жилья, в том числе общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг, является обязанностью нанимателя, нарушения порядка расчета стоимости данных видов коммунальных услуг в ходе рассмотрения дела не установлены, судом принято законное решение об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконными и необоснованными действий ответчика по начислению оплаты за коммунальные услуги "отопление общедомовое потребление", "содержание жилья", а также о взыскании излишне уплаченной суммы <...>.
Так как в ходе рассмотрения дела истцом в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации какие-либо доказательства, опровергающие подтвержденные документально доводы ответчика о проведении им корректировок платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление за период с 2008 по 2010 годы не были представлены, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требования о возложении на ответчика соответствующей обязанности.
Доводы кассатора о том, что суд не произвел проверку данных доводов истца несостоятелен, так как не основан на положениях действующего гражданского процессуального законодательства (ст. ст. 12, 56, 57, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в соответствии с которыми правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при разрешении спора суд оказывает содействие сторонам в собирании и истребовании доказательств, оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на их исследовании, и принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По требованию о компенсации морального вреда судом в порядке ст. 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынесено дополнительное решение, поэтому довод истца о его неразрешении не обоснован.
Доводы кассационной жалобы указанные обстоятельства и выводы суда первой инстанции не опровергают, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права, а потому, не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска является законным и обоснованным.
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 363 и 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.08.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
СУХАНКИН А.Н.
Судьи
СЕМЕРНЕВА Е.С.
КОЗЛОВ О.А.
СУХАНКИН А.Н.
Судьи
СЕМЕРНЕВА Е.С.
КОЗЛОВ О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)